Философия Шопенгауэра,Ницше, Дильтея.

1. Немецкая классическая философия (олицетворением кото­рой стало творчество Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Геге­ля) внесла большой вклад в развитие мировой философии и мак­симально полно для своего времени объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма.

Однако с идеалистическим объяснением картины окружающе­го мира классиками немецкой философии согласились не все.

Во второй половине XIX в. выделились два главных направ­ления, по которым шла критика немецкой классической филосо­фии,особенно гегельянства:

• "критика слева", представленная материалистической фило­софией Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса;

• "критика справа", представленная так называемой некласси­ческой идеалистической философией.

2. Неклассическая идеалистическая философияставила своей целью критиковать немецкую классическую философию, осо­бенно Гегеля, используя не новые подходы (как это делали мате­риалисты и позитивисты), а старые. Представители неклассической философии пытались объяснить мир, как и "классики", с позиций идеализма, но идеализма старого, догегелевского и доклассического (например, платоновского и др.) и найти новые, оригинальные подходы в рамках старого доклассического идеализма.

Двумя основными направлениями неклассической идеали­стической философии XIX в. являлись иррационализми "фило­софия жизни"и были, главным образом, представлены творчест­вом Шопенгауэра, Ницше, Дильтея.

3. Иррационализмотвергал логические связи вприроде, вос­приятие окружающего мира как целостной и закономерной сис­темы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития.

Основная идея иррационализма заключается в том, что ок­ружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтро­лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

Видным представителем иррационализма являлся Артур Шо­пенгауэр(1788 — 1860). В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии про­возгласил волюнтаризм,согласно которому главной движущей си­лой, определяющей все в окружающем мире является воля.

В своей книге "Мир как воля и представление" философ вы­водит логический закон достаточного основания.Согласно дан­ному закону истинная философия должна исходить не из объек­та (как материалисты), но и не из субъекта (как субъективные идеалисты), а только лишь из представления,которое является фактом сознания.

В свою очередь, представления (а не объективная действи­тельность и не познающий субъект) делятся на объект и субъ­ект. Именно в основе объекта представлений и лежит закон достаточного основания, который распадается на четыре само­стоятельных закона:

• закон бытия — для пространства и времени;

• закон причинности — для материального мира;

•закон логического основания — для познания;

• закон мотивации для действий человека.

Таким образом, окружающий мир (представление объекта) сво­дится к бытию, причинности, логическому основанию и мотивации.

Представление субъекта не имеет такой сложной структуры. Сознание человека осуществляет познавательный процесс через представление субъекта путем:

• непосредственного познания;

• отвлеченного (рефлективного) познания;

• интуиции.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля.Воля, по Шопенгауэру, - абсолютное начало, корень всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и вли­ять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания.

Воля:

• лежит в основе сознания;

• является всеобщей сущностью вещей.

При объяснении воли как всеобщей сущности вещей Шо­пенгауэр опирается на кантианство, а именно на теорию Канта, в силу которой в сознании отражаются (аффицируются) лишь образы вещей окружающего мира, а их внутренняя сущность является неразрешенной загадкой ("вещью в себе").

Шопенгауэр использует данную теорию с позиций волюнтаризма:

• окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека;

• сущность же мира, его вещей, явлений есть не "вещь в себе", а воля;

• мир явлений и мир сущности являются, соответственно, миром представлений и миром воли;

• точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля пред­метов и явлений вызывает внешние события в мире, движе­ние предметов, возникновение явлений;

• воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли;

• окружающий мир по своей сущности есть реализация воли.. Помимо проблемы воли Шопенгауэр рассматривает и иные

"насущные" философские проблемы — человеческой судьбы, свобо­ды, необходимости, возможностей человека, счастья. В целом взгляд философа на данные проблемы носит пессимистический характер. Несмотря на то, что в основу человека и его сознания Шопенгауэр заложил волю, он не верит ввозможность человека господствовать не только над природой, но и над собственной судьбой.

Судьба человека находится во всеобщем мировом хаосе ве­щей и явлений и подчиняется всеобщей необходимости. Воля отдельного человека слабее совокупной воли окружающего мира и подавляется ей. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье.

Философия Шопенгауэра (его учение о четверояком законе достаточного основания, волюнтаризм, пессимизм и др.) была не понята и не принята многими из его современников и не имела большой популярности, однако она сыграла большую роль в разви­тии неклассической идеалистической философии (иррациона­лизма, символизма, "философии жизни") и позитивизма. 4. Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше(1844 - 1900). Ницше считается основополож­ником родственной иррационализму "философии жизни".

