Когда интеграция заканчивается, глаза можно открыть. Для экологической проверки просим пациента сделать какую-нибудь метафору из стульев, чтобы убедиться в произошедших изменениях.
Сенсорный опыт во времени.
Технология «Линия жизни»
Определяем линию жизни. Где у нас настоящее, где будущее, а где прошлое. Ставим в намеченные точки скамейки (стулья). Одно в настоящем, другое в будущем, когда проблема будет решена, а третье в прошлом, за миг до того, как началась проблема.
Просим пациента сесть на стул, там, где он определил настоящее и в ассоциированном виде, идентифицировался с проблемой. Просим его посмотреть в будущее и представить себя, сидящем на стуле будущего, и уже достигшим поставленной цели. Просим подумать и сказать: «Что я должен сделать, чтобы войти в образ достижения, дойти до будущего с решённой проблемой?».
3. После высказывания, встаём со стула, отходим в диссоциацию, разотождествляемся с проблемой, идём в будущее, садимся на стул будущего и говорим себе из будущего: «Что он (она), сидящий там, на стуле настоящего, теперь уже прошлого, должен сделать, чтобы стать таким как «я», достигший решения проблемы?» Накладываем тональный якорь или кинестетический, например, похлопать по плечу.
Наложив ресурсный якорь на ресурсное состояние, просим пациента встать, выйти в диссоциацию и направиться в прошлое, где надо сесть на стул «до того как» началась проблема. стараемся ассоциироваться с тем временем, отождествиться с ним, закрываем глаза и представляем себя. На высоте кинестетических переживаний, накладываем ресурсный якорь.
Берём РЕСУРСЫ из прошлого и будущего, идём по линии жизни к настоящему, садимся на стул. Закрываем глаза, ассоциируемся с настоящим моментом, в этот момент психотерапевт накладывает якоря из прошлого и будущего, начинается процесс ИНТЕГРАЦИИ.
Когда интеграция заканчивается, глаза можно открыть. Для экологической проверки просим пациента сделать какую-нибудь метафору из стульев, чтобы убедиться в произошедших изменениях.
* Итак, если есть проблема, которую пациент не может решить, то это может значить, что он ассоциирован и сильно отождествлён с проблемным состоянием в настоящем, а потому не осознаёт желаемого результата в будущем, что не включает механизма решения проблемы и достижения поставленной цели.
* Путь к изменению состоит вначале в том, чтобы подумать о желаемом состоянии - диссоциированно, как о будущей возможности. Это пациент делает, когда сидит на стуле настоящего.
* Затем пациент диссоциируется от нынешнего проблемного состояния и ассоциируется в будущем с ресурсным «я». Теперь он в будущем с ресурсом. Что мы и якорим.
* С этой удобной позиции будущего он может видеть старое проблемное поведение в завершённом прошлом.
* Приблизительно тоже самое происходит и из позиции прошлого.
* Теперь можно произвести ИНТЕГРАЦИЮ в позиции настоящего. Ресурсное будущее, ресурсное прошлое с нынешним сейчас, чтобы ощутить ресурсы в настоящем, а проблему увидеть – как изжитую в прошлом
При этом уместны сдвиги глагольных времён, отвечающих за кодирование времени предикатами речи. Например: «Вот ты сидишь и ассоциирован с ним. Будучи отождествлённым с будущим, посмотри на себя в прошлом. Ты сидишь в прошлом, что посоветовать и какой дать НАКАЗ?» таким образом, постановкой вопроса мы сдвигаем событие проблемной ситуации из настоящего времени в прошелшее время, изящно применяя глагольные время прошедшего времени.
Задача состоит в том, чтобы пациент «самопроизвольно» глядя на себя из будущего в прошлое – начал говорить о своей проблеме в глаголах прошедшего времени, при этом «видя» свою проблему визуальном прошлом, что и позволяет психотерапевту узнать, переместилась ли проблема по шкале времени в прошлое.
