Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.
Без серьезных научных исследований современного состояния взаимодействия природы и общества невозможно не только преодоление, но и простое осмысление сути глобальных проблем современности.
Глобальными – называются проблемы, нерешенность ко-торых создает угрозу для будущего существования человече-ского общества. Изучают их экология, философия глобальных проблем. Здесь рассматривается сущность глобальных проблем современности, кризисов в развитии человечества, изучаются пути решения этих проблем и предупреждения кризисов.
В настоящий момент перед человечеством стоят следующие глобальные проблемы: экология и жизненное пространство; выживаемость человека; войны и мир. Беспреце-дентный характер нынешней мировой истории заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы, ни кто-либо из людей не мог уничтожить или даже прервать человеческий прогресс. Человечество издавна знало кризисы, вызывавшимися стихийными силами природы, как-то: землетрясения и наводнения, засухи, эпидемии и т.д. Однако кризисы эти порождались внешними для человека причинами, и сам он был лишь их жертвой. Кризисы, с которыми пришлось столкнуться современному человечеству являются уже результатом деятельности самого человека, являются уже результатом деятельности самого человека, носят антропогенный характер. С изобретением ядерного оружия приобрела особое глобальное значение проблема войны и мира. В мире прогрессировало не только добро, но и зло. Зло концентрировалось в большей степени именно в войнах, которые разрушали все, что, создавалось людьми, и уничтожая самих людей. Первым средством в борьбе против войн должен быть отказ от войны как средства продолжени политики. Ныне стал очевидным ее иррациональный смысл, а точнее полная абсурдность как какого бы то ни было средства решения международных проблем. Помимо глобальной атомной угрозы существуют и иные глобальные проблемы, порожденные кризисным состоянием взаимоотношения природы и общества в результате научно-технического развития. Среди них наиболее значимым является экологический кризис, выражающийся в повседневном загрязнении окружающей среды, одновременно с прогрессирующим истощением запасов планеты - ее земных и водных ресурсов. Для решения экологической проблемы необходимо правильно рационально и экономно использовать природные ресурсы. Один из рациональных способов организации природопользования - изменение производственной технологии, в чем воплощается непосредственно материальное взаимоотношение человека и природы. Но для его осуществления требуется и изменение ценностных ориентаций человека - формирование его экологического мышления, новой экологической этики. Еще одной не менее тревожной глобальной проблемой является проблема физического и нравственного здоровья человека. Информационные перегрузки, общий, все ускоряющийся ритм жизни особенно в гигантских, крупных городах, злоупотребление лекарственными препаратами, химические свойства которых по своим неблагоприятным для организма последствиям оказываются зачастую неизвестными - все это пагубно действует на человека. Это лишь маленькая толика из общего количества неблагоприятных для человека факторов.
Аристотель. «Метафизика».
Происхождение термина "метафизика" случайно. В 1 веке до н. э. греческий ученый Андроник из Родоса решил привести в порядок и "переиздать", т. е. исправить и заново переписать рукописи Аристотеля. В своем издании Андроник вслед за группой сочинений, относящихся к физике, поместил группу трактатов под названием "То, что следует за физикой".
Через всю "метафизику" Аристотеля проходит - как ее главная мысль - критика основного учения Платона - учения об "идеях".
Возражения Аристотеля против учения Платона об "идеях" могут быть сведены в основном к четырем.
Первое и основное из этих возражений Аристотеля состоит в том, что предложения Платона об "идеях" как самостоятельном бытии, отдельном от существования чувственных вещей, бесполезно как для познания этих вещей, так и для объяснения их бытия, поскольку платоновские "идеи" по существу простые копии чувственных вещей.
Второе возражение Аристотеля против теории "идей" состоит в том, что постулируемая Платоном область, или мир, "идей" бесполезен не только для познания, но и для чувственного существования идей, так как у Платона область "идей" начисто обособлена от мира чувственных вещей.
Третье возражение Аристотеля против платоновской теории "идей" основывается на распространении платоновского учения о логических отношения "идей" и получило название "третий человек". Поводом для такого названия было то, что согласно Платону, кроме чувственного человека и кроме "идеи" человека ("второго человека") необходимо допустить также существование еще одной (возвышающейся над ними) "идеи" человека.
Четвертое возражение Аристотеля против теории "идей" Платона состоит в указании, что теория эта не дает и не может дать объяснение важному свойству вещей чувственного мира - их движению и становлению, возникновению и гибели. Т. к. "идеи" образуют, по Платону, особый и совершенно отдельный, замкнутый мир сущностей.
