Вопрос. Русский космизм. Н. Федоров, В. И. Вернадский, А. Л Чижевский, К. Э. Циолковский. «Общее дело» Н. Ф. Федорова.
Русский космизм — оригинальное направление в философии конца 19 — начала 20 вв. Можно подразделить на два направления: теологическое (Н.Федоров, П. Флоренский, В. Соловьев) и естественно-научное (Циолковский К.Э., Вернадский В.И., Чижевский А.Л.). Основная идея данного философского направления заключается в том, что человек – это космопланетарный феномен (homo kosmikus), утверждается единство человека и космоса. В русском космизм возрождается космоцентризм древних греков. Учение Совьева о всеединстве стало одним из исходных моментов формирования русского космизма. Представителей этого глубоко своеобразного течения объединяет понимание человека как существа незавершенного, проективного, способного преодолеть свою несовершенную природу (расширение сознания, развитие ресурсов мозга, достижение индивидуального бессмертия и т.д.).
Открыл страницу «русского космизма» Н.Ф. Федоров (1828-1903). Основной труд «Философия общего дела». Он осуществил синтез двух направлений философского поиска: антропоцентризм и космизм, пытался объединить судьбы человека и вселенского бытия. Его философию можно считать космически-утопической. Он мечтал о переустройстве мира на основе преодоления смерти. Назначение философии состоит в том, чтобы обосновать в самом общем виде необходимость регуляции природы и наметить основные объекты преобразования.
Основные положения «философии общего дела»:
1) ключевая идея его философии — идея регуляции, т.е. управления природными процессами, которая включает в себя внешний и внутренний аспекты. Внутренняя регуляция (психофизиологическая) — управление природными силами в нас самих. Внешняя регуляция включает в себя следующие ступени: а) метеорическую (управление атмосферными процессами, гелиорегуляция, и т.д.), б) планетарную астрорегуляцию — превращение Земли в космический корабль («земноход», по терминологии Федорова) и переход из околоземного в околосолнечное пространство, в) всеобщая космическая регуляция. Например, решить проблему голода в России можно, овладев атмосферными явлениями, вызывая дождь при помощи взрывов, управляя магнитными силами Земли. Федоров предсказывал России роль первопроходца космоса.
2) проблема жизни и смерти. Одним из главных вопросов в философии Федорова рассматривается вопрос жизни и смерти. Для реализации идей космизма необходима длительная человеческая жизнь. Человек смертен, пока он раб природы. Установив господство над природой, человек побеждает смерть. Более того, Федоров ставит задачу воскрешения прародителей (идея «патрофикации»). Воскрешение мыслится Федоровым как «общее дело» человечества, ведущее к преодолению всякой вражды. Основным видом любви Федоров считает любовь детей к родителям, к предкам, стремление поддерживать их слабеющие силы. Это «странные заботы», не имеющие прямой практической пользы. В них только нравственный, сверхживотный зов. Сохраняя и продлевая жизнь престарелым родителям, человек как бы идет против природы «поддерживая жизнь в осужденном ею на смерть».
3) Идеализация патриархально-родственных отношений: именно патриархальная семья, где основной целью является укрепление связи с родителями станет проводником на пути к «общему делу».
4) Неприятие христианства в его традиционном виде (как призывающее исключительно к индивидуальному спасению). Утверждал, что ни в одной религии нет такого противоречия между идеями и фактами, как в христианстве, т.к. в столице христианства крест – орудие позорной казни, сделался предметом благоговейного почитания; но казни тем не менее не уничтожились, потому что не уничтожились преступления.
Воскрешение имеет космический параметр. Ресурсов Земли недостаточно для преодоления смерти — выросла бы перенаселенность планеты. Отсюда Федоров установил связь между проектом воскрешения и проектом завоевания новых сред обитания, преобразования Солнечной планеты и дальнего космоса.
