Естественнонаучная картина мира

«Первый шаг — создание из обыденной жизни картины мира — дело чистой науки», — писал выдающийся физик XX в. М. Планк[6].

Исторически первой естественнонаучной картиной мира Нового времени была механистическая картина, которая напоминала ча­сы: любое событие однозначно определяется начальными услови­ями, задаваемыми (по крайней мере, в принципе) абсолютно точно. В таком мире нет места случайности. В нем возможен «демон Ла­пласа[7]» — существо, способное охватить всю совокупность данных о состоянии Вселенной в любой момент времени, могло бы не толь­ко точно предсказать будущее, но и до мельчайших подробностей восстановить прошлое. Представление о Вселенной как о гигант­ской заводной игрушке преобладало в XVII — XVIII в. в. Оно име­ло религиозную основу, поскольку сама наука вышла из недр хри­стианства.

Бог как рациональное существо создал мир в основе своей ра­циональный, и человек как рациональное существо, созданное Богом по своему образу и подобию, способен познать мир.

Такова основа ве­ры классической науки в себя и людей в науку. Отринув религию, че­ловек эпохи Возрождения продолжал мыслить религиозно.

Механи­стическая картина мира предполагала Бога как часовщика и строи­теля Вселенной.

Механистическая картина мира основывалась на следующих принципах:

1) связь теории с практикой;

2) использование математи­ки;

3) эксперимент реальный и мысленный;

4) критический анализ и проверка данных;

5) главный вопрос: как, а не почему;

6) нет «стрелы времени» (регулярность, детерминированность и обратимость тра­екторий).

Но XIX в. пришел к парадоксальному выводу: «Если бы мир был гигантской машиной, — провозгласила термодинамика, — то та­кая машина неизбежно должна была бы остановиться, т. к. запас полезной энергии рано или поздно был бы исчерпан».

Затем пришел Ч. Дарвин[8] со своей теорией эволюции и произошел сдвиг интереса от физики в сторону биологии.

Главный результат современного естествознания, по Гейзенбергу, в том, что оно разрушило неподвижную систему понятий XIX в. и усилило интерес к античной предшественнице науки — философской рациональности Аристотеля.

«Одним из главных источников аристотелевского мышления явилось наблюдение эмбрионального развития — высокоорганизованного процесса, в котором взаимосвязанные, хотя и внешне независимые события происходят, как бы подчиняясь единому глобальному плану. Подобно развивающемуся зародышу, вся аристотелевская природа построена на конечных причинах. Цель всякого изменения, если оно сообразно природе вещей, состоит в том, чтобы реализовать в каждом организме идеал его рациональной сущности. В этой сущности, которая в применении к живому есть в одно и то же время его окончательная, формальная и действующая причина, — ключ к пониманию природы» (И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса.- С. 83-84).

«Рождение современной науки — столкновение между последователями Аристотеля и Галилея — есть столкновение между двумя формами рациональности» (Там же.- С. 84).

Итак, можно выделить три картины мира:

1) сущностную преднаучную,

2) механистическую,

3) эволюционную.

В современной естественнонаучной картине мира имеет место саморазвитие. В этой картине присутствует человек и его мысль. Она эволюционна и необратима. В ней естественнонаучное знание неразрывно связано с гуманитарным.

Вопросы для повторения.

(Темы 2 и 3)

1. Какова структура научного познания?

2. Как соотносятся эмпирический и теоретический уровни познания?

3. Чем отличается наблюдение от эксперимента?

4. Что такое модель и модельный эксперимент?

5. Какова роль научных понятий и терминов?

6. В чем отличие закона природы от нормативного закона?

7. Что такое мысленный эксперимент и зачем он нужен в науке?

8. Дайте определения понятий «верификация» и «фальси­фикация».

9.Что является критерием разделения методов на всеоб­щие, общенаучные и конкретно-научные?

10. Приведите примеры всеобщих, общенаучных и конк­ретно-научных методов.

11. Назовите эмпирические и теоретические методы.

12. Что такое динамика развития научного знания?

13. Что такое естественнонаучная картина мира?

14. Что такое «парадигма»?

15. В чем смысл понятия «научная революция»?

Литература

1. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. — М., 1989.

2. Кун Т. Структура научных революций. — М., 1975.

3. Полани М. Личностное знание. — М., 1985.

4. Поппер К. Логика и рост научного знания. — М., 1983.

5. Пригожин И., Стенгерс II. Порядок из хаоса. — М., 1986.

6. Пуанкаре А. О науке. — М., 1983.

7. Рассел Б. Человеческое познание. — М., 1957.

8. Структура и развитие науки. — М., 1978.

9. Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. — М., 1965.

Практикум к семинару

I. Ответьте на вопросы.

1. Что такое всеобщность теории (на примере утверждения типа «все вороны черные»)?

2. Какое значение имеет решающий эксперимент и что это такое?

3. Как происходит процесс образования понятий?

4. Почему «понятие» и «понять» — однокоренные слова?

5. Что означает часто встречающийся ответ студента: «Я знаю, но сказать словами не могу»?

6. Что значит объяснить какое-либо явление?

7. Что значит определить слово или термин?

8. Какую роль играют образы в науке и искусстве?

9. Каковы методы, инструменты, способы научного познания?

10. Сколько существует уровней научного познания?

11. Можно ли отделить теоретический уровень исследова­ния от эмпирического и если нет, то почему?

12. Что такое базисные утверждения и почему они так назы­ваются?

13. Чем отличаются наблюдение, эксперимент, моделирование?

14. Каковы условия проведения научного эксперимента?

15. Как вы понимаете утверждение, что Книга Природы написана языком математики?

16. Как вообще понимать выражение «Книга Природы»?

17. Являются ли числа основой или ключом к природе?

18. Какова роль в науке: гипотезы, метода, теории, экспери­мента, математики, моделирования, индукции, дедукции, анализа, синтеза, интуиции, дискуссии, детерминистских и вероятностных подходов и т.п.?

19. Чем научный закон отличается от правового?

20. Что такое закон природы как устойчивая, повторяю­щаяся, существенная связь между явлениями?

21. Что такое структура?

22. Каково строение научного знания?

23. Что такое динамика научного знания?

24. Что такое нормальная наука и научная революция?

25. Как происходит смена научных парадигм и что это такое?

26. Что такое научный метод?

27. Что такое верификация и фальсификация?

28. Что такое гипотетико-дедуктивный метод и его отличия от эмпирического и аксиоматического методов?

29. Что такое логика и методология научного исследования?

30.Чем методология отличается от методики?

31. Что такое универсальная, общенаучная и конкретно-научная методология?

32. Что такое кумулятивность и преемственность в приме­нении к научному знанию?

33. Чем различаются гипотеза, теория, теоретическая модель?

34.Чем отличаются рациональное и чувственное соответ­ственно от теоретического и эмпирического?

35. Чем предмет исследования отличается от объекта?

36. Что такое научный факт?

37. Можно ли понять что-то, не представляя себе этого?

38. Какие существуют методы проверки научного знания?

39. Что такое редукционизм и как он связан с системным подходом?

40. Почему физику называли «матерью наук»?

41.Чем отличаются научные революции от научно-техни­ческой?

Наши рекомендации