Билет №74. Политическая философия Гуго Гроция.

Гуго Гроций (1583-1645) - голландский философ, юрист и государственный деятель, труды которого заложили основу международного права.

Для Гроция характерны постоянные ссылки на массу сюжетов и гениальные компиляции теоретического материала для обоснования его концепции jusgentium, права народов. Он признаёт интересы отдельного человека, рационально мыслящего индивида. Отталкиваясь от характерной для его эпохи протестантской посылки - "каждый сам себе священник" - Гроций переносит индивидуалистический взгляд на широкий круг гуманитарных сюжетов.

Биография.

Будучи голландцем по национальности, Гроций глубоко воспринял "традицию голландской свободы". Рано проявивший свою гениальность, он обладал прекрасным знанием латинского языка. Юрист и правовед, Гроций получил великолепное гуманитарное образование, поступив в университет в возрасте одиннадцати лет. В семнадцатилетнем возрасте Гроций уже выступает как практикующий юрист, имея много клиентуры.

Политические амбиции Гроция и его участие в спорах кальвинистов и арминианцев, также имевших тесную связь с политикой, привели к тому, что после государственного переворота он был заточён в тюрьму и приговорён к пожизненному заключению. Гроций совершает побег в корзине с бельём и тайно возвращается в Роттердам, впоследствии совершая побег в Гамбург. Затем он выступал в качестве шведского представителя при французском дворе. В 1645 г., возвращаясь из Стокгольма, он потерпел кораблекрушение и погиб через некоторое время после того, как его прибило к берегу.

Расцвет творчества Гроция приходится на Тридцатилетнюю войну, принявшей в его глазах (спорный тезис) катастрофические масштабы. Именно религиозные и государственные конфликты, свидетелем которых был Гроций, определили магистральную тему его интеллектуального наследия.

"О праве войны и мира".

В этой работе Гоббс первым вводит в обиход термин "право мира". Основываясь на римской традиции, он утверждает, что военные действия нужно рассматривать с позиций мира, а не наоборот. Война не должна рассматриваться как цель. Гроций выдвигает идею недогматического установления принципов и введения практических критериев войны/мира.

Для Гроция характерна светскость, акцентировка на мир, гуманизм. Он любопытен своим эклектизмом, синтезом многообразных традиций (что очевидно в его соединении jusnaturale и jusgentium), здравостью суждений и минимумом испытываемых иллюзий. Гроций следует традиции рационального скептицизма.

"Естественное право, народы и суверенные государства".

В этой работе Гроций рассматривает следующую проблематику:

1) Ум способен открыть принципы, на которых основывается справедливость, универсальные принципы законодательства и морали, противоречащие анархизму. Рациональный природный закон основан на этих же естественных принципах - следовательно, божественное законодательство не может непосредственно лечь в его основу.

2) Естественный закон может определять не только внутригосударственные, но и международные отношения. Идеалом являются гармоничные отношения, гармоничное единство государств. Задача государственной политики заключается в том, чтобы приблизиться к нему.

Государственное право является производным от универсального естественного права. Государство - подразделение универсума, существующее для достижения разумного благосостояния в своей собственности. Следовательно, в политике государства руководствуются гедонистическим расчётом.

Для внешней политики должна существовать отдельная власть. Она должна иметь чётко определённые полномочия, являющиеся производными от универсального естественного права.

Общество не тождественно государству. Первое является природной, естественной организацией, в то время как второе - искусственной, основанной на договоре о его существовании (см. Гоббс).

Концепция естественного догосударственного состояния - историческая фикция. Договорная традиция не может иметь исторических основ.

Гроций также рассматривает вопрос о пределах власти монарха. Следствием средневековой традиции, в соответствии с которой клятва не сдерживает монарха, является тезис о том, что самоограничение монарха клятвой вредит его эффективности (не уверен, что корректно передал озвученный Гуторовым тезис). Возможно ли установление народного контроля над международными действиями монарха? Необходимо отметить, что эти идеи "витали в воздухе", и Гроций лишь осуществил их рационализацию. В отношении этого тезиса очевидно "расщепление"Гроция: он верит в теоретическую разумность монарха, основанную на универсальном естественном праве, но ясно видит исторические примеры, подтверждающие противоположное.

Гроций формулирует тезис о юридическом равенстве государств в международных делах. Абсолютная власть правителей бесконтрольна, и по отношению к такой власти все народы равны в невозможности влиять на международные дела. Идея номинального равенства государств впоследствии получила развитие в виде концепции международного равновесия.

Неудача Примирительного движения не позволяет Гроцию думать о международном органе, способным гармонизировать отношения между государствами - тем более, что во время протестантских волнений и резни католическая Церковь утратила моральное право и фактическую возможность сделать это.

Гроций ищет правовое основание собственных теоретических построений и находит его в следующих тезисах:

1) Принцип взаимозависимости людей может быть перенесён на отношения государств.

2) Простой интерес (в реализации чего-либо) должен уравновешиваться разумом и не может быть единственной основой для деятельности.

Необходимо отметить, что все рассуждения Гроция находятся в рамках концепции естественного права. Эти всеобщие абстрактные нормы, с его точки зрения, должны быть конкретизированы и воплощены в корпусе законов для их претворения в жизнь.

Гроций перерабатывает идеи римских юристов времён Империи для партикуляристской ситуации современной ему Европы. Он развивает традицию jusgentium, права народов, выводя его из jusnaturale и общеевропейской практики международных отношений. Это право должно стать действительным позитивным правом.

Воюющие стороны должны иметь основания совершать действия, запрещённые в мирное время (негативный аргумент). Если их нет, то ничего не мешает нарушать их и в мирное время.

Если Фома Аквинат задается вопросом о том, является ли право народов правом, ведь над ними нет высшей власти, то Гроций приходит к уверенности в его необходимости через рассуждения о соотношении правовых основ и народного благосостояния. Цель международного права - благосостояние народов, достигаемое посредством их гармоничного сосуществования. Народы должны быть добровольно согласны на установление международно-правовых ограничений. Jusgentium должно быть воплощено в гражданском праве каждого народа.

Гроций принимает римскую концепцию власти как доверенности, которая доверяется монарху с целью достижения народного благосостояния, рассматривая в связи с этим вопрос о том, как народ должен противодействовать неправедному монарху и оправдывая войну в определённых обстоятельствах. Он не озабочен проблемой полного запрета военных действий и понимает, что это утопия. Бесполезно убеждать людей не драться, но войну можно или ограничить, или создать для неё адекватное обстоятельство.

Цель международно-правовых ограничений - контролировать формы ведения войны, поместив её в пределы следующих принципов:

• войну может начать только высшая власть государства (современный принцип локализации ответственности)

• её должны вести только монархи

Юридическая проблема: чем отличается война формальная и реальное состояние войны? Гроций отвечает, что справедливой является та война, которая поддаётся определению в категориях jusgentium. Понимая потенциальную опасность чересчур широкой интерпретации права народов, он пишет, что их двух наиболее частых причин - стремления к приобретению новых территорий и защиты территории и экономического благосостояния - справедлива лишь вторая.

Гроций описывает концепцию международного равновесия, баланса сил, изменение которого является постоянной тенденцией в связи с возникновением новых центров силы.

Наши рекомендации