В ходе психотерапии, психотерапевт правильной постановкой вопроса, пытается пациента «навести» на мысль говорить о проблеме в прошедшем времени. Например: «Я поражаюсь тому, как много беспокойства причиняла вам проблема когда вы сейчас смотрите на неё и видите её в далёком прошлом, там, на линии жизни».
Если пациент продолжает упорно говорить о проблеме глаголами настоящего времени, хотя и находится в будущем, то работу следует продолжить, поработать над диссоциацией, разотождествлением, якорением проблемного состояния и выявлением и якорением мощного ресурса.
В основе этой мощной технологии «Линия жизни» лежит концепция причинно-следственных отношений. Эта концепция важна ждля понимания и предсказания будущих желательных событий. Причина должна существовать во времени раньше следствия.
Поэтому причинно-следственному закону все ассоциативные связи, участвующие в нашем осознании опыта, целиком зависят от упорядоченного ощущения времени, вот почему важно прорабатывать «Линию времени» и «Линию жизни» с пациентом.
Поскольку все наши убеждения и верования, касающиеся причинно-следственных отношений, столь жизненно важны для поддержания слаженного внутреннего мира, то разумно навести порядок, разобраться с линией жизни и времени, чтобы разумно разместить на ней наши репрезентации. Особенно это необходимо с пациентами маниакально-депрессивного невроза. Явное следствие причинно-следственных отношений, отражает наше детство.
Никогда не нужно уничтожать ограничения и препятствия или ограничивающие нас убеждения, если они связаны с причинно-следственными отношениями. Обычно, в таком случае, параллельно создаётся новая причинно-следственная связь, по-новому использующая те же данные, не нарушая причинно-следственный континуум, т.к. разрыв в пространственно-временном континууме и даёт – депрессию, от которой до изобретения антидепрессантов умирали. Есть данные, что от депрессии умирало множество русских писателей, в том числе Гоголь, Достоевский и т.д.
Одной из универсальных характеристик человеческих существ является то, что мы, в отличие от животных, способны создавать репрезентацию будущего и что самое интересное, эти репрезентации часто являются визуально сконструированными и диссоциированными, а потому и хорошо мотивированными, что побуждает нас людей, совершать поступки «здесь и теперь», чтобы по прошествии времени в будущем, которое станет настоящим, создать события того рода, которого мы хотели или планировали.
Исходя из вышесказанного, полезным для пациентов становится технология «Картинная галерея», которая вмещает в себя все три важнейшие концепции психотерапии: причину и следствие, мотивацию на избегание и достижение, смысл и «вторичную выгоду», вытекающую из понятия отдалённых целей.
Время является важнейшим элементом в организации человеческого опыта. Без понятия времени, мы лишились бы возможности понять концепцию «причина – следствие» - как главную концепцию психотерапии. Время – основной элемент организации нашего опыта. Каждый из нас по-своему классифицирует свой опыт по отношению ко времени. Помимо визуального представления о самом себе, т.е. что такое «Я», очень часто эффективность и продуктивность человека тесно связаны и с тем, как именно он организует время
Медитация «Путешествие во времени»
Если пациент, находясь в состоянии транса, переживает момент достижения желательного результата, поставленной цели, в своей фантазии, то у него формируется мотивация на достижение поставленного результата, но уже в реальной физической жизни.
1. Начинаем с образа достижения. Чего должны достичь? Как будем выглядеть, как узнаем, что достигли цели?
2. Создаём раппорт, наводим состояние транса и углубляем его.
3. Просим пациента представить себе 7-мь хрустальных шаров расположенных по дуге. Смотрим в центральный шар и стараемся увидеть себя настоящего, но желающим в будущем достигнуть цели.