На пороге теоретической философии Аристотеля мы встречаем введенное им понятие субстанции ("сущности"). Под субстанцией Аристотель понимает бытие вполне самобытное, пребывающее в самом себе, но не в чем-либо ином (единичное бытие). Особенность субстанции в том, что она может внутри себя самой совмещать противоположные друг другу свойства, но во вне себя не может иметь ничего, что было бы ей противоположно. По Аристотелю, для нашего познания единичное бытие есть сочетание "формы" и "материи". В плане бытия "форма" -сущность предмета. В плане познания "форма" - понятие о предмете. В понятии "материя" Аристотель различает два значения. Под "материей" он разумеет, во-первых, субстрат в безусловном смысле. Это только "материя", или, иначе чистая возможность. И, во-вторых, под "материей" он понимает и такой субстрат, который уже не только возможность, но и действительность. Но не все существующее в мире может быть выведено из этих начал и Аристотель рассматривает все, чему учили известные ему философы о началах бытия и мира. Рассмотрение это показывает, что история мысли выдвинула четыре основных начала:
1. "материя"- то, в чем реализуется понятие;
2. "форма" - понятие, которое принимает "материя", когда происходит переход от возможности к действительности;
3. причина движения;
4. цель, ради которой происходит известное движение.
Как вечная и невозникшая причина мирового процесса, как причина всех происходящих в мире движений перводвигатель мира есть, согласно Аристотелю, бог. Здесь онтология и космология Аристотеля, его учение о бытии и его учение о мироздании сливаются с его теологией. И бытие, и мир, и бог - понятия метафизики Аристотеля, его учения о сущности бытия, различные, но связанные между собой грани его учения, его философии.
Но "метафизика" - "первая философия", как ее называет Аристотель, - исследует не отдельные области бытия, а начало и причины всего сущего. Предварительной задачей при разработке учения о бытии Аристотель считал выделение основных родов, или разрядов, бытия. В специальном сочинении о категориях "Категории" таких родов указано десять: сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действование и претерпевание.
В метафизике Аристотеля иерархия, или классификация, наук соответствует иерархии форм бытия. Место каждой науки в этой классификации определяется близостью ее предмета к "чистой форме", т. е. степенью "формальности" ее предмета. Так наибольшее достоинство и наивысшее положение Аристотель охводит наукам "теоретическим" ("созерцательным"). Науки эти дают знание начал и причин и поэтому "согласны с философией". Наивысший предмет метафизики Аристотеля - сущность, созерцательно постигаемая лишь умом, мышлением о мышлении.
Ф. Бэкон. «Новый органон».
ФРЭНСИС БЭКОН (1561–1626) – английский государственный деятель, эссеист и философ.
Главным литературным творением Бэкона считаются Опыты (Essayes), над которыми он непрерывно работал в течение 28 лет. Бэкон называл свои опыты «отрывочными размышлениями» о честолюбии, приближенных и друзьях, о любви, богатстве, о занятиях наукой, о почестях и славе, о превратностях вещей и других аспектах человеческой жизни.
Несмотря на занятия Бэкона политикой и юриспруденцией, главным делом его жизни были философия и наука, и он величественно провозгласил: «Все знание – область моего попечения». Аристотелевскую дедукцию, в то время занимавшую главенствующие позиции, он отвергал как неудовлетворительный способ философствования. На его взгляд, должен быть предложен новый инструмент мышления, «новый органон», с помощью которого можно было бы произвести восстановление человеческого знания на более надежной основе. Общий набросок «великого плана восстановления наук» был сделан Бэконом в 1620 в предисловии к труду "Новый Органон", или "Истинные указания для истолкования природы". В этой работе предусматривалось шесть частей:
общий обзор современного состояния наук,
описание нового метода получения истинного знания,
свод эмпирических данных,
обсуждение вопросов, подлежащих дальнейшему исследованию,
предварительные решения,
сама философия.
Бэкону удалось сделать лишь наброски первых двух частей. Первая была названа "О пользе и успехе знания". По Бэкону, существует четыре вида «идолов», которые осаждают умы людей.
Первый вид – идолы рода (ошибки, которые человек делает в силу самой своей природы).
Второй вид – идолы пещеры (ошибки, обусловленные предрассудками).
Третий вид – идолы площади (ошибки, порождаемые неточностями в использовании языка).
Четвертый вид – идолы театра (ошибки, совершаемые вследствие принятия различных философских систем).
Описывая ходячие предрассудки, мешающие развитию науки, Бэкон предлагал трехчастное разделение знания, произведенное согласно психическим функциям, и относил историю к памяти, поэзию к воображению и философию (в которую он включал науки) к разуму. Он также давал обзор границ и природы человеческого познания в каждой из этих категорий и указывал на важные области исследования, до сих пор бывшие в небрежении.
Во второй части книги Бэкон описывал принципы индуктивного метода, с помощью которого предлагал свергнуть всех идолов разума.
Борьба Бэкона против авторитетов и метода «логических дистинкций», выдвижение нового метода познания и убеждение в том, что исследование должно начинать с наблюдений, а не с теорий, ставят его в один ряд с важнейшими представителями научной мысли Нового времени. Впрочем, он не получил сколько-нибудь значительных результатов – ни в эмпирическом исследовании, ни в области теории, а его метод индуктивного познания через исключения, который, как он полагал, будет продуцировать новое знание «подобно машине», не получил признания в экспериментальной науке.