Стержневым понятием данной философии является понятие жизни,которая понимается как мир в аспекте его данности по­знающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.

Цель философии, по Ницше, — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.

В основе как жизни, так и окружающего мира лежит воля. Ницше выделяет несколько видов воли человека:

• "воля к жизни";

• воля внутри самого человека ("внутренний стержень");

• неуправляемая, бессознательная воля - страсти, влечения, аффекты;

• "воля к власти".

Последней разновидности воли — "воле к власти" — философ уделяет особое внимание. По Ницше, "воля к власти" в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе "воля к власти" близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступ­ков человека. Также согласно Ницше каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расшире­нию своего "Я" во внешнем мире, экспансии "Я".

Философия Ницше (особенно ее главные идеи — высшей ценности для человека жизни, "воля к жизни", "воля к власти") была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жиз­ни — прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др. 5. Вильгельм Дильтей(1833 - 1911) также принадлежал к числу представителей направления "философии жизни".

Дильтей подверг критике философию Гегеля, в которой все мно­гообразие окружающего мира и уникальность человеческой жизни сводились к мышлению (идее). Вместо мышления (идеи) Дильтей предложил в основу философии положить понятие "жизнь".

Жизнь — способ бытия человека в мире.Жизнь обладает та­кими признаками, как:

• целостность;

• наличие многообразного духовного начала;

• неразрывное единство с высшим миром.

Согласно Дильтею философия должна прекратить "схоласти­ческие" дискуссии о материи, сознании, диалектике и др. и со­средоточить все внимание на изучении жизни как особого фе­номена во всех ее проявлениях.

Также Дильтей уделял большое внимание социально-полити­ческим проблемам и вопросу истории. Философ отвергал кон­цепции, согласно которым история — предопределенный и за­кономерный процесс, идущий в сторону прогресса. По Дильтею, история — цепь случайностей, хаос, омут, который затягивает в себя как отдельного человека, так и целые народы. Влиять на ход истории невозможно.

Бытие.

1. Один из центральных разделов философии, изучающих про­блему бытия,называется онтологией,а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнеки­тайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом филосо­фия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (уче­ние о познании), логику, иные философские проблемы.

2. Каково же содержание философской категории "бытие"?Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

• окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;

• окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

• материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием суб­станции— самостоятельной сущности, которая для своего суще­ствования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие- это реально существующая, стабиль­ная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстан­ция, которая включает в себя все сущее.

3. Основными формами бытияявляются:

• материальное бытие — существование материальных (обла­дающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

• идеальное бытие — существование идеального как самостоя­тельной реальности в виде индивидуализированного духов­ного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

• человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека са­мого по себе и его бытие в материальном мире;

• социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются:

• ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

• феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и фе­номенальное бытие совпадают.

4. Категорией, противоположной бытию, является небытие.Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

Небытие— состояние, единое с бытием (так же реально) и про­тивоположное ему.

Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не сущест­вовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, обще­ства, государства, которые раньше были, а потом умерли, раз­рушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

Материя.

1.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":

• материалистический подход,согласно которому материя есть основа бытия,а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материали­стов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

• объективно-идеалистический подход— материя объективно существуеткак порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

• субъективно-идеалистический подход- материи как самостоя­тельной реальности не существует вообще,она лишь продукт (феномен — кажущееся явление, "галлюцинация") субъектив­ного (существующего только в виде сознания человека) духа;

• позитивистский — понятие "материя" ложно,поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской науке, философии (как и в со­ветской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия - дух, человек, общество - проявления материи и произ­водны от нее.

2. Элементами структура материи являются:

• неживая природа;

• живая природа;

• социум (общество).

Каждый элемент материи имеет несколько уровней.

Уровнями неживой природы являются:

• субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны -мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом);

• микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, элек­троны);

• ядерный (ядро атома);

• атомарный (атомы);

• молекулярный (молекулы);

• уровень единичных вещей;

• уровень макротел;

• уровень планет;

• уровень систем планет;

• уровень галактик;

• уровень систем галактик;

• уровень метагалактик;

• уровень Вселенной, мира в целом.

К уровням живой природы относятся:

• доклеточный (ДНК, РНК, белки);

• клеточный (клетка);

• уровень многоклеточных организмов;

• уровень видов;

• уровень популяций;

• биоценозы;

• уровень биосферы в целом.

