Ошибки в построении сложноподчиненных предложений
1. | Вид ошибки | Пример |
2. | Одновременное употребление сочинительных и подчинительных союзов. | Когда тяжелый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. |
3. | Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. | Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черемуха. |
4. | Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. | Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. |
5. | Отсутствие в главном предложении указательного слова. | Мы благодарны им, что живем под мирным небом. |
6. | Пропуск части составного союза. | Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. |
7. | Неоправданное повторение союза или союзного слова(тавтология). | Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. |
8. | Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. | Когда их сын очень изменился, родители страдают. |
9. | Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. | Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. |
10. | Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. | Автор показал разных людей. Которые каждый по-своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. |
Синтаксическая синонимия
Замена придаточной части сложноподчиненного предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом НЕВОЗМОЖНА:
1. Сказуемое придаточного предложения выражено глаголом в форме будущего времени или условного наклонения : Среди предложений не было ни одного, которое заинтересовало бы меня.
2. Союзное слово который стоит в творительном или дательном падежах : В последней главе, которойзаканчивается книга, развязка сюжета так и не наступила.
3. В главном предложении имеется указательное слово то (та, ту, те и т. п.): Я принес тебе ту книгу, которую ты просил.
Средства связи
Самые распространенные средства связи предложений | Примеры |
Личные местоимения | Мировой океан в любой момент может «выдохнуть» в атмосферу вдвое больше углерода, чем человек за все время индустриального развития За последние двадцать тысяч лет oн дважды «выдыхал» массу углекислоты. |
Указательные местоимения | Фактически все мы живём на пороховой бочке под названием «мировой океан». К такому выводу пришли учёные под руководством специалистов из Университета Колорадо в Болдере. |
Притяжательные местоимения | Эти специалисты давно занимались изучением тайн океана. Их исследования привлекают внимание учёных всего мира. |
ЭЛЛИПСИС (пропуск слов или словосочетаний, которые легко восстанавливаются из контекста) | Исследователи доказали отдельным скептикам, что в конце ледникового периода в атмосферу Земли поступило 600 млн. тонн углерода в виде углекислого газа. А всему миру — теорию о том, что Мировой океан дышит». (В этом случае эллипсис указывает на слово доказали, которое можно при желании восстановить). |
Вводные слова | Во-первых, наглядным доказательством этой гипотезы служит ежегодное увеличение углерода в атмосфере именно над Мировым океаном. Во-вторых, нашёл подтверждение тезис о том, что вода — живая субстанция... |
Союзы | Учёных поразил этот факт. Читатели тоже впервые задумались над поразительной способностью воды «дышать», подобно человеку. |
Синонимы ( в том числе контекстные) | Учёные пытались выяснить, откуда в атмосфере Земли в конце последнего ледникового периода появилось столько углекислоты. Исследователи рассмотрели несколько вариантов различных гипотез. |
Антонимы ( в том числе контекстные) | Известно, что кислород дарит жизнь, а углекислота — смерть. |
Наречия времени | Учёные решили провести несколько экспериментов. Сначала поместили воду в сосуд, потом подогрели её. |
Однокоренные слова | При кипении вода выделяет пар. Водяные капельки оседают на стенках сосуда. |
Частицы (чаще всего именно, только, лишь) | «Дыхание» Мирового океана может стать губительным для человечества. Именно эта проблема требует исследования и решения. |
Повторы: лексические, грамматические, синтаксические | Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем? Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях? Найдем лексический повтор. Это, конечно, слово кто. Грамматический повтор можно увидеть и в отрицании (частица не), и в повторе прошедшего времени глагола единственного числа несовершенного времени (любовался, восторгался, замирал). Все три предложения — вопросительные, и это синтаксический повтор. |
Смысловые отношения между предложениями | Примеры рассуждений |
(1)Веками бушующая стихия пугала человека (почему?) (2)Молнии, бьющие с неба, несущие смерть и пожары, казались стрелами богов (что из этого сле- довало?). (3)Их боялись, заклинали, пытались обуздать. (4)Много было сделано различных изобретений. (5) Но вопреки всем последним достижениям науки количество жертв молний в последнее столетие неуклонно растёт. Между первым и вторым предложениями причинные отношения: стихия пугача, потому что несла смерть; между вторым, третьим и четвёртым — следственные: чтобы не погибнуть, молнии следовало обуздать, поэтому «.много было сделано различных изобретений»; это выводы, следствия из предыдущих предложений. А вот между пятым и четвёртым предложениями — уступительные отношения: число «жертв молний в последнее столетие неуклонно растет» (вопреки чему? несмотря на что?), хотя «много было сдечано различных изобретений». |
