Человек как объект философского осмысления.
Философская антропология - специальная философская дисциплина, занимающаяся проблематикой человека. Философская антропология – самостоятельная отрасль философского знания, которая родилась на рубеже XVIII и ХIХ вв. Страстным провозвестником этой установки был И.Кант. Ему принадлежит мысль о том, что о человеке как уникальном существе можно философствовать отдельно и особо. Человек - предельно захватывающий и загадочный объект философского умозрения. Для раскрытия его тайны нужны самостоятельные и нетривиальные средства.
Всякая философская антропология, естественно, начинается с вопроса «Что такое человек?». Нельзя рассуждать о человеке «частично», идя к антропологической проблематике из более «широких» оснований — онтологических, гносеологических, эпистемологических. Философская антропология возможна только как синтетическая философия человека. Человек с необходимостью рассматривается наряду с другим сущим, но как особое бытие, занимающее специфическое положение в космосе.
Философская антропология требует исходить при определении природы, сущности человека из следующих посылок:
- во-первых, признать, что устойчивая природа человека как данность существует,
- во-вторых, она характеризуется как изменчивостью, так и постоянством,
- в-третьих, она проявляет себя через поведение, действия человека, в социокультурных феноменах, созданных человеком,
- в-четвертых, она выражается в определенных устойчивых, типичных характеристиках,
- в-пятых, она представляет собой единство биологического и социального, физиологического и духовного.
Биологические качества человека относятся, прежде всего, к составляющим элементам природы человека, которая выражает его особенности как живого существа. Сущность же человека заключается, прежде всего, в его социальных, духовных качествах, которые и делают человека человеком. Вообще, определение природы, сущности человека невозможно осуществить только посредством бесконечного перечисления его свойств и качеств. Природа и сущность человека определяются его особым способом существования в мире, включенностью в два мира: в природный (часть природы, но уже не совсем природное существо, он утерял многие свои природные черты), в социальный (часть общества, культуры, он осознает свое существование и хочет понять смысл своей жизни).
Развитие указанных идей в настоящее время осуществляется посредством преодоления двух основных крайностей в трактовке сущности человека: первая заключается в том, что сущность человека видится в индивидуальности, неповторимости, специфичности каждого конкретного человека; вторая - в том, что человек понимается или как часть природы, или как часть общества, или как одновременно и часть природы, и часть общества (в первом случае сущностное в человеке извлекается из внутренней его природы, во втором - из внешнего, окружающего его мира). Сегодня человек понимается как тотальная целостность, в которой биологическое и социальное, телесное и духовное, типичное и неповторимое и т.д., взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это позволяет преодолеть различные, односторонние попытки определения природы человека. Так, одни философы пытаются найти ответ на вопрос «Что такое человек?» посредством анализа историко-философских учений о человеке, их обобщения и дальнейшего развития. Другие трактуют человека как феномен, как уникальное существо, тайну которого понять до конца невозможно. Третьи пытаются понять человека посредством анализа функций человека, изучения продуктов его деятельности, творчества. Четвертые применяют бытийный, онтологический подход к человеку, пытаясь понять его сущность, изучая его формы существования в мире и т.д. Сейчас возникает системная теория человека, которая синтезирует все достоинства предыдущих теорий и развивает их дальше. В ней человек понимается как сложноорганизованное существо, в котором имеются ведущие качества:
- природность (связь с окружающим миром, наличие целостной системы биологических качеств, сближающих его с любым живым существом),
- социальность (связь с окружающей общественной средой, наличие целостной системы социальных качеств, отличающих его от любого другого живого существа),
- духовность (связь с духовной культурой общества, наличие целостной системы духовных качеств, придающих ему неповторимость, индивидуальность, уникальность).
Это позволяет характеризовать человека как существо: высокоразвитое (он является высшей стадией развития живых организмов (материи) на земле); деятельное (он осуществляет целесообразную жизнедеятельность по преобразованию окружающего мира); общественное (он формирует отношения с другими людьми, сам являясь их продуктом); сознательное (он обладает мышлением, понятийной речью, самосознанием); коллективное (он может появиться только в коллективе и реализует связь через него); сложноорганизованное (он является сложной самоорганизующейся и самоуправляющейся системой различных качеств, способностей и потребностей, обусловленных как природой, так и социальной средой); духовное (он обладает способностью целенаправленно осознавать сущность мира, свое место и роль в этом мире, способностью к саморефлексии, т.е. самопознанию и самореализации).
Итак, человек есть космобиопсихосоциальное, духовное существо, обладающее системой различных по природе потребностей и способностей, которые взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга. Вместе с тем ведущим в природе человека является его социальная сущность. Человек, являясь частью природы, характеризуется всё же как существо надбиологическое, социальное, которое отличается сочетанием природного и социального, наследственного и прижизненного приобретенного, физического и духовного, но и обладает особым сознательным, активно-деятельным, нормативно-программированным поведением, т.е. культурой.
Человек, человеческий разум и общество являются вершиной естественного развития Земли и ее биосферы. В истории Земли были разные периоды. С точки зрения места в ее истории человека и человечества, их можно разделить следующим образом: 1) период чисто геологической эволюции, когда на Земле еще не было жизни; 2) период геологобиологической эволюции, на последней стадии которого происходит формирование антропосоциогенеза; 3) период духовной эволюции, сфера разума. Это качественно новая эпоха в эволюции Земли. Она характеризуется развитием разума и переходом от биосферы к ноосфере - сфере взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором эволюции.
Сущность человека заключается в том, что его жизнедеятельность представляет собой процесс свободного, творческого, преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого человека для обеспечения своего существования, функционирования, развития и осуществляется в диалектике потребности в свободе и творческой деятельности по ее реализации и воспроизводству.