Знание, его природа и типология. Вера и знание
Эпистемология (греч. episteme - знание, logos - учение) - философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие. Традиционно отождествляется с теорией познания. Однако в неклассической философии может быть зафиксирована тенденция к различению Э. и гносеологии, которое основано на исходных категориальных оппозициях. Если гносеология разворачивает свои представления вокруг оппозиции "субъект - объект", то для Э. базовой является оппозиция "объект - знание". Эпистемологи исходят не из "гносеологического субъекта", осуществляющего познание, а скорее из объективных структур самого знания. Основные эпистемологические проблемы: Как устроено знание? Каковы механизмы его объективации и реализации в научно-теоретической и практической деятельности? Какие бывают типы знаний? Каковы общие законы "жизни", изменения и развития знаний? При этом, механизм сознания, участвующий в процессе познания, учитывается опосредованно, через наличие в знании интенциональных связей (номинации, референции, значения и др).
В 20в. вошел термин «эпистемология» («эпистемо» - знание, «логос» - учение, т.е. «учение о знании»). Этот термин часто используется как теория научного познания. Проблема познаваемости мира возникла еще в древности, что было обусловлено противоречивостью знаний о мире. Знания возникают в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе отражения. Знания– это определенные сведения, информация о мире, соответствующая реальности. Знание, адекватное реальности, является истинным, иначе – оно ложно. Знания возникают через взаимодействие с окружающим миром. Знания – это следы воздействия внешнего мира на человека.
Знание- это совокупность индивидуальных психических образов, наделенных смыслом, который мы можем выразить через язык.
Знание – это триединство представлений, пониманий и воображений, существующих в человеческом сознании, которые мы можем выразить с помощью речи.
Существует 2 вида знания: научное и ненаучное.
Научное – осуществляется системный подход к знанию, науку интересует сущность вещей, наука дает объяснение явлений, осуществляется проверка практикой.
Ненаучное: астрология, религия, мистика, обыденные знания и т.д.
Выделяют также теоретическое и эмпирическое знание.
Теоретическое знание – знания, полученные теоретически, эмпирические знания – это знания, полученные опытным путем.
Научные знания поэтому носят относительный характер. Относит знаний закл в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Термин абсолютное примен и и к любой относит истине: поскольку она объективна, то в кач момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть наращивание моментов абсолютного. Новы н теории явл более полными и глубокими по сравн с предыдущими. Но нов истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глуб истин. (Теор относит Эйнштейна и Ньютоновская механика).
Отношения веры и знания
Из истории хорошо известны сложные и порой трагические отношения веры и знания. Не всегда можно было легко четко разделить сферы влияния в одном универсуме. Ситуация противостояния обуславливалась следующими причинами: 1) антропологический гносеологический редукционизм (гносеологическое грехопадение) - склонность человеческого разума искать однолинейные (частные) решения, претендующие на универсализм своей методологии. 2) ограниченность психических и ментальных ресурсов человека - длительная концентрация внимания на какой-либо одной стороне действительности приводит к элиминированию других сторон действительности. Выдающиеся личности в своем сознании совмещали многовекторность универсума. 3) социально-профессиональный фактор, способствующий элиминации некоторых сторон действительности. (Верующих среди рабочих меньше, чем среди гуманитариев. Ученых “малая наука уводит от Бога, большая снова к Нему приводит”). 4) Социально-корпоративный фактор. Общественным институтам свойственна состязательность, борьба за сферы влияния, особенно когда это связано с социальным статусом и привилегиями. Во всякой борьбе возможны перегибы с обеих сторон. Рационализм и эмпиризм, основанная на них наука, почти ежедневно поставляющая новую информацию, смена авторитарной парадигмы фундирования утверждений (вера стала вероучением монополизированным церковью) на логическо-дискурсивную парадигму отвлекало внимание общественности от вечных вопросов, вытесняло их актуальность из сознания людей. Атеизм не столько отрицает Бога, сколько скомпрометировавшую себя институциональную церковь, как человеческую организацию. Атеизм промыслительно выполнил свою положительную (очистительную) функцию, как считал А.Мень, разрушив некоторые квазихристианские религиозные формы. Произошло уточнение сферы религиозности. Сегодня ситуация не так драматична. Сегодня преобладает отстраненно уважительное отношение к церкви, как хранилищу экзотических древностей и нравственных эталонов. Церковь смирилась с той ролью, которую ей предписало общество, отказалась от универсальных притязаний. Выставки икон и прочей монастырской утвари пользуются неизменным успехом. Но уже снова можно заметить признаки подавляемой новой зевоты “около церковных стен”. Ситуацию может помочь прояснить хорошее социологическое обследование.