Правописание Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных (т.е. образованных от имени существительного) | |||
Н | НН | ||
1.Образованных при помощи суффиксов -ин-: гусиный; -ан: кожаный; -ян-: глиняный Исключения: деревянный, стеклянный, оловянный. 2.В притяжательных прилагательных: олений, кабаний | 1. Образованных при помощи суффиксов -енн-: клюквенный, или -онн-: революционный. 2. Образованных от существительных с основой на -н: карманный, лимонный. 3. Образованных от существительных с основой на - мя: время — временной, знамя —знамённый. Обратите внимание! Примечание 1: Пишется -н- в прилагательных: пряный, синий, зелёный, багряный, рдяный, пьяный, румяный, юный, зелёный, ветреный, свиной. Примечание 2: Пишется ветреНый, но безветреННый (есть приставка). Различайте по лексическому значению: ветрЕНый (день, человек), ветрЯНой (двигатель). Примечание 3: Надо различать прилагательные маслЯНый (для масла, на масле) и маслЕНый (запачканный, пропитанный маслом); сравните: масляная краска — масленые тряпки. Примечание 4: Надо различать прилагательные ветреный (день, человек), ветряной (насос) и ветряный (ветряная оспа). | ||
Правописание Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий | |||
Обратите внимание! Отглагольное прилагательное отличается от причастия тем, что оно образуется от глаголов несовершенного вида (что делать?): жарить (что дел а т ь?) — жареный, варить (что делать?) — вареный и т.д., а причастия —от глаголов совершенного вида (что сделать?) с приставкой и без неё: купить — купленный; сохранить — сохраненный. | |||
Н | НН | ||
1.В отглагольных прилагательных, образованных от глагола несовершенного вида: солить — солёНый, сушить — сушёНый. 2.Если есть приставка НЕ: несолеНый, нежареНый. Запомните слова-исключения: назваНый (брат) непрошеНый (гость) посажёНый (отец) смышлёНый прощеНое (воскресенье) | 1. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида с приставкой или без неё: решить — решёННая, посолить — посолеННая, высушить — высушеННая. Обратите внимание! 2. Если есть суффиксы -ова-, -ева-, -ирова-: маринованный, циклёванный, тренированный (Часто ошибки появляются в этих случаях, т.к. выпускники рассуждают так: «Мариновать, циклевать, тренировать — глаголы несовершенного вида, поэтому пишу Н», не замечая указанные суффиксы. Исключения: кованый, жёваный (здесь -ова- и -ева- не являются суффиксами); но с приставками или зависимыми словами (см. ниже) эти слова пишутся с НН: подковаННый, прожёваННый; ковАННый В КУЗНИЦЕ конь. 3. Если есть зависимое слово: сушеННые (где?) в печи ягоды; солеННые (в ч ё м ?) в бочке грузди. Запомните! Пишите слово раненый с Н, если нет приставок или зависимых слов; если они есть — НН: изранеННый боец, ранеННый в грудь солдат. Запомните слова- исключения: Нежданный, неожиданный, нечаянный,медленный, желанный, виденный, жданный,негаданный, невиданный, неслыханный, священный, обещанный, отчаянный, деланный. | ||
Н и НН в сложных словах (прилагательных и причастиях) | |||
Чтобы не ошибиться в написании слов типа послеобеденный, златотканый, трёхгранный и т.п., поступайте так: убираем часть слова без орфограммы, а к остальной части применяем те правила, которые изложены выше: (после) обедеННый — от обед + -енн-; (злато)ткаНый — от ткать — несов. вид глагола; (трёх)граННый — от граНь + -н-. | |||
Н и НН в кратких причастиях и прилагательных Отвечают на вопросы каков? какова? каково? каковы? | |||
Н в кратких причастиях | Н-, -НН- в кратких прилагательных | ||
В кратких причастиях всегда одна -Н-: книга прочитаНа, овощи свареНы, задачи решеНы и т.д. | В кратких прилагательных пишется столько -Н-, сколько в полных, от которых они образованы: дорога длинная — длиННа, румяная девочка —румяНа и т.д. | ||
Краткое причастие обозначает действие, производимое кем-то или чем-то: книга прочитаНа (кем-то); овощи свареНы(кем-то), сумки наполнены (чем-то). А краткое прилагательное является постоянным признаком предмета, его «родным» свойством: дорога длинна (сама по себе длинна; это её постоянное качество); девочка румяна (сама по себе). | |||
Н и НН в наречиях и существительных | |||
Пишется столько -Н-, сколько в словах (прилагательных, причастиях), от которых они образованы: гостиНая — от гостить (глагол несов. вида); изумлёННо — от изумлённый (причастие, образованное от глагола сов. вида); плеННый — от плен + -и- и т.д. | |||
Запомни - Н ТружеНик, придаНое, путаНик, нефтяНик, конопляНик, гостиНица, бессребреНик | Запомни - НН БеспридаННица, мошеННик, воспитаННик, запутаННость, имениННик, листвеННица, малиННик, соотечествеННик, воспитаННица, родствеННик, племяННик юННат | ||