4. Затем смотрим влево и вниз в прошлое, создаём лёгкую регрессию времени. Просим пациента увидеть в шаре визуальный образ-воспоминание, некое событие, имеющее непосредственное отношение к тому, что в будущем мы достигнем поставленной задачи.
5. Переходим на шар ниже, в более отдалённое прошлое, ожидаем увидеть, когда появится в шаре образ нужного поведения, которое поможет нам неким образом в будущем достигнуть цели, которую мы поставили перед собой.
6. Переходим к последнему шару прошлого, вспоминаем ещё более отдалённое прошлое, когда мы имели нужный ресурс поведения, которое поможет нам достичь желаемого результата.
Во всех шарах прошлого мы наблюдаем ресурсные состояния, которые содержат нужные стратегии, установки и правила для реализации достижения поставленной цели.
7. Просим пациента посмотреть на все четыре шара из диссоциации. Обращаемся к творческой части сравнить события в шарах, что в них общего, а что различного. События происходили в разное время, в разных контекстах и обстоятельствах. Но в них есть «НЕЧТО» общее, что их объединяет, что может помочь нам в будущем решить проблему, погасить конфликт и достичь поставленного результата.
Ждём, пока некое понимание у пациента возникнет, на сознательном, но чаще это бывает на бессознательном уровне.
8. просим пациента перенести фокус своего внимания в крайнее правое положение, к самой дальней точке на линии будущего по оси времени. Создаём лёгкую индукцию по перемещению во времени.
В крайнем правом шаре будущего должен появиться образ достижения «Желанный», когда мы достигнем цели. Ждём проявления образа, а когда он проявится пробуем «войти в него»т.е. отождествиться с ним, ассоциироваться с ним на время, чтобы пережить ощущение УСПЕХА и УДАЧИ. Используем глаголы настоящего времени. На высоте кинестетики ставим якорь.
9. Далее просим пациента, сохраняя ощущение успеха и удачи, вылететь из шара будущего и обратить свой взор на следующий шар будущего. Это хрустальный шар ближе к настоящему моменту. Просим подождать, пока к в нём не проявится то, КАК именно было достигнуто желаемое, ЧТО пациент сделал для того, чтобы достигнуть цели?
10. После того, как пациент увидел картинку, просим перейти к последнему шару, ближе всего стоящему к настоящему. И в этом шаре ближайшего будущего, сохраняя ощущение удачи и успеха, просим бессознательное показать нам образ того, КАКИМ образом мы достигли цели, т.е. в каких РЕСУРСАХ мы нуждаемся.
11. Соединяем все хрустальные шары. Представляем, что это, например, это бусы и одеваем их себе на шею. Можно использовать технологию «Визуально-кинестетического смешивания». В центральный шар настоящего «сдвигаем» руками все шары и прошлого и будущего, чтобы они «слились» в один, центральный шаг. Соединяем все якоря, ждем, когда произойдёт интеграция.
12. После интеграции просим пациента ассоциироваться с полученным результатом, т.е. третьим образом, «вталкиваем» его в себя. Держим его руками, пока процесс отождествления не завершится. После чего руки опускаются, глаза открываются. Мы выходим из транса.
13. Можно забыть пережитое в трансе, если сознание не хочет знать, как и каким образом будет достигнут результат. Можно провести экологическую проверку. Просим увидеть образ достижения; что мы видим?
Сенсорный опыт во времени.
Технология «Линия жизни»
Определяем линию жизни. Где у нас настоящее, где будущее, а где прошлое. Ставим в намеченные точки скамейки (стулья). Одно в настоящем, другое в будущем, когда проблема будет решена, а третье в прошлом, за миг до того, как началась проблема.
Просим пациента сесть на стул, там, где он определил настоящее и в ассоциированном виде, идентифицировался с проблемой. Просим его посмотреть в будущее и представить себя, сидящем на стуле будущего, и уже достигшим поставленной цели. Просим подумать и сказать: «Что я должен сделать, чтобы войти в образ достижения, дойти до будущего с решённой проблемой?».