Примирение веры и знания
Казалось бы давняя теория двух истин, соответствующим двум различным уровням универсума, содержит в себе методологическую основу для примирения веры и знания, но все равно остается возможность борьбы за приграничные области. Материализм отказался от платоновской hep`puhweqjni модели, на которой построено все христианское богословие, и ввел другое понимание мироздания, согласно которому высокоразвитая материя обладает психическими феноменами, одни из которых адекватны действительности (знание), а другие - нет (религиозная вера). По мнению С.С.Аверинцева, столкновение веры с рационалистической критикой приводит к одной из трех позиций, выявляющихся в различных направлениях теологии: либо догматы веры предлагаются разуму как аксиомы, не подлежащие ни доказательству, ни критике, но дающие отправную точку для цепи логических умозаключений (максима Августина и Ансельма К. “верую, чтобы понимать”), либо предпринимаются попытки умозрительно обосновать их, переводя на язык философских конструкций нередко с рационалистическим переосмыслением (максима Абеляра “понимаю, чтобы веровать”), либо декларируется полная несовместимость веры с “немощным” человеческим разумом (максима “верую, ибо нелепо”). В целом, исторически отношение церкви к рациональному знанию эволюционирует от осуждения злоупотреблений рационализма в знаменитом “Силлабусе” (Перечне человеческих заблуждений нашего времени”, 1894) до тезиса “церковь - друг науки” в энциклике папы Пия XII и конституции II Ватиканского Собора “Радость и надежда. О Церкви в современном мире”, утверждающей необходимость позитивной оценки научно-технического прогресса и адаптации к его последствиям, в том числе и ментальным. В католичестве теория “двойственной истины” находит свое продолжение в формулировках Папы Иоанна Павла II о законных автономиях религии и науки. Синтетизм современной культуры и тенденция наук к междисциплинарной проблематике может пониматься как основа для очерчивания ареала “пограничных вопросов” между теологией, философией и естествознанием; осознание естествознанием ограниченности своих сугубо рационалистических методов, может создать его новый облик (И.Рацингер). В плане методологии у науки и религии есть кое-что общее, обнаружившееся не так давно. Это: 1) Необъективируемость, индетерминизм (в рел.- апофатизм) первоосновы Бытия, что было открыто в микрофизике. Это выражается через “принцип неопределенности” Гейзенберга. Этот принцип кладет предел знанию как бесконечному уточнению определенных данных. Здесь есть параллель с апофатизмом личностного начала человека как носителя непостижимого образа и подобия Бога. 2) Принцип дополнительности систем описания одного объекта (феномена). Этот принцип может иметь далеко идущие последствия, т.к. он не сводится к субъективности восприятия наблюдателя и к отсутствию единого языка описания. Открыта на новом уровне неразрывность (взаимодополнительность) объекта и наблюдателя, причем характеристика объектности объекта на микроуровне исчезает, а личностность наблюдателя также не описывается в терминологии характеристик объектности. В такой ситуации возможно возвращение на новом уровне к концепции тождества бытия и мышления, причем мышления персонализированного (на религиозном языке - воипостазированного). Антропный принцип в космологии (тончайшая сбалансированность мировых констант как условие возникновения жизни на Земле) обладает явным телеологизмом. Удивительная сложность живых организмов остается самым убедительным доводом в пользу творения мира разумным началом. Замена термина “Бог” термином “само” создает лишь психологическую видимость объяснения. Это “само” как принцип самоорганизации (относительной) есть и в Библии: “да произведет земля растения... да произведет вода... душу живую” (см.: Быт. 1 гл.). Таким образом, можно говорить о библейской концепции эволюции. Вера может конституироваться как “интегрирующая функция междисциплинарного диалога” теологии, философии и естествознания, включающая в себя конвергенцию теологической, философской и конкретно-научной аргументации, формирование “конвергирующей” синтетической истины (К.Ранер). Существует Папская Академия Наук, самим фактом своего существования показывающая возможность гармонизации веры и разума. В энциклике “Вера и разум” (14.09.1998) Папа Иоанн Павел II говорит: “Разум, лишенный помощи Откровения, блуждал окольными путями, в результате чего он мог потерять конечную цель. Вера, лишенная поддержки разума, сосредоточилась на чувствах и переживаниях, поэтому возникает опасность, что она утратит универсальный характер... Поэтому пусть не покажется неуместным мой громкий и решительный призыв восстановить единство веры и разума, которое позволяет им действовать в соответствии с их природой, сохраняя взаимную автономию. Ответом на мужество веры должно стать мужество разума”. Можно еще раз вспомнить, что существует только один способ гармонизации веры и разума. Это рассмотрение их как принадлежащих к разным, хотя и тесно связанным, уровням человеческого сознания.
