В.И.Вернадский. «О научном мировоззрении». «Философские мысли натуралиста». (на выбор)
Владимир Иванович Вернадский (ВИВ) явился творцом крупнейшего направления в науке - учения о биосфере и ее переходе в ноосферу. Ноосфера есть новое геологическое состояние биосферы, подготовленное эволюцией живого вещества и определяемое разумом человечества. ВИВ задолго до появления работ "Римского клуба" определили необходимость для человечества мыслить и действовать в планетарном аспекте в соответствии с возможностями организованности биосферы. Он определяет значимость для человечества быстрого и интенсивного роста научного мировоззрения (НМ). Именно оно является одним из ведущих факторов становления ноосферы. ВИВ, на основе конкретных примеров из истории науки показывает, влияние религии, философии, искусства на развитие научного мировоззрения. Это влияние обогащает НМ. Если НМ раскрывает в основном субъект объектное отношение человечества к мирозданию, то религия, философия, искусство стремятся выразить целостность мироздания, ускоренность в нем человеческого бытия и необходимость духовно-нравственных ориентиров. НМ учитывает лишь один из аспектов отношений человечества к биосфере, Космосу, другие же аспекты выражаются на основе религии, философии, искусства.
Не все процессы развития научных идей должны подлежать изучению для выяснения развития НМ. Но само НМ не есть что-нибудь законченное, ясное, готовое; оно достигалось человеком постепенно, долгим и трудным путем. В разные исторические эпохи оно было различно. В течение хода веков можно проследить, как чуждое нам мировоззрение прошлых поколений постепенно менялось и приобретало современный вид, но оно всегда являлось научным. И в то же время некоторые все еще небольшие части НМ неопровержимо доказаны или вполне соответствуют в данное время формальной действительности и являются научными истинами. НМ не дает нам картины мира в действительном его состоянии. НМ не есть картина Космоса, которая раскрывается в своих вечных и незыблемых чертах перед изучающими ее. НМ есть создание и выражение человеческого духа; наравне с ней проявлением той же работы служат религиозное мировоззрение, искусство, общественная и личная этика, социальная жизнь, философская мысль или созерцание. Именем НМ мы называем представление о явлениях, доступных научному изучению, которое дается наукой, под этим именем мы подразумеваем, определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при этом каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания.
В общем, основные черты НМ будут неизменны, какую бы область наук мы ни взяли за исходную. Все они приведут к одному НМ, подчеркивая и развивая его части. В основе НМ лежит метод научной работы, известное определенное отношение человека к подлежащему научному изучению явления. Этот научный метод не всегда есть орудие, которым строится НМ, но это есть всегда то орудие, которым оно проверяется. Этот метод есть только иногда средство достижения научной истины или НМ, но им всегда проверяется правильность включения данного факта, явления или обобщения в науку, в научное мышление. Некоторые части даже современного НМ были достигнуты не путем научного искания или научной мысли, они вошли извне: из религиозных идей, из философии, из общественной жизни, из искусства. Но они удержались в ней только потому, что выдержали пробу научного метода. Это испытание наукой орудие искания подвергает пробе вес. что. так или иначе, вступает в область НМ. Наиболее характерной стороной научной работы является отношение человека к вопросу, подлежащему изучению. Все, что, так или иначе, проходит через горнило научного отношения к предмету, оно удерживается в нем только до тех пор, пока оно его выдерживает. Наука и НМ являются результатом такой, ни перед чем не останавливающейся и все проникающей, работы человеческого мышления. Т.о., хотя научный метод проникает всю науку и является наиболее характерным его проявлением, определяет все научное мировоззрение, но не им исключительно оно достигается. В него входят только данные, добываемые применением к окружающему нас миру научных методов искания.
НМ развивается в тесном общении и широком взаимодействии с другими сторонами духовной жизни человечества. Отделение НМ и науки от одновременно или ранее происходившей деятельности человека в области религии, философии, общественной жизни или искусства невозможно. Все они тесно сплетены между собой и могут быть разделены только в воображении. В настоящее время, в эпоху исключительного расцвета научного мышления, эта тесная и глубокая связь науки с другими течениями духовной жизни человечества нередко забывается.
Характер НМ - сложный, с одной стороны в него входят общие положения, связанные с научным представлением о Космосе, с другой - отрицания, вызванные необходимостью очистить мировоззрение от положений, достигнутых человеком иным путем и противоречащим научным данным. Неизбежность существования в НМ этих фикций придает ему еще более меняющийся со временем отпечаток, придает характер еще более далекий от логически ясного. Ибо несомненно, что вопросы о таких фикциях и предрассудках, их обсуждения и их оценка играют в НМ крупнейшую роль. Дело в том, что эти фикции нередко получают форму задач и вопросов, тесно связанных с духом времени. Человеческий ум неуклонно стремится получить на них определенный и ясный ответ. Искание ответа на такие вопросы служит живительным источником научной работы для человека.