Абсолютное и относительное в истине. Конкретность истины. Истина в судебном исследовании.
Абсолютная истина – это знание, которое полностью исчерпывает предмет и не м.б. опровергнуто в будущем (устан достоверн факты, факты событий). Это тожд-во понятий и объектов мышления.
Отност истины – неполн, одностор знание о предмете. Их больше.
Общее положение истинно лишь в определенных временных и пространственных границах, за пределами которых оно превращается в заблуждение. «Температура, при которой вода превращается в пар, равна 100 градусам истинно, если атмосферное давление равно 760 мм ртутного столба.
В уголовном процессе объективная истина представляет собой юридический факт, относ к прошлому, т.е. событие, действие, предусмотренное законом и являющееся основание возбуждения или прекращения судопроизводства.
Цель судопроизводства – устан-е истины по конкрет делу. Но любой конр факт имеет множество сво-в, сторон, связей, и знание не м.б. абсолютно истинным. Но следствие и суд интересуют лишь те существенные факты, которые имеют значение для правильного решения дела. Поэтому юридический факт (по крайней мере с точки зрения его констатации) должен и может быть абсолютно истинным. В противном случае возможна неверная квалификация деяния и несправедливое назначение наказания.
Проблема критерия истины.
Проблема истины неразрывно связана с поисками ее критерия – способа, с помощью которого устанавливается истинность знания, отличия от заблуждения.
Философы – эмпирики считали таким критерием ощущения и восприятия, соотв-е знаний чувственному опыту (неопозитивисты – принцип верификации),рац-ты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) – в ясности и отчетливости разума, в выведении знаний из всеобщих очевидных положений, когерентная теория – во внутр-е соглас-ое, непротивор знание. Недостаток – может ли знание быть собст критерием?
Гегель: Критерий истины – практич деят-ть. Знания, кот чел-к получает, проверяются на практике. Практика – это целенапр предметно-чувствен деят-ть субъекта по преобразованию материальных систем. Правктика имеет соц-истор природу, она опирается на результаты практич дейт-ти и опыт предшествующих поколений. Практика не явл единственным критерием истины, сущ и другие критерии: чувств, логич, эстетич и др. Но все они в конечном счете опосредованы практикой.
Как критерий истины практика абсолютна (все, подтвержденное практикой, является истиной) и относит-на (практика и теория развиваются, поэтому на каждом эпате своего развития практика не может полностью подтвердить теорию. И только практика в ее развитии может быть критерием развивающегося знания).
Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их различия по предмету, методу и видам знания.
Наука – сфера чел деят-ти, ф-ей кот явл выработка и сиситемат-я общих знаний о дейст-ти. Научное познание – это целенаправ познание, которое решает вполне опр задачи. Науч позн-е х-ется опр методами и формами познания. Ему свойственны точность, строгая опред-ть. Цель- получение новых, более глубоких знаний. Принципы научн познания:
- запрет на умышл искажение истины в угоду тем или иным соц целям
- требует новационную деят-ть, рост науки, запрет на плогиат.
Существует 2 уровня научного познания: эмперич и теоритич. Они различаются:
А) по объекту
- эмпирич позн-е – позн-е того, что лежит на поверхности. Эмперич знания соотн-мы с проявлениями сщуности, фрагмент стороной. Это процесс наблюдения.
- теоритич – это мыслен реконструкция эмперич знаний. Теоритич объектами м.б. предполагаемые сво-ва и связи.
Б) по видам знания:
- Содерж-ем знания явл эмперич факты и сформулир на их основе эмперич закономер-ти.
- Содерж-ем теоритич – научные понятния, категории, законы. Развитые научн знания рождают научн теории. Теория сводит открытые законы к единому объединяющ началу. Это высшая, самая развит форма реализ-и научн знания, дающая представление о законах, существ связях, определенных областью действ-ти. Выдел опр треб-я к теории: адекватность, полнота оаписания, объяснение взаимосв-ей между элементами объекта и между элементами самой теор системы, внутр непротиворечивость.
В) по методам: общими (индукция, дедукция, анализ, синтез)
- эмперич: наблюдение, описание, эксперимент
- теоритич: идеализация, восх-е от абстракт к конкр, формализация.