Уровни, формы и методы научного познания.

Метод (греч. путь к ч.л.) способ достижения цели, определённым образом упорядоченная деятельность. Существуют следующие методы: индукция, дедукция, анализ и синтез, аналогия, сравнение, эксперимент, наблюдение и др. Для каждой науки существуют свои методы, они исторически изменяются.

Индукция – (лат. наведение) – способ поиска общих утверждений, положений, гипотез и закономерностей путём исследования частных случаев. И. зародилось в древности (Сократ, Аристотель). 1620 г. Ф.Беком изложил законы И. как метода открытия новых истин в науке. И. является умозаключением, в котором посылки подтверждают или делают вероятным заключения но не обеспечивают его истины.

Дедукция (лат. выведение) доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на осн6ове законов логики, носящее достоверный характер (от общего к частном) построение теории при помощи вывода Д. используется для систематизации и более строгого и последовательного выделения всех следствий из него. Античные ф (Платон, Аристотель), новое время (Декарт, Лейбниц), 19-20в. Чётко сформулированы принципы Д. (аппарат мат. Логики.

Анализ и синтез (греч. разложение и соединение). А – расчленение объекта на простые составляющие (выделение главного, классификация).

Аналогия –(греч. сходства)- установление отношений между двумя предметами, перенос информации, полученной при исследовании предмета (модели) на другой предмет, называемый прототипом (прим: пропорция, подобие (19в.) атомные модели (20в.).

Сравнение - сопоставление объектов с целью выявления черт сходства или различия между ними.

Эксперимент – (лат. опыт) исследование к.л. явлений путём активного воздействия на них при помощи создания новых усл., соответствующих целям исследования.

Наблюдение – целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира.

Основания науки.

Наука, с одной стороны, автономна, но с другой – включена в систему культуры. Эти ее качества обусловлены ее основаниями. Выделяют следующие компоненты оснований науки: методологические, идеалы и нормы научной деятельности, научные картины мира, философские основания, социокультурные основания.

Методологические основания – это система принципов и методов научного исследования, на основе которых осуществляется процесс получения научного знания.

Наука приобретает качество автономности лишь тогда, когда ее развитие начинает базироваться на собственных методологических основаниях. На ранних стадиях формирования науки в качестве оснований выступают философские положения. В Новое время оформляются собственные методологические основания, позволившие науке приобрести самостоятельность как в постановке задач научного исследования, так и в способах их решения.

Одним из первых обратил внимание на «руководящие принципы» научной деятельности Р. Декарт. В работе «Рассуждение о методе» он вводит четыре основных принципа научной деятельности: никогда не принимать на веру то, в чем с очевидностью не уверен; разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения; начинать с предметов простейших и легко познаваемых и восходить постепенно до познания наиболее сложных; делать всюду перечни, наиболее полные, и обзоры, столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

Необходимость методологической рефлексии, обоснования и введения методологических правил четко осознавал И. Ньютон.

Таким образом, наука развивается на основе методологических положений, принципов, правил, определяющих «технологию» получения научного знания.

Идеалы и нормы научной деятельности. Как и всякая деятельность, научное познание регулируется определенными идеалами и нормативами, в которых выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения.

Виды идеалов и норм науки:

1) познавательные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания;

2) социальные нормативы.

Эти два аспекта идеалов и норм науки соответствуют двум аспектам ее функционирования: как познавательной деятельности и как социального института.

Идеалы и нормы исследования образуют целостную систему с достаточно сложной организацией. Определяя общую схему метода деятельности, идеалы и нормы регулируют построение различных типов теорий, осуществление наблюдений и формирование эмпирических фактов.

Вместе с тем историческая изменчивость идеалов и норм, необходимость вырабатывать новые регулятивы исследования порождает потребность в их осмыслении и рациональной экспликации. Результатом такой рефлексии над нормативными структурами и идеалами науки выступают методологические принципы, в системе которых описываются идеалы и нормы исследования.

Научная картина мира - совокупность представлений о действительности, полученная в процессе эмпирического и теоретического изучения различных областей реальности. НКМ формируется на основе созданных научных теорий и оказывает активное воздействие на научный поиск, структуру и содержание научных теорий будущего.

Обобщенная характеристика предмета исследования вводится в КМ посредством представлений: 1) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой; 2) о типологии изучаемых объектов; 3) об общих закономерностях их взаимодействия; 4) о пространственно-временной структуре реальности.

Все эти представления могут быть описаны в системе онтологических принципов, посредством которых эксплицируется картина исследуемой реальности и которые выступают как основание научных теорий соответствующей дисциплины.

Переход от механической к электродинамической, а затем к квантово-релятивистской картине физической реальности сопровождался изменением системы онтологических принципов физики.

Картину мира можно рассматривать в качестве некоторой теоретической модели исследуемой реальности. Но это особая модель, отличная от моделей, лежащих в основании конкретных теорий. Они отличаются 1) по степени общности: на одну и ту же картину мира может опираться множество теорий, в том числе и фундаментальных и 2) специальную картину мира можно отличить от теоретических схем, анализируя образующие их абстракции (идеальные объекты).

Философские основания науки. Включенность науки в систему культуры прежде всего предполагает ее философское обоснование, фундаментом которого являются философские категории и идеи.

В качестве философских оснований науки можно вычленить онтологические, гносеологические, методологические и аксиологические составляющие. На конкретном этапе развития науки на нее оказывают влияние не все эти основания, а лишь определенная их часть. Для классической науки XX в. были значимы гносеологические проблемы, раскрывающие специфику субъект-объектных отношений, а также проблемы понимания истины. Для современной постнеклассической науки интерес представляют аксиологические философские утверждения, проблемы соотношения ценностей и знания, этические проблемы.

Таким образом, философские основания науки не следует отождествлять с общим массивом философского знания. Из обширного поля философской проблематики наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые идеи и принципы. Иначе говоря, философия по отношению к науке сверхизбыточна, ибо обсуждает не только проблемы научного познания. В то же время наука влияет на развитие философии, вносит свой вклад в философские основания.

Социокультурные основания науки. Вопрос о том, как и каким образом культура выступает основанием науки, можно рассматривать в двух аспектах - цивилизационном и культурологическом. С точки зрения цивилизационного подхода можно констатировать что в традиционном обществе наука не востребована. Наука получает мощный импульс для своего развития в условиях техногенной цивилизации, где выступают в качестве высшей ценности и важнейшей основой жизнедеятельности техногенной цивилизации является рост научного знания и его технологическое применение.

К вопросу о социокультурных основаниях науки можно подойти с позиции трех ключевых типов культуры – идеациональной, идеалистической и чувственной, которые П. Сорокин рассматривает в своей работе «Социокультурная динамика.

Идеациональной он называет унифицированную систему культуры, основанную на принципе сверхчувствительности и сверхразумности Бога.

Идеалистической Сорокин называет систему культуры, основанную на посылке о том, что объективная реальность частично сверхчувственная и частично чувственная.

Чувственная система культуры в большей степени, чем предыдущие, стимулирует развитие науки, ибо эта культура, отмечает Сорокин, основывается и объединяется вокруг нового принципа «объективная действительность и смысл ее сенсорны».

Итак, социокультурные установки оказывают воздействие на науку: они могут либо способствовать ее развитию, либо препятствовать ему. Это свидетельствует о том, что наука включена в систему культуры и является, несмотря на свою автономность, органичной ее частью.

Наши рекомендации