Философия Федорова носит социально-утопический характер, а также имеет элементы мистики. Но, несмотря на это, ей присущ жизнеутверждающий пафос. Главная цель философии общего дела — воссоздать нарушение единства мироздания, распавшуюся связь времен, цельность человеческой души. Осуществить это возможно через преодоление разрыва между человеком и природой, через оживление умерших, пробуждение к подлинной жизни погрузившихся в духовную спячку живых.
Философское наследие Федорова занимает достойное место в русской философской традиции. Еще сто лет назад Федоров предостерегал об опасности техногенной цивилизации, угрозе экологического кризиса. Федоров одним из первых стал осознаватьнеизбежность глобализации, объединения усилий всего мирового сообщества.
Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями. Она воплотилась в учении Вернадского, Циолковского, Чижевского. Общей идеей для них было то, что необходимо создавать «новую природу» на основе разума, науки. Это новое состояние было охарактеризовано Вернадским как «ноосфера», т.е. сфера разума. В ней природные и социальные законы составляют неразрывное единство. Циолковский провозглашал космический пантеизм, признавая наличие во Вселенной одной субстанции — материи в ее бесконечном разнообразии. Смерть человека есть лишь разрушение тела, сознания и памяти; составляющие человека атомы бессмертны как элементарные живые существа, впоследствии будут входить в состав других жизненных форм. Еще один замечательный русский ученый Александр Леонидович Чижевский (1897-1964) создал концепцию взаимодействия космоса и исторического развития на Земле, установил зависимость между циклами солнечной активности и явлениями социальной жизни (в частности, смертность и рождаемость, количество преступлений и несчастных случаев, различных социальных катаклизмов: войн, революций). «Жизнь, — утверждал он, — явление более космическое, нежели земное». Работы Чижевского получили мировое признание. В 1939 г. его выдвинули на соискание Нобелевской премии «как Леонардо да Винчи ХХ века».
Влади́мир Ива́нович Верна́дский (1863-1945) — русский учёный-естествоиспытатель. Академик Санкт-Петербургской академии наук, Российской академии наук, Академии наук СССР. Создатель научных школ. Один из представителей русского космизма; создатель науки биогеохимии. В круг его интересов входили многие науки: геология, почвоведение, кристаллография, минералогия, геохимия, радиогеология, биология, палеонтология, биогеохимия, метеоритика, философия и история. Он первым сумел дать философское осмысление новой эпохи в развитии человечества. Его труды, посвященные пространству-времени, живому веществу, биосфере и ноосфере, а также многие публицистические статьи, дневниковые записи и письма проникнуты глубокими философскими выводами и заключениями. Кроме того, он занимался организаторской научной и общественной деятельностью.
До конца жизни Вернадский считал философию не наукой, а совершенно особой сферой духовной человеческой деятельности, влияющей на развитие научных исследований, но принципиально отличающейся от них дедуктивным способом мышления. Науку, философию и религию Вернадский рассматривал в качестве самостоятельных, но тесно связанных друг с другом проявлений духовной деятельности человека. Научное мировоззрение является результатом не простого объективного наблюдения, а творческого осмысления внешней реальности, на которое оказывает влияние общий интеллектуальный климат данной эпохи.
Согласно поздним представлениям В.И.Вернадского, в основе всего сущего лежат эволюционные процессы. Равновесные системы и связанные с ними обратимые системы представляют, по его мнению, лишь частные, преходящие явления в необратимом развитии.
Геохимия изучает миграцию химических элементов в земной коре и в космосе. Ее продолжение — биогеохимия — включает в рассмотрение атомных маршрутов живое вещество (совокупность живых организмов — от простейших до самых развитых). Геохимические и биогеохимические исследования показали, что на пути миграционных циклов атомов и изотопов обязательно встает область живого. Это открытие — исключительно важного значения, так как оно указывает на неслучайность жизни в космосе. По отношению к неживой природе живое вещество ничтожно мало (по весу и объему). Но по геохимической функции — по функции материально-энергетического воздействия на природные объекты оно ни с чем не сравнимо. Благодаря живому веществу энергия космоса не рассеивается, не исчезает в мировом пространстве, а концентрируется и преобразуется в силу, придающую нашей области вселенной черты упорядочности, организованности.