3. После высказывания, встаём со стула, отходим в диссоциацию, разотождествляемся с проблемой, идём в будущее, садимся на стул будущего и говорим себе из будущего: «Что он (она), сидящий там, на стуле настоящего, теперь уже прошлого, должен сделать, чтобы стать таким как «я», достигший решения проблемы?» Накладываем тональный якорь или кинестетический, например, похлопать по плечу.
Наложив ресурсный якорь на ресурсное состояние, просим пациента встать, выйти в диссоциацию и направиться в прошлое, где надо сесть на стул «до того как» началась проблема. стараемся ассоциироваться с тем временем, отождествиться с ним, закрываем глаза и представляем себя. На высоте кинестетических переживаний, накладываем ресурсный якорь.
Берём РЕСУРСЫ из прошлого и будущего, идём по линии жизни к настоящему, садимся на стул. Закрываем глаза, ассоциируемся с настоящим моментом, в этот момент психотерапевт накладывает якоря из прошлого и будущего, начинается процесс ИНТЕГРАЦИИ.
Когда интеграция заканчивается, глаза можно открыть. Для экологической проверки просим пациента сделать какую-нибудь метафору из стульев, чтобы убедиться в произошедших изменениях.
* Итак, если есть проблема, которую пациент не может решить, то это может значить, что он ассоциирован и сильно отождествлён с проблемным состоянием в настоящем, а потому не осознаёт желаемого результата в будущем, что не включает механизма решения проблемы и достижения поставленной цели.
* Путь к изменению состоит вначале в том, чтобы подумать о желаемом состоянии - диссоциированно, как о будущей возможности. Это пациент делает, когда сидит на стуле настоящего.
* Затем пациент диссоциируется от нынешнего проблемного состояния и ассоциируется в будущем с ресурсным «я». Теперь он в будущем с ресурсом. Что мы и якорим.
* С этой удобной позиции будущего он может видеть старое проблемное поведение в завершённом прошлом.
* Приблизительно тоже самое происходит и из позиции прошлого.
* Теперь можно произвести ИНТЕГРАЦИЮ в позиции настоящего. Ресурсное будущее, ресурсное прошлое с нынешним сейчас, чтобы ощутить ресурсы в настоящем, а проблему увидеть – как изжитую в прошлом
При этом уместны сдвиги глагольных времён, отвечающих за кодирование времени предикатами речи. Например: «Вот ты сидишь и ассоциирован с ним. Будучи отождествлённым с будущим, посмотри на себя в прошлом. Ты сидишь в прошлом, что посоветовать и какой дать НАКАЗ?» таким образом, постановкой вопроса мы сдвигаем событие проблемной ситуации из настоящего времени в прошелшее время, изящно применяя глагольные время прошедшего времени.
Задача состоит в том, чтобы пациент «самопроизвольно» глядя на себя из будущего в прошлое – начал говорить о своей проблеме в глаголах прошедшего времени, при этом «видя» свою проблему визуальном прошлом, что и позволяет психотерапевту узнать, переместилась ли проблема по шкале времени в прошлое.
В ходе психотерапии, психотерапевт правильной постановкой вопроса, пытается пациента «навести» на мысль говорить о проблеме в прошедшем времени. Например: «Я поражаюсь тому, как много беспокойства причиняла вам проблема когда вы сейчас смотрите на неё и видите её в далёком прошлом, там, на линии жизни».
Если пациент продолжает упорно говорить о проблеме глаголами настоящего времени, хотя и находится в будущем, то работу следует продолжить, поработать над диссоциацией, разотождествлением, якорением проблемного состояния и выявлением и якорением мощного ресурса.
В основе этой мощной технологии «Линия жизни» лежит концепция причинно-следственных отношений. Эта концепция важна ждля понимания и предсказания будущих желательных событий. Причина должна существовать во времени раньше следствия.