Сковорода Григорий Савельевич

Церковное начало, религиозно-мистическое мировоззрение. Философ-бродяга, способ философствования – диалоги с миром. «Мир ловил меня, но не поймал». Нет рационалистического отчуждения от мира. Философская мысль эмоциональна, этически направлена.

«Истина там, где Бог»à сокровенную жизнь мира можно познать лишь религиозно. От чувственного познания – к духовному, и в итоге – самопознание.

Развитие светской мысли, начавшееся в XIX веке, связано с масонством. Начало XIX века – влияние немецкой идеалистической философии (Фихте, Шеллинг), связь с романтизмом.

Вольтерьянство

Сковорода Григорий Савельевич - student2.ru рациональное знание

Сковорода Григорий Савельевич - student2.ru атеизм

Сковорода Григорий Савельевич - student2.ru новейшая национальная идея: идеал великой России

Радищев

Рационализм: разделяет чувственный опыт и опыт разумный. Единство человека и природы. Учение о мировой душе: мир – некое живое единство.

Масонство

Пётр I, Екатерина, Елагин.

При директорстве Тургенева приобретает европейский статус Московский Университет.

Чаадаев Пётр Яковлевич (1794 – 1856)

Учился в Московском университете. На философские взгляды Ч. повлияли:

Сковорода Григорий Савельевич - student2.ru Западноевропейское Просвещение

Сковорода Григорий Савельевич - student2.ru Классическая немецкая философия (Шеллинг)

Сковорода Григорий Савельевич - student2.ru Масонская утопия

Философия Чаадаева не была известна. «Философия в домашних тапочках». «Апология сумасшедшего».

Философия всеединства. Историософия – рассматривает историю с религиозной точки зрения: размышление о перспективах развития человечества в рамках христианства через католичество. Церковь – историческое воплощение Царствия Божьего.

Антропологическая часть: двойственность человека. С одной стороны – природа, с другой – часть, возвышающаяся над природой. Задача философии – заниматься второй ипостасью человека.

Социальные мотивы: социальное общение – духовное общение. Индивидуальный разум связан с всеобщим разумом. Бог постоянно обращается к человеку через себе подобных. Критика системы отвлечённого разума Канта – ложное учение об автономии человеческого разума.

Таким образом, в философии Чаадаева единство истории рассматривается как единство субъекта и человечества. Суть движения истории: у каждого народа своё призвание, народы имеют нравственную личность.

Главная проблема философии истории Чаадаева – место России. Наибольшую силу Божьего промысла Ч, видел в западном христианстве. «Европа – хранитель животворного принципа единства». Католичество создало и сохранило западную цивилизацию. Россия же находится в стороне от магистрального движения развития истории. Она не принадлежит ни к Востоку, ни к Западу, и следовательно, находится вне культурного развития. Россия – нулевой исторический тип, не богоизбранный, па богооставленный народ. Отсюда и болезненное состояние русской мысли. Наша вина – в выборе ориентации на Византию + влияние монголо-татарского ига. Ошибки православия:

Сковорода Григорий Савельевич - student2.ru нет преобразований общества

Сковорода Григорий Савельевич - student2.ru историческая пассивность

Сковорода Григорий Савельевич - student2.ru отсутствие цивилизационного влияния

«Будущее России зависит от активизации православной церкви, пробуждения христианских мотивов в социальной жизни»à скептическая оценка прошлого и современности, но надежда на будущее.

Этой горькой оценкой Чаадаев пробудил развитие русской мысли середины XIX века, предвосхитил раскол русской интеллигенции на западников и славянофилов.

Гоголь Николай Васильевич (1809 – 1852)

Основная проблема: осмысление эстетического начала в человеке. Трагический разрыв между этическим и эстетическимà вопрос об эстетическом аморализме Маниловская способность всё топить в словахà разрыв между формой и содержаниемà демоническое содержание красоты, из которой исключен моральный элемент. Гоголь был склонен к морализму + потребность доказать полезность искусства с точки зрения этической глубины.

Вопрос об эстетическом аморализме связан с религиозной проблемой: трагическая несоединённость церкви и культуры, отдаление церкви от общества. Это определило одну из главных тем славянофильства: необходимость нового построенияà от церкви к культуре, для чего церковь должна изменить свою позицию (Чаадаев).