Осознание роли живого вещества как глубочайшего и могущественного проявления сил космоса придает науке XX века (и здесь огромна заслуга русского ученого) существенно иной характер, чем тот, который характеризовал классическое (ньютонианско-галилеевское) естествознание XVII—XIX веков. Современная наука скорее возвращает нас к миросозерцанию античности, идеям ранне-греческой философии о живом космосе. Но жизнь — это и разумная жизнь. Разум (ум) — это тоже явление космоса, о чем догадывались древние философы (Анаксагор).
Современная наука, считает Вернадский, открывает нам три фундаментальных проявления реальности: атом, космос и живое вещество. В человеческую мысль и в человеческую культуру они вошли 2, 5 тысячи лет назад — как на Западе, так и на Востоке. Но древние идеи в XX веке получили вновь подтверждение и развитие — теперь уже не интуитивно-умозрительное, а эмпирическое и строго математическое.
В ходе геологического времени глубина и интенсивность воздействия живого вещества на среду обитания, на всю неорганическую природу постоянно возрастает. Биологическая эволюция идет в сторону увеличения биогеохимической миграции атомов — а это значит, что возрастает геохимическая энергия жизни, а вместе с ней возрастает доля космической (солнечной) энергии, идущей на геохимическую перестройку планеты. Благодаря этому биосфера (планетная оболочка, охваченная жизнью) является сложнейшей самоорганизованной системой, со своими специфическими чертами пространства-времени. Динамическое равновесие в биосфере поддерживается миллиарды лет, жизнь геологически вечна.
В понятие живого вещества — в самом широком смысле слова — входит и человек. Человек — самая большая геологическая сила, а в геохимическом смысле — сила универсальная; технология человеческой деятельности и культуры охватывает практическиЦентральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского, является единство биосферы и человечества. По Вернадскому, человечество - не придаток Вселенского Разума, часть его. Для Вернадского было очень важно выделить роль мысли, знаний в развитии планеты. Мысль направляет деятельность человека. Вернадский рассматривал человеческую деятельность как геологический фактор, во многом определяющий дальнейшее развитие Земли. Для Вернадского человек был прежде всего носителем разума. Он верил, что разум будет господствовать на планете и преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе и людям. Природа создала разумное существо, постигая таким образом себя.
Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Итак, сфера разума, область господства человеческой мысли, особая стадия в истории Земли, ноосфера обладает странным свойством: оставаясь областью мысли, разума, она одновременно активно участвует в перестройке планеты. Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления в конце концов превращает ее в ноосферу. «Отсветы разума» сохраняют творения человека: обработанный камень или кость, искусственно выведенные растения или животные, строения, игрушки, одежда, поля, леса. Разум играет роль организатора, руководителя, провидца.
Условия перехода биосферы в ноосферу:
1. Заселение человеком всей планеты.
2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.
3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.
4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
5. Расширение границ биосферы и выход в космос.
6. Открытие новых источников энергии.
7. Равенство людей всех рас и религий.
8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.
9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. «Власть не может (явно или скрыто) ограничивать научную мысль, а должна всемерно способствовать ее плодотворному и беспрепятственному развитию. Тем более недопустимо насильственное государственное вмешательство в научное творчество, оправдывая это классовыми, партийными и другими узколичными интересами. Научная мысль при правильном ходе государственной работы не должна сталкиваться с государственной силой, ибо она является главным, основным источником народного богатства, основой силы государства».
10. Продуманная система народного образования и подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.
11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
12. Исключение войн из жизни общества.
Наука по Вернадскому - создание человечества и должна служить на благо человечества. Он подчеркивал, что «ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны себя чувствовать ответственными за последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества, нет ничего в мире сильнее свободной научной мысли».