К уровням социума относятся:

• отдельный индивид;

• семья;

• группа;

• коллективы разных уровней;

• социальные группы (классы, страты);

• этносы;

• нации;

• расы;

• отдельные общества;

• государства;

• союзы государств;

• человечество в целом.

3. Характерными чертами материиявляются:

• наличие движения;

• самоорганизация;

• размещенность в пространстве и времени;

• способность к отражению.

4. Движение- неотъемлемое свойство материи. Выделяются:

• механическое движение;

• физическое движение;

• химическое движение;

• биологическое движение;

• социальное движение.

Движение материи:

• возникает из самой материи (из заложенных в ней противо­положностей, их единства и борьбы);

• всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых орга­низмов — работает сердце, система пищеварения, осуществ­ляются физические процессы; движутся химические элемен­ты, движутся живые организмы, движутся реки, осуществля­ется круговорот веществ в природе, постоянно развивается общество, Земля, другие небесные тела движутся вокруг сво­ей оси и вокруг Солнца (звезд); звездные системы движутся в галактиках, галактики - во Вселенной);

• постоянно (существует всегда; прекращение одних форм дви­жения замещается возникновением новых форм движения). Движение также может быть:

• количественным - перенос материи и энергии впространстве;

• качественным — изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств.

Количественное движение (самоизменение материи) делится на:

• динамическое;

• популяционное.

Динамическое движение - изменение содержания в рамках ста­рой формы, "раскрытие потенциала" прежних материальных форм.

Популяционное движение — кардинальное изменение струк­туры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение-изменение может происходить как эволюционно, так и "эмержментно" (путем ничем не обу­словленного "взрыва").

5. Материя имеет способность к самоорганизации— созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил.

Всеобщей формой внутренних изменений, на основе кото­рых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация — постоянно присущие материи случайные колеба­ния и отклонения.

В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуаций) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи — материя приоб­ретает новое состояние, так называемую "диссипативную струк­туру", которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее разви­тие возможно по двум вариантам:

1) "диссипативная структура" укрепляется и окончательно превращается в новый вид материи, но только при условии эн­тропии — притока энергии из внешней среды — и затем развива­ется по динамическому типу;

2) "диссипативная структура" распадается и гибнет - либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии — притока энер­гии из внешней среды.

Учение о самоорганизации материи получило название си­нергетики.

Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а за­тем бельгийский философ И. Пригожин.

6. Материя имеет расположение во времени и пространстве.

По поводу расположенности материи во времени и про­странстве философами выдвигалось два основных подхода:

• субстанциональный;

• реляционный.

Сторонники первого — субстанционального (Демокрит, Эпи­кур) — считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные.

Сторонники второго — реляционного (от лат. relatio — отно­шение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) — воспринимали время и

пространство как отношения, образуемые взаимодействием ма­териальных объектов.

В настоящее время более достоверной (исходя из достиже­ний науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

• время— форма бытия материи, которая выражает длитель­ность существования материальных объектов и последова­тельность изменений (смены состояний) данных объектов впроцессе из развития;

• пространство— форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материаль­ных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во време­ни, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности,открытая в середине ХХ в. Альбер­том, Эйнштейном:

• подтвердила правильность реляционной теории — то есть пони­мание времени и пространства как отношений внутри материи;

• перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйн­штейном было доказано, что если какой-либо объект будет дви­гаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся — пространст­во (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Таким образом, пространство и время относительны,и отно­сительны они в зависимости от условий взаимодействия матери­альных тел.

Четвертым базовым свойством материи (наряду с движени­ем, способностью к самоорганизации, размещенности в про­странстве и времени) является отражение.

Отражение- способность материальных систем воспроизво­дить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным доказательством отраже­ния является наличие следов (одного материального объекта на другом материальном объекте) — следы человека на грунте, сле­ды грунта на обуви человека, царапины, эхо, отражение предме­тов в зеркале, гладкой поверхности водоема.

Отражение бывает:

• физическим;

• химическим;

•механическим.

Особый вид отражения - биологический, который включает в себя стадии:

• раздраженности;

• чувствительности:

• психического отражения.

Высшим уровнем (видом) отражением является сознание.Со­гласно материалистической концепции сознание— это способ­ность высокоорганизованной материи отражать материю.

Наши рекомендации