Чувственное познание - это отражение действительности в чувственных образах, рациональное - в понятиях, суждениях, умозаключениях.
Основные формы чувственного познания:
1. Ощущение - это отражение свойств, признаков, сторон отдельных материальных предметов, вещей, явлений (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные: цвет, свет, звук, запах, вкус и др.).
2. Восприятие - это целостный образ предмета, объекта, воздействующего на органы чувств. Этот образ возникает в результате одновременной, взаимосогласованной работы нескольких органов чувств.
3. Представление - это образы предметов, восстановленные благодаря сохранившимся в нашем мозге следам, но при отсутствии самих предметов.
Каковы особенности чувственного познания? Все чувственное познание носит непосредственный характер. Чувственные образы возникают постольку, поскольку предмет непосредственно воздействует на наши органы чувств и нервную систему. Чувственное познание - это ворота, через которые человек устанавливает контакт с внешним миром. С позиции диалектического материализма формы чувственного познания - это субъективные образы объективного мира. То есть их содержание объективно, так как определяется внешними воздействиями, а не сознанием субъекта.
Научное знание поднимается до уровня объяснения фактов, их осмысления в системе понятий данной науки, включается в состав теории. Научное знание - это понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем. Наука за случайным находит необходимое, закономерное, за единичным - общее и на этой основе осуществляет предвидение. «Научное знание представляет собой совокупность точно сформулированных, выраженных на специализированном (искусственном) научном языке и обоснованных утверждений. Оно является обобщающим знанием, удовлетворяющим требованием новизны, истинности, эмпирической и логической обоснованности, допускающим возможность проверки. Важнейшая цель научной деятельности - приращение новых истинных знаний о мире». В структуре научного знания выделяют эмпирический и теоретический уровни. Истоки такого деления уходят в период возникновения науки, но особенно четко это обнаруживается в современных условиях. Эмпирический и теоретический уровни «представляют собой общую закономерность строения научного знания». В основе разграничения этих уровней лежат эмпирические или теоретические исследования. На эмпирическом уровне основная информация о действительности добывается опытным путем. Эмпирическое исследование предполагает предметно-практическую деятельность субъекта, направленную на изучаемый объект, а основными методами получения первичной, опытной информации являются наблюдение, эксперимент, измерение. Содержанием эмпирического знания являются результаты эмпирической деятельности субъекта, прошедшие рационально-логическую (понятийную) обработку и выраженные на особом научном языке (языке наблюдения). Поэтому эмпирическое знание не совпадает с чувственным воспроизведением действительности ни по форме, ни по содержанию.
Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях. Теоретический уровень обладает специфичностью, особыми методами и формами воспроизведения действительности. Наиболее существенными оказываются абстрагирование и идеализация, а также метод мысленного эксперимента. Оба вида исследования органически взаимосвязаны и предполагают друг друга в целостной структуре научного знания.
Научное знание различается по предметным областям (естественные, социальные, гуманитарные, технические и т.д. науки), по характеру исследования выделяют фундаментальные и прикладные науки.
Основными формами вненаучного знания являются религия, литература и искусство, где познание мира, личности ее окружения осуществляется через создание художественных образов. Развитие науки порождает ряд девиантных (отклоняющихся) форм вненаучного знания, которые в современных условиях приобретают особую активность и привлекают к себе все большее внимание. К ним относятся различные формы эзотерического11 Эзотерический (от греч. - «внутренний») тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных (о религиозных обрядах, мистических учениях, магических формулах) против. экзотерический. знания, называемые оккультными науками (астрология, алхимия, хиромантия, спиритизм, магия, и др.) и целый ряд паранаучных течений (парапсихология, уфология и др.). В условиях обострения современных глобальных проблем, усиления кризиса в самой науке эти формы знания нередко рассматриваются в качестве альтернативы научному мировоззрению.
В качестве основных причин широкого распространения эзотерического знания исследователи называют, во-первых, особенности самого познавательного процесса в целом, невозможность научного знания охватить всей действительности и дать всему рациональное обоснование, в то время как у людей всегда существовали надежды найти быстрое и чудодейственное решение насущных проблем. Во-вторых, в период острых кризисов в духовной жизни общества всегда образуется интеллектуальный вакуум, который и заполняется разнообразными формами вненаучного знания, в первую очередь религиозно-мифологическими и эзотерическими.