Чижевский Александр Леонидович (1897-1964 гг.), биофизик, основоположник гелиобиологии (связь с циклическими событиями на Солнце) и аэроионификации (изучение и применение ионизированного воздуха; в настоящее время так называемая "лампа Чижевского"), был художником, поэтом. Родился в семье военного-артиллериста, изобретателя Леонида Васильевича Чижевского. Участник Первой мировой войны, георгиевский кавалер. Окончил Московский археологический институт и через год Московский коммерческий институт; учился на физико-математическом и медицинском факультетах Московского университета. В 1918 г. стал доктором всеобщей истории, а в 1922 г. присвоено учёное звание профессора. Организовал Центральную лабораторию ионизации. Дважды выдвигался на Нобелевскую премию по физике от Первого международного конгресса по биологической физике и биологической космологии в Нью-Йорке и Стокгольмским университетом. Но его вынудили в НКВД писать отказные письма, так как ранее отклонялись Нобелевским комитетом выдвинутые на премию кандидаты от Академии наук СССР. Подвергался репрессиям с 1942 по 1957 г. До 1962 г. он работал в Госплане СССР, вёл лабораторию Аэроионификации. Ранее применялась его искусственная аэроионизация в медицине, сельском хозяйстве, животноводстве. Главная научная заслуга Чижевского — открытие тотального влияния солнечной активности на динамику жизнедеятельности в биосфере, в том числе на стихийные массовые явления в человеческом сообществе. Изучение же физических воздействий внеземного происхождения на возникновение, распространение и интенсивность таких явлений на Земле, как эпидемии, эпизоотии, эпифитии, а также на динамику ряда процессов в социуме он начал еще в 1915 г. Работы: "Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли", "Влияние космических факторов на поведение организованных человеческих масс и на течение всемирно-исторического процесса...", докторская диссертация называлась "О периодичности всемирно-исторического процесса". Написал более 400 работ. В первой четверти XX столетия в отечественной науке развернулся бурный процесс формирования представлений о связи циклических процессов в био-, атмо-, гидро- и литосферах Земли с циклическими изменениями солнечной активности. Этим занимались кроме А.Л. Чижевского — В.М. Бехтерев, Н.П. Боголепов, Н.М. Кулагин, П.П. Лазарев, К.Э. Циолковский. Они предполагали реальную зависимость от интенсивности солнечной активности всех земных структур, в том числе социальных. Включение социального элемента в эту новационную область знания было неслучайным. Годы наибольших социально-политических потрясений в России (1905 г., 1917 г.) пришлись как раз на годы максимума солнечной активности. Осознание этого дало неожиданный толчок изучению космической взаимосвязи Земли и Солнца. Учёные, которые сосредоточились на изучении статистики связи между солнечной активностью и земными процессами в био- и атмосферах, стремились определить характер связи между протуберанцами на Солнце и резко обозначивающимися в эти моменты социальными явлениями. Чижевский пошёл ещё дальше и в понятие среды как детерминанты биологической и социальной формы организации материи, находящейся в земной оболочке, включил космическое пространство. Это явилось принципиально новой мировоззренческой позицией. Он делал вывод, согласно которому развитие органического мира на нашей планете не автохтонный, замкнутый исключительно в самом себе процесс, а результат комплексного воздействия земных и космических факторов, из которых вторые являются главными. Подавляющее большинство физико-химических процессов на Земле, по мнению А. Чижевского, представляют собой результаты взаимодействия космических сил, которые всецело обусловливают жизненные процессы в биосфере. Более того, органический мир в каждый момент самым чутким образом отражает в себе перемены или колебания, имеющие место в космосе. В поисках подтверждения этой позиции Чижевский с помощью медико-статистических исследований установил синхронность долгопериодических (в среднем кратных 11-летнему циклу) колебаний вспышек и угасаний различного рода эпидемий, колебаниям солнечной активности. Влияние уровня солнечной активности на жизненный тонус макро- и микробиосферы сказывается не только на долгопериодических колебаниях, но и на