Билет №75. Политическая философия Томаса Гоббса.
Томас Гоббс (1588-1679) - выдающийся английский политический философ, концепция общественного договора которого стала одним из оснований последующей западной политической традиции.
Биография.
Второй сын викария, родившийся семимесячным, Гоббс был воспитан братом матери после того как его отец бросил семью. Впоследствии он с иронией говорил о том, что его единоутробным братом был страх - на момент его рождения к английским берегам двигалась испанская Непобедимая армада.
После хорошей частной школы в возрасте 15 лет Гоббс поступает в Оксфорд, где не проявляет особенного усердия из-за неприятия господствующей английской схоластики. В 1608 г. он получает первую учёную степень и становится воспитателем наследника графа Девонширского, одновременно с преподаванием занимая должность секретаря Фрэнсиса Бэкона (его "Новый Органон" - манифест новой научной методологии, влияние которого сделало Гоббса провозвестником научного метода в общественных науках). Свободное время он посвящает увлечению математикой и переводу Фукидида (одного из источников европейского политического образования) на английский язык, у которого он заимствует тезис о том, что человеческой природе свойственно стремится к власти.
Ключевой момент биографии Гоббса - его путешествия на континент, одно из которых фактически представляло собой добровольное изгнание на 11 лет в связи с борьбой Стюартов и Парламента. Воспитатель наследника английской короны, значительную часть этого времени он провёл в Париже. Помимо стремления избежать ужасов гражданской войны, Гоббс руководствовался желанием находиться в родственной своим интересам интеллектуальной среде (в первую очередь, в кружке Мерсенна, друга Декарта).
Условием его пребывания в Англии после переговоров с Кромвелем стало обещание не делать резких политических высказываний и не писать политических произведений, что ясно говорит о его общественно-политическом влиянии. После Реставрации Гоббс сохраняет своё положение и до конца жизни находится в фокусе общественного внимания как по причине того, что его "Левиафан"вызвал обвинения со стороны церковников в материализме (после издания в 1666 г. билля Парламента об исследовании Левиафана его защищает патрон), так и в силу интереса представителей интеллектуальной элиты Европы к его фигуре.
Время интеллектуальной зрелости Гоббса - политической борьба аристократии, сторонников короля, и джентри, обуржуазившегося дворянства, к которому примыкало купечество. Его опасения за собственную безопасность и понимание непотребности поведения короля были источниками его политической безучастности
Краткая характеристика идей.
"В области мысли Гоббс был беспощадно последователен и смел", его работам присуща строгая логичность и беспристрастность. Отмечается, что она, возможна, была даже чрезмерной, поскольку иногда он сознательно не включает в цепочку умозаключений факты, которые могли бы нарушить стройность его мысли.
Продолжая линию Макиавелли, Гоббс расширяет основы общественно-политических конфликтов до более фундаментальных. Гоббс-материалист - провозвестник научного метода в общественных науках и одна из ключевых фигур утилитаризма в философии.
Краткое изложение идей.
1) Предшественник бихевиоризма в психологии, Гоббс обращает внимание на ключевую роль окружающей среды, которая определяет проявление двух фундаментальных характеристик живых организмов: стремления (к удовлетворению материальных потребностей) и отвращения. Эти характеристики, в свою очередь, являются источниками всех эмоций человека и продиктованных ими поступков.
В отличие от Макиавелли, считавшего, что все люди дурны, Гоббс смотрит в первую очередь на физиологические причины человеческого поведения. На основании этого он заключает, что люди аморальны, лишены изначальной внутренней склонности к трансцендентальному добру и способны и к добру, и ко злу.
Неустранимость и естественность страстей, проистекающих из объективных закономерностей, едва ли позволяет однозначно причислять Гоббса к антропологическим пессимистам.
Люди всегда следуют собственных эгоистическим интересам, неизбежно приходящим в противоречие (в этом заключается одно из отличий человека от других коллективных животных). Страх как разновидность эгоизма заставляет их подчиняться власти, представляющей собой способность обеспечить максимально возможную сумму благ. Счастье, таким образом, заключается в удовлетворении желаний (преимущественно физиологических). Задаваясь вопросом о том, как избавиться от страха, люди приходят к мысли о необходимости политического порядка.
2) Невозможность сохранения собственной безопасности и частной собственности порождает состояние войны всех против всех, которая является естественным состоянием общества. С целью обеспечить безопасность и благосостояние (ср. "для их мира и общей защиты"у Цицерона) люди заключают общественных договор, создавая государство - Левиафана, смертного бога (источник образа - последние два стиха главы 41 книги Иова). Причина самоограничения людей - рациональный эгоизм.
Кроме того, к этому людей подталкивают противоречащие естественным страстям естественные законы, центральным звеном которых фактически является золотое правило нравственности. Следствием этого является обосновываемый Гоббсом общеразрешительный принцип (разрешено всё, что прямо не запрещено) и близость подлинных гражданских законов с законом естественным. В области частноправовых отношений подданным должны предоставляться широкая правовая инициатива, система прав, свобод и их гарантий.
Левиафан - порождение общественного договора. Действия этого аппарата принуждения априори справедливы, поскольку основаны на согласии большинства. Суверен неподотчётен подданным и собственным законам, его воля - единственное основание социальной иерархии, его права непередаваемы, неделимы и являются оборотной стороной обязанностей, определяемых целью его существования. Эти характеристики Левиафана являются основанием условного равенства подданных по отношению к нему.
Гоббс последовательно развивает органическую теорию государства, описывая экономическую жизнь и основание колоний как питание и размножение Левиафана. Причинами его смерти являются внутренние немощи - подчинённость суверена позитивному праву, делимость верховной власти, абсолютизация права частной собственности и т.д.
Необходимо отметить, что заключение общественного договора и создание Левиафана прекращает состояние войны всех против всех лишь в пределах сделавшего это общества. На уровне международных отношений, вне пределов искусственного человека, это состояние сохраняется.