С этим вопросом связана проблема гуманизма, проблема отношения к ближнему. Душа хочет любить прекрасное, а ближний далеко не прекрасен. Следовательно, моральный принцип бессилен, когда в силу вступает принцип эстетический. Душе не способна к настоящей братской любви. Таким образом, проблему веры и религии и социальные проблемы русской действительности гоголь связывает воедино. Гоголь считал, что новая система должна быть создана церковью, а сама культура должна быть перестроена в религиозном духеà в этом мессианская задача России – встреча человечества с Христомà славянофилы.

Славянофильство

Говоря о славянофилах, необходимо исходить из быта, культуры поместного дворянства, связанного с деревней, почвой, для которой свойственны патриархальный уклад, семейственность. Славянофилы первыми создали синтез народного духа и религиозного опыта. Их нельзя назвать врагами западной культуры, они были прекрасно европейски образованы, прошли через Шеллинга и Гегеля. Славянофилы верили в историческое призвание России: явить Западу подлинную свободу. Зачастую их мировоззрение обслуживало консервативную тенденцию.

Хомяков (1804 – 1860)

Герцен назвал Х. Рыцарем веры. Любовь к Шеллингу и святоотеческой традиции.

Главная проблема: роль и судьба церкви. Х. Отталкивается от размышлений Чаадаева о том, что церковь – действующая сила в истории. По Хомякову, церковь – не авторитет, а истина; она не может на земле жить земной жизнью, а живёт благодатной божественной жизнью.

Размышления о личности: отрицание индивидуалистического (западного) акцента. На личность воздействуют как свобода, так и необходимостьà отсюда трагедия, разрешение которой возможно только в церкви, где возможна подлинная свобода.

Размышления о характере познания: теория религиозного познания. Подлинное познание истины не доступно отдельному человеку, а вверено церквиà коллективное познание истины, совокупное мышление тех, кто объединён любовьюà понятие религиозного разума (противопоставляется западному рационализму). Свобода в церкви не подменяется авторитетом. Истина открывается ненасильственно, а является как некий свет. Необходимо преодолеть влияние Запада, торжество индивидуального сознания; для истинного познания необходимо соборование многихà идея ВСЕЕДИНСТВА (полн. развитие в фил Соловьёва).

Историческая концепция: естественная закономерность истории (спор с Чаадаевым) à в истории творится судьба всего человечества, а не отдельных народов. История движется свободно и необходимо, внутренней её силой является вера. Таким образом, в истории есть своя логика – это религиозное движение в глубинах народного духа.

Православие через Россию приведёт к перестройке всей культуры.

Киреевский Иван Васильевич (1806 – 1856)

Отец – масон, поездки в Германию, увлечение романтизмом, интересовался опытом старцев Оптиной пустыни.

Необходимо соединить церковное сознание с ценностями современного Просвещения. Снимается проблема противопоставления веры и разума, и как следствие, церкви и культуры. Поиск единства веры и разума. Задача в подчинении разума вере, а в том, чтобы поднять рациональное мышление до высшей формы.

Антропологический подход: «внутренний» и «внешний» человек. Подлинному познанию мешает грех, для него необходимо «собирание сил души», подлинно верующее мышление = вера + разум + чувства + совесть à верующее сознание воссоздаёт целостность человека.

Западная церковь подменяет внутренний авторитет истины внешним авторитетом (Легенда о Великом Инквизиторе), в этом причина рационализма, который скрывает первоначальную структуру бытия.

Историческая концепция: К. не отрицает причинности в истории, но подчеркивает, насколько важна свободная воля человека. Каждому народу – своё времяà мысль об исчерпанности западной цивилизации, приходит время православия.

Леонтьев Константин Николаевич (1831 – 1891)

«Византизм и славянство» - обоснование консерватизма: помимо общности крови славян существует общность форм социальных и религиозных организаций, исток которой – в греческой церкви. Возникает понятие византизма, тесно связанное с самодержавием. Царизм + православие = прочная основа для исторической жизни.

Три главных начала:

  1. Народность
  2. Государство
  3. Культура

Л. не оправдывает две губительных западных тенденции: демократию и либерализм. Он отвергает любой призыв к равенству и космополитизму как попытку разрушить национальные ценности культуры, а следовательно, основания жизни.

Предвидя катаклизмы, связанные с рабочим вопросом в России, Л. считал, сто власть и церковь должны перехватить у социалистов инициативу в примирении труда и капитала.