кратковременных, спорадических импульсах в жизнедеятельности любой биосистемы, особенно в моменты повышенной солнечной активности, характеризующиеся наибольшей напряженностью как физико-химического состояния среды, так и функционирования организма. Этим, по Чижевскому, объясняются разного рода катастрофические события в жизни людей — нервные срывы, аномальные психические реакции, патологические всплески в социальном пространстве, чреватые неконтролируемым поведением. Он был убеждён, что средствами прогноза суточных и месячных колебаний солнечной активности можно предвидеть нежелательные явления в биосфере и социуме. Затем на основе научных расчётов избегать опасных последствий с помощью заранее разработанных способов защиты и профилактических мер. А. Чижевский был последовательным космистом. Па всех уровнях сложнейшей организации биосферы, от общей её системы до одноклеточных организмов, Чижевский впервые увидел общемировой пульс, великую динамику природы в ее космическом измерении, различные части которой "созвучно резонируют одна с другой". Исследования А.Л. Чижевского, его новационные гелиоидеи стали фундаментом в изучении воздействия энергии Солнца на процессы в лито-, гидро- и атмосферах, а также предметно на человеческий организм и социум. |
Циолковский Константин Эдуардович (1857-1935 гг.), русский мыслитель, учёный, изобретатель, основоположник космонавтики. Родился в селе Ижевское, ныне Рязанской области. В детстве почти полностью потерял слух вследствие болезни и с 14 лет учился самостоятельно. В 1879 г. экстерном сдал экзамен и получил диплом учителя математики, что позволило ему преподавать в школах Боровска, затем Калуги (с 1892 г.) физику и математику. Он первым в мире понял преимущества и возможности реактивного способа передвижения в космическом пространстве и посвятил большую часть своей жизни разработке теории космоплавания, создал новое научное направление — ракетодинамику и астронавтику, поэтому заслуженно считается изобретателем в области воздухоплавания, авиации и ракетной техники. Мировоззрение Константина Эдуардовича ориентируется на космизм. Он испытал влияние идей Н. Фёдорова, являлся автором ряда философско-художественных эссе, часть из которых издавал на свои собственные средства в Калуге, в которых развивал идею "атома" как бессмертного одушевлённого элементарного существа, курсирующего от организма к организму во Вселенной. Косм о взгляды Циолковского предполагали возможность расселение человечества в пределах Солнечной системы и других звёздных мирах. Основные работы: "Будущее Земли и человечества" (1928 г.), "Вопя Вселенной. Неизвестные разумные силы" (1928 г.), "Общественная организация человечества" (1928 г.), "Растение будущего. Животное космоса. Самозарождение" (1929 г.).
Научно-технические проекты Циолковского весьма существенные в становлении современной космонавтики, являлись по сути техническим обоснованием его "космической философии":
- космос заполнен различными формами жизни, от самых примитивных до бессмертных существ, способных ассимилировать солнечную энергию;
- разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвёздное пространство (разумные "животно-растения", непосредственно перерабатывающие солнечную энергию).
Исходя из предпосылки чувствительности и одушевленности всех форм материи, Циолковский строил свою монистическую философскую теорию вокруг идеи "атома" — бессмертного элементарного существа, которое претерпевает различные судьбы, переходя из одного организма к другому.
Космологический процесс предстает как ряд циклических процессов усовершенствования бытия. Разумные существа, населяющие Вселенную, давно наладили для себя благополучный ход космической эволюции, а Земля с её процессами биологического и социального становления оставлена ими как своего рода заповедник для естественного обновления жизненных форм. Поэтому участь Земли во Вселенной исключительна.
Русский космизм К.Э. Циолковского — первая попытка систематического изложения проблем, характерных для начала эры космоса:
- о месте разума в космическом пространстве;
- об ответственности человека, обладающего разумом, за Землю и Вселенную.
Циолковский предвосхитил кибернетические идеи развития, а также некоторые современные космологические теории сущности Вселенной с её многообразными формами бытия.