Происхождение государства и суверенитет.
Боден начинает с вопроса о происхождении государства, выступая как анти-Макиавелли, следуя традиции и опираясь на античные источники. Любопытно, что для него природный закон (jus naturale) и право народов (jusgentium) не составляют тождества.
Исходным пунктом государства и человеческого разума является семья. Под разумом в данном случае понимается социально обусловленная рассудочность, основанная на признании ценности совместной жизни. Семья - источник собственности и первоначальный источник власти: отец - суверен в миниатюре. На основе семьи формируется общество, на основе общества - государство. Государство представляет собой не только распространение и развитие предшествующих общественных институтов, но и их развитие, поскольку основано уже не на инстинкте, а на силе.
Государство представляет собой соединение патриархального принципа власти и принципа монархической власти, сохраняя первый из них в чистоте. На основе семейного авторитета строится государственный суверенитет как продукт силы. Как и в семье, неравенство в обществе естественно, желательно и должно быть сохранено.
(Проблему рабства Боден разрешает следующим образом: оно может играть позитивную роль для определённых климатических зон и культур, но вообще является негативным явлением.)
Основным признаком государства является суверенитет, целью - достижение блага. Государство объемлет и включает в себя всё человеческое общество. Современное государство нуждается в централизации власти. Оно основано на принципах эффективного гражданства и свободы. Гражданин - свободный человек, подчинённый суверенитету правителя. Суверенитет правителя и государства выше любых законов, поскольку они являются его источником.
Принцип суверенитета лучше виден в личностном русле (иронично, что это обратный тезис по отношению к известному тезису Платона). Боден постулирует его опору на принцип силы, отрицая существование сдерживающего суверена закона. Суверенитет вечен и неделим, его функция - создание власти.
Французский суверен может быть лишь членом королевской семьи (причём именно старшим сыном и не женщиной, что является развитием старого положения Салической правды). Боден ясно формулирует теорию легитимного господства, опирающегося на традицию.
Защита суверенитета в лице королевской династии приводит Бодена к частичному пересмотру своей позиции, вследствие чего он выводит фундаментальность права из принципа силы.
При всём своём могуществе, суверен является также и символом национального сообщества, имеющим перед ним определённые обязательства. Его имущество, в отличие от полноты прав вследствие его положения, подчинено закону.
Каково основание политической власти монарха? Боден пишет о том, что она не сдерживается законами, и его предохранительные оговорки оказываются бессильными, когда он доходит до вопроса технической реализации правового положения монарха. Это объясняется в том числе и национальной спецификой: во Франции никогда не было чёткого различия между имуществом короля и государства. Боден пишет, что король - в первую очередь духовный правитель, и подчёркивает, что он ничем не обязан знати.
Здесь он приходит к противоречию. Целью государства является всеобщая благая жизнь, для реализации стремления к которой может потребоваться защита подданных от короля. Фундаментальный закон собственности из римского права, являющийся одним из оснований его теории, и право собственности как результат самоограничения суверена вступают в теоретическое противоречие.
Боден выходит из положения постулируя, что не только собственность, но и семья - вне досягаемости монарха. Монарх должен признавать свою ограниченность фундаментальными законами. Конкретный король - это не корона в целом, полный суверенитет имеет только она (аналогия с английской конституционно-правовой ситуацией).Суверен ограничен даваемой им клятвой (см. утилитаризм Бентама - клятвы устанавливают определённые ожидания), фундаментальными законами и законами природы.
Суверен обеспечивает социальную необходимость охранять общество от выступления знати. В поддержку его деятельности нужны этические и религиозные аргументы, поддержанные силой. Этот тезис тоже является интеллектуальной реакцией Бодена на историческую тенденцию своего времени - бурный индивидуализм и рост экономической жизни, за которыми последовало усиление феодального партикуляризма. Впоследствии Гоббс поднимет эту же тему во время Гражданской войны в Англии. Необходимо отметить, что Боден не отрицает традиционного права народа на восстание.
Суверенитет - это политический акт и факт. Суверен - творец законов, имеющий право на объявление войны и заключение мира, назначения должностных лиц и прощения вопреки законам.