Западничество

В центре внимания, также как и у славянофилов, размышления о смысле истории, необходимость определить роль русского народа. Однако, западники не выделяли русских в определённую группу народов, их идеи развивались вне церковной идеи. Россия, по их мнению. Должна была присоединиться к общественному прогрессу с помощью науки и разума.

Историософская концепция:

Сковорода Григорий Савельевич - student2.ru размышления касательно истории законов

Сковорода Григорий Савельевич - student2.ru роль личности в истории

Сковорода Григорий Савельевич - student2.ru радикальные политические взгляды: необходимо практическое вмешательство в ход истории.

Прагматическое отношение к роли искусства: литература должна быть рупором социально-политических идей.

Бакунин Михаил Александрович (1814 - 1875)

Дружная семья, традиционное воспитаниеà попытка оторваться от этих корней. Кружок Станкевичаà знакомство с Герценом и Белинским. Герцен спонтирует поездку Бакунина в Берлин, где тот сближается с левыми гегельянцамиà таким образом складываются взгляды Бакунина.

«Радость разрушения есть творческая радость». Тоска по героическому деянию. Изначально романтизм Б. был окрашен религиозно, однако в его религиозности не было церковного акцента, а позже он и вовсе перешёл в атеизм.

Устремлённость к практическим свершениям определила его понимание человека: «Человечество есть Бог, вложенный в материю»; задача: «Понять землю до неба» - попытка построить Царствие Божие на земле.

Переживание проблемы собственного Яà жизнь оценивается только в служении абсолюту, который являет себя в истории. Что являет подлинного Бога? – «Дело утверждения Бога». Человек – инструмент духа, дело – реализация абсолюта в конкретной действительности. Необходима новая религия, связанная с практикой жизни.

Однако постепенно в мировоззрении Бакунина нарастает отрицание, которое в конечном итоге приводит к анархизму: «Я ищу Бога в людях, в их свободе в революции», «Революция – откровение духа», «Долой все религиозные и философские теории. Жизнь есть больше, чем мышление. Жизнь есть чудотворное осуществление истины».

Герцен Александр Иванович (1812 – 1870)

Незаконнорожденный сын помещика Яковлеваà чувство социальной ущербности. Учился в Московском ун-те на естественном факультете, занимался наукой, увлекался Шеллингом, Шиллером, образовал свой кружок. Переписка с Огарёвымà Огарёв арестован, Герцен выслан на 6 лет – становится оппозиционером власти. Уезжает в Европу, становится свидетелем революции 1848 года во Франции; заражается социализмом, в основе которого воплощение идеала в действительности. «Былое и думы»

При этом Г. начинает более критически относится к Западу – это царство торжествующего мещанского духа, где главной фигурой оказывается средний класс. Таким образом, Г. жадно ищет опорыà особое внимание к проблеме личности: человеку свойственны идеальные запросы духа, но они стоят в трагическом противоречии со слепой природой - в этом весь трагизм. Здесь мы видим идею Гегеля: цель личности – в служении абсолютному духу. По Г., история связывает природу и логику, определяет смысл самой природы; но с другой стороны движение истории определяют и деяния личности.

Г. очень сильно переживал мысль о родовой силе случайности. С одной стороны, в истории торжествует алогизм, но разумность в бытии тоже есть. Признание роли случайности разрушает религиозное чувство Г. à влияние «Сущности христианства» Фейербаха.

Но акцент у Г. остаётся на личности. Дело в том, что человека в вихре случайностей спасает нравственная самобытность. Случайности можно противопоставить этическую ценность личности. «С человеком, идущим добровольно на смерть, нечего делать: он неисправимо человек». Параллель с экзистенциализмом: человек обречён на свободу и осуществляет её через выбор. Проблематика Г. сходна с проблематикой Шопенгауэра: он чувствует расхождение между реальным бытием и нравственной сферой = дуализм бытия и ценностейà отсюда пессимизм.

Но от Гегеля Герцен идёт против Гегеля: да, история есть некое целое, но этот процесс загадочен, это слепой поток. История не имеет конечной цели.

Петрашевский

«Правосудие должно свершиться, хотя бы погиб мир».

Разум может победить бессмыслицу жизни (в частности, царизм) à усиливается революционная пропаганда.

Новый центр политической мысли формируется вокруг Чернышевского и Добролюбова.

Наши рекомендации