Генезис, структура и функции сознания. Социокультурная размеренность сознания. Сознание и язык.
По своему генезису, т.е. происхождению сознание связано с различными формами отражения материи. Отражение представляет собой взаимодействие материальных объектов, в процессе которого изменяются их структурные свойства и признаки. Простейшие формы отражения встречаются уже в неживой природе. Например, отпечатки растения или животного в доисторическую эпоху в горных породах, оставленный человеком след на снегу или мокром песке, изображение человека в зеркале и т.д.
Отражение в живой природе носит активный характер и включает в себе три формы:
раздражимость ( реакция живого организма на воздействие извне, в которой проявляется в зародышевой форме определённая изберательность, активность, целесообразность и активность действия).
чувственность ( проявление способности к ощущению и отражению отдельных свойств объекта – цвета, запаха, вкуса, объема, формы, твёрдости, мягкости и т.д.).
психику ( высшая форма отражения действительности в виде идеальных образов посредством ощущений, восприятий и представлений).
Психика отличается своей неоднозначностью и имеет сложную структуру. Впервые на данное обстоятельство было обращено внимание Зигмундом Фрейдом. Вначале он вводит в научный оборот понятие «предсознание». Затем отказывается от него и в свой работе «Я» и «Оно» предлагает новую структуру психики: бессознательное – сознание- сверхсознание («Оно» -Id; ;»Я» - Ego; Сверх – Я- Suрer Ego).
В современной философской литературе в структуре сознания выделяется четыре основных аспекта :
* Первый аспект структуры сознания связан с предметно – чувствительной деятельность человека, на основе которой формируется первичные знания о внешнем мире посредством ощущений, восприятий и представлений.
* Второй аспект адекватен рациональному мышлению и ориентирован на постижение сущностных сторон действительности. в виде понятий, суждений и умозаключений.
* Третий аспект структуры сознания соотносим с его эмоциональной компонентной , т.е. личностными, субъективно – психологическими переживаниями человека.
* Четвертый аспект структуры сознания связан с ценностно – мотивационной компонентой. Здесь находятся высшие мотивы деятельности и духовные идеалы личности.
В соответствии со структурой сознания можно выделить следующие его функции:
- когнитивную, описывающую механизм воспроизведения и познания действительности;
- аксиологическую, конкретизирующую иерархию ценностных ориентаций с определением их смыслов и значений;
- регулятивную. выявляющую связанные с поведением и деятельностью человека стороны сознания.
Социокультурная размерность сознания предполагает его формирование и развитие на основе определённых социокультурных оснований .Язык и мышление диалектически взаимосвязаны и друг без друга не существуют. Вместе с тем эти понятия и отличаются между собой. Язык материален, а мышление идеально ; язык обозначает предметы , а сознание их отражает. В отличие от мышления язык консервативен и в меньшей степени подвержен различным инновациям и изменениям.
23. Образы человека в классической и неклассической философии. Основные модели антропосоциогенеза
Классическая философия рассматривает человека как свободного и разумного, способного кардинально переделать природу, общество и себя. Проблема человека рассматривается в контексте больших человеческих общностей (классов, народов, наций, этносов и т. д.). Общественное сознание и сознание и разум отдельного человека понимаются как независимые и автономные структуры. Для неклассической философии характерна своеобразная антропологическая переориентация, связанная с осознанием кризисности человеческого существования, выявлением его онтологической бездомности, признанием его творческих возможностей и одновременным пониманием неизбежных ограниченности и разрушительности его притязаний. В неклассической философии выдвигается целый ряд смелых и новых идей. Это, во-первых, изучение жизни отдельного человека и важности ее анализа. Во-вторых, движение к пониманию человека как жестко детерминированного экономикой, политикой, религией и т.п. Человек оказывается объектом манипуляции. В-третьих, отрицается абсолютная рациональность человека, признается невозможность свести его к разуму.
Антропогенез-происхождение человека, становление его как вида в процессе формирования общества – социогенеза. Антропогенез осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов. К биологическим изменениям относят: 1. Прямохождение; 2. Изменения в кистях рук, появление ладони с противопоставленным большим пальцем; 3. Высокоразвитый мозг. К социальным факторам антропогенеза относят труд, общественный образ жизни, развитое сознание и речь.
Исторически первой моделью антропогенеза является креационистскаяконцепция, которая рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога. Основным оппонентом креационизма является эволюционизм, который утверждает, что человек произошел от высших приматов в процессе эволюции. Развитие и закрепление в морфологии человека гоменидной триады привело к возникновению новой формы адаптации – трудовой деятельности. Труд становится сущностной характеристикой человека. Труд не только сформировал человека, но и стал источником человеческой социальности и культуры. Игровая концепция антропогенеза, автор Й. Хейзинге, рассматривает становление архаичного общества через игру. Игра, освобождая человека от гнета повседневности, одновременно подчиняет его своим правилам, ритму, пространству. Согласно психоаналитической концепции антропогенеза, автор З. Фрейд, возникновение культуры и человека связано с появлением тотема и табу, которые оформляются в первобытной орде после убийства сыновьями отца и возникновения у них чувства вины. Семиотическая модель рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, ядром которой является язык. Язык определяет границы и свойства действительности и самого человека.
24. Социальные и аксиологические параметры человеческого бытия.