Общая характеристика русской философской традиции. Истоки и особенности отечественной философии. Начало становления.
Русская философия — органическая часть мировой философии и культуры. Она обращается к тем же проблемам, что и западноевропейская, однако подход к ним носит самобытный, глубоко национальный характер. На становление философской мысли существенное влияние оказало христианство, а также противоречивый характер русской истории. Все это способствовало появлению огромного разнообразия философских течений и школ, а также тому, что отечественная философия имеет насыщенное проблемное поле.
В развитии и становлении русской философии выделяются следующие периоды:
1. Древняя русская философия (10-15 вв.). Это период зарождения отечественной философской мысли. Она зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси. Большую роль здесь сыграло принятие Русью христианства в 988 г. и укоренение православной веры. Первые философствующие мыслители – просветили Кирилл и Мефодий, митрополит Илларион, Даниил Заточник, Кирилл Туровский. Этот этап характеризуется подражательностью, ориентацией на традиции древнегреческой, а также византийской философии. В этот период были заложены основы философского мышления, сформулированы некоторые понятия и категории философии. Основные проблемы: богопознание и его сущность, борьба добра и зла в природе человека, идея божьего блага и мировой благодати.
2. Появление и развитие доктрины «Москва – третий Рим» (15-17 в.) Монах Филофей создал религиозную теорию о «Москве –третьем Риме». Значение раннего периода русской философии состоит в том, что в его рамках сформировалось три основных направления философской мысли, которые получили свое развитие в последующие периоды: религиозное, нравственное, историософское.
3. Философия русского Просвещения (18 в.) ХVIII в. – век быстрого развития наук, ремесел, культуры. Во многом это было связано с реформаторской деятельностью Петра I. Начинается интенсивное взаимодействие русской и европейской культур. Философия приобретает светский характер. Наибольшее влияние на развитие русской философской мысли этого периода оказало французское и немецкое Просвещение. Основные представители: Радищев А.Н., Ломоносов М.В., Сковорода Г.С. Н. И. Новиков. Появляется университетская философия., благодаря открытию первых вузов. Философская мысль дифференцируется на антропологию, гносеологию, социальные взгляды, и т.д.
4. Идейная борьба между славянофильством и западничеством, проходившая на протяжении большей части ХIХ в. Философская культура приобретает выраженный общественный акцент.
5. Российская философия 19 в., второй половины 20 в. Здесь можно выделить следующие направления: а) религиозная философия, б) материалистическая философия, в) русский космизм.
Выделяются следующие характерные особенности отечественной философии:
1) Национальный дух;
2)Антропоцентризм – исключительная занятость проблемой человека;
2) Нравственный аспект;
3) Художественно-публицистическая форма изложения философских идей. Для русской философии был характерен отказ от академических форм теоретизирования. Кроме того, строжайшая цензура власти, прежде всего Церкви, заставляла философию облекаться в одежду публицистики, искусства, художественного творчества, литературной критики.
4) Стремление к целостному познанию мира. Отечественная философия провозгласила идеал цельности — рассмотрение человека как цельной личности: в единстве всех его духовных сил: чувственных, рациональных, нравственных, религиозных. Истина постигается, по учению русских философов, не только чисто рациональным, рассудочным актом, а цельной жизнью духа, чисто рациональных способов доказательства недостаточно. Высшей формой познания признается интуиция.
5) Русская философия всегда развивалась в условиях острых экономических, политических и идеологических процессов. Система ценностей русской философии в целом носила антиутилитарный характер: русские философы не приняли идеал потребительства, сытого благополучия, как и не приняли они позитивистки-рационалистической модели человека.
6) Религиозное направление в русской философии было всегда ведущим, определяющим.
7) Особое географическое положение и политический статус России выдвинули как постоянный фон всех философских вопросов проблему отношения к Востоку и Западу.
8) Распространение западных философских теорий (французский материализм XVIII в., шеллингианство, гегельянство и др.) никогда не представляло собой «голое» копирование.
1 этап. Древняя русская философия (10-15 вв.). После крещения Руси в 988 г. на этапе своего становления русская культура выступает как органическая часть славянской православной культуры, на развитие которой большое влияние оказали братья Кирилл и Мефодий, славянские просветители, создатели славянской азбуки. Они перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги. Славянский просветитель Кирилл был назван Философом. Ему принадлежит первое на славянском языке определение философии, сформулированное в «Житии Кирилла». Философия трактуется здесь как «знание вещей божественных и человеческих, насколько человек может приблизиться к Богу, что учит человека делами своими быть по образу и подобию сотворившего его».
