Н. А. Бердяев. Творчество и свобода. Объективация. Истоки и смысл русского коммунизма.
Николай Александрович Бердяев родился в 1874 г. в Киеве, в аристократической семье потомственных военных. Он поступил в Киевский университет сначала на естественный факультет, а потом перевелся на юридический. Но его внимание все более приковывала к себе философия. В студенческие годы Бердяев увлекся изучением марксизма, в 1898 г. его исключили из университета, тогда же он на месяц попал в тюрьму. Он стал искать в марксизме свой, оригинальный путь. Наступил 1917 год. Бердяев поначалу приветствовал революцию, но со временем он стал считать, что для судьбы России революция несет трагедию. В 1918г., Бердяев принял участие в создании Вольной академии духовной культуры. В 1921 г. он попал в ЧК, подвергся допросам. Летом 1922 г. так называемый философский корабль навсегда увез и Бердяева из России. В эмиграции Бердяев опубликовал целую серию работ. Высылку и жизнь за границей Бердяев воспринимал как трагедию. Он стал одним из самых популярных философов России за рубежом. В 1947 г. ему было присуждено звание почетного доктора Кембриджского университета Умер в 1948 г. в пригороде Парижа.
Его труды: «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики»; «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии»; «Истоки и смысл русского коммунизма»; «Русская идея». Мировоззрение Бердяева представляет собой персоналистическую разновидность экзистенциальной философии, т. е. философии человеческого существования. Проблемы личности, свободы и творчества, смысла жизни и смерти всегда были в центре его философских размышлений.
Основные идеи Н. Берядяева:
1. По Бердяеву, «личность вообще первичнее бытия», бытие — воплощение причинности, необходимости, пассивности, дух — начало свободное, активное, творческое. Личность прежде всего категория религиозного сознания, и поэтому проявление человеческой сущности, ее уникальности и неповторимости может быть понято лишь в ее отношении к Богу. Весь объективный мир, согласно воззрениям Бердяева, вторичен – это лишь вынесение человеком вовне "своего собственного "Я". Первично лишь мое бытие, существование, одним словом экзистенция… "Я утверждаю дуализм мира феноменального, который был создан объективациейи не является вообще истинным, и мира нуменального, который есть мир подлинной жизни и свободы – творение Духа в человеке. Этот дуализм преодолим лишь эсхатологически".
2. Понятие свободы - центральная категория. Свобода истолковывается им не как врожденная, природная или социальная способность человека, а как первичная и фундаментальная реальность, проникающая во все сферы бытия — космос, общество и самого человека. Свобода первична, беспредпосылочна и безосновна. Для объяснения ее сущности Бердяев использует понятие Ungrund (безосновность, бездна), принадлежащее немецкому мистику XVII в. Якобу Бёме, истолковывая его, однако, по-своему. Бёме учил об Ungrund как о «темном начале» Бога, объясняющем муки мира, происхождение зла. Бердяев настаивает на том, что Ungrund — это состояние бездны, «добытийственности», «ничто», которое уже обладает свободой. Оно предшествует Богу, связано с Богом. Бог, в свою очередь, из добытийственной свободы творит мир и человека, обладающего свободой и потому принципиально равного Богу в творчестве и независимого от него.
3. Человек - носитель первоначальной свободы есть носитель новизны, прибавления бытия, реальности, добра или зла. Свобода человека заключена именно в творчестве добра и зла, а вовсе не в выборе между ними. Поскольку человек рожден из добытийственнои свободы и сам обладает свободой (в этом он равен Богу), то задача философа заключается в том, чтобы обосновать не теодицею (оправдание бытия Бога), а антроподицею (оправдание человека). Для Бердяева «искание смысла первичнее искания спасения». Поэтому его христианские представления существуют в непременном окружении и сопряжении с философским персонализмом. Поскольку человек несет в себе свободу и Бога в себе, то в душе человека происходит борьба между Богом и свободой. Миф о грехопадения свидетельствует, по Бердяев, в бессилие Творца предотвратить зло, исходящее от свободы, которую Он еще не сотворил. Тогда Бог действует вторично в отношении человека, он нисходит в мир и появляется в нем в образе Искупителя, как Сын Божий Иисус Христос, принимающим на себя грехи мира. Божественное само-распятие должно победить меоническую свободу просветления ее изнутри. Бердяев различает три вида свободы: изначальную иррациональную свободу, предшествующую выбору между добром и злом, далее - рациональную свободу самого выбора, и положительную свободу, свободу к Богу, когда человек выбирает Бога. Бердяев Считает Бога - Духа Богом добра и творчества. Поскольку Бог - есть творец, постольку человек его образ и подобие - он есть тоже творец.
4. Религиозный персонализм дополнен у Бердяева учением о «коммюнотарности» — метафизической и мистической разновидности коллективизма, выработанной, по его мнению, русской народной жизнью и философской мыслью, начиная со славянофилов. «Коммюнотарность» противопоставляется созданной теории и практике индивидуализма, современной дегуманизированной машинной цивилизации Запада.
5. Эсхатология (система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние) у Бердяева связана с рассмотрением трех типа времени (космическое, историческое и экзистенциальное, или метаисторическое), он озабочен предсказанием того, как «метаистория входит в историю», обоснованием приближения конца истории. Эти мотивы особенно сильно проявились в его последних работах.
6. Труды Бердяева содержали критику социалистических преобразований в Советской России. Однако он одновременно выступал и в качестве критика капитализма и буржуазного общества. Гуманизм как продукт западной цивилизации, считал Бердяев, завершил полный цикл своего развития и перерос в свою противоположность. Современный гуманизм клонится к «царству Антихриста», доказательством чего являются бесчеловечные события XX в. — мировые войны, революции, социальные конфликты.