Этот язык в X в. становится книжным языком славянских народов, поэтому литературные памятники болгарского, сербского, чешского и моравского происхождения воспринимаются на Руси как «свои». Особенно важное стимулирующее воздействие на древнерусскую мысль имело болгарское влияние X— XIII вв., при посредстве которого в Киевской Руси получили распространение такие богословские сочинения, как «Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского, «Сборник царя Симеона», известный на Руси как «Изборник Святослава 1073 года», и др. Появляются оригинальные произведения древнерусских авторов, среди них следует назвать «Слово о Законе и Благодати», написанное русским митрополитом Иларионом, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, «Притча о человеческой душе и теле» Кирилла Туровского.
Выдающимся представителем Кирилло-мефодиевской традиции является Иларион — первый киевский митрополит из русских (годы его митрополитства с 1051 по 1054-й). До него на эту должность назначались греки. Он выдвинулся во время правления Ярослава Мудрого. Перу Илариона принадлежат три замечательных произведения, дошедшие до наших дней: «Слово о законе и благодати», «Молитва» и «Исповедание веры». Наиболее известное из них «Слово», являясь богословским сочинением, здесь дается масштабное осмысление мировой истории, разделенной на три периода: языческий («идольский мрак»), иудейский, соответствующий Моисееву закону, и христианский — период утверждения истины и благодати. Произведение состоит из трех частей. Часть первая повествует об истории возникновения христианства и его противоборстве с иудаизмом. Вторая — рассказывает о его распространении на Русской земле, третья — посвящается восхвалению Василия и Георгия (христианские имена князей Владимира и Ярослава).
Крупным мыслителем был также митрополит Никифор (2-я половина XI — 1121). Никифор является распространителем идей христианизированного платонизма на русской почве. Большой интерес представляет его сочинение «Послание Мономаху о посте и о воздержании чувств».
В этот период были заложены основы философского мышления, сформулированы некоторые понятия и категории философии. Были усвоены и творчески приспособлены к древнерусской действительности элементы византийской, а через нее греческой и восточной философской культуры. Основные проблемы: богопознание и его сущность, борьба добра и зла в природе человека, идея божьего блага и мировой благодати.
2 этап. Появление и развитие доктрины «Москва – третий Рим» (15-17 в.) — это эпоха собирания и утверждения Русского централизованного государства во главе с Москвой. Это время расцвета монастырей и монастырского строительства, что особенно важно для русской культуры, поскольку монастыри на Руси были главными центрами книжной, в том числе и философско-богословской, культуры.
Развитие русского национального сознания нашло свое отражение и в религиозно-философских идеях того времени. Обоснование идеи единства Русского государства во главе с его исторически сложившимся центром — Москвой содержится в «посланиях» монаха Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея к разным лицам: Василию III, к дьякону Мисюрю Мунехину, Ивану IV (Грозному). Суть принадлежащей Филофею идеи «Москва — Третий Рим» формулируется следующим образом: «Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это — российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать». Филофей, в соответствии с распространенным в Средние века взглядом на историю, утверждал, что миссия Руси как единственной хранительницы православно-христианской традиции уготована самим Провидением, т. е. волей Бога. Древний Рим пал из-за того, что был языческим. Второй Рим, которым стала Византия, отклонился от православия и был захвачен и разорен турками. Поэтому все надежды православного мира на сохранение и будущность связаны только с Москвой как главенствующей православной державой, преемницей Рима и Константинополя.
Господство церкви в средневековой русской культуре не исключало наличия противоречий и разногласий среди духовенства. В конце XV — начале XVI вв. возник конфликт между нестяжателями и иосифлянами. Богословскую партию нестяжателей возглавлял Нил Сорский, а идейным руководителем иосифлян был Иосиф Волоцкий. Иосифляне выступали за неукоснительную регламентацию церковной жизни в соответствии с разработанным Иосифом Волоцким «Уставом», в котором содержались строгие предписания по части соблюдения установленных правил и обрядов. Принадлежавшее ему же сочинение под названием «Просветитель» осуждало ереси. Резкой критике были подвергнуты так называемые жидовствующие, отвергавшие догмат о Святой Троице и ориентировавшиеся на Ветхий, а не на Новый Завет. Нестяжатели занимали противоположную позицию, выдвигая на первый план идею духовного подвига, сочетавшуюся с призывом к труду не во имя обогащения, стяжания собственности, а во имя спасения. Соответственно нестяжатели проповедовали невмешательство церкви в мирские дела, а в монастырской жизни выступали за умеренность во всем, самоограничение и аскетизм. Нестяжательство имело глубокие корни в народном сознании, поскольку оно выступало защитником реального благочестия. Великим нестяжателем был Сергий Радонежский защитник Руси и основатель Троицкого монастыря, ставшего духовным центром православия.
Нестяжательскую позицию разделял Максим Грек (1470— 1556), афонский ученый монах, прибывший на Русь для участия в переводах и сверке богослужебных книг. Он был крупнейшим мыслителем московского периода, оставившим большое богословско-философское наследие, включающее свыше 350 оригинальных сочинений и переводов.