Вопрос №59. Государство, церковь и право в политической философии Уильяма Оккама.
Уильям Оккам (ок.1280-1347) - английский философ-схоласт из Оккама, графство Суррей, одна из ключевых фигур средневековой политической философии и логики. Современник Марсилия Падуанского, с которым он познакомился в Мюнхене.
Сторонник прогрессивной на тот момент идеи "двойственной истины", суть которой заключалась в разграничении областей философии и теологии как систем знания, занимающихся естественным и сверхъестественным мирами. Теория "двух истин"утверждала независимость науки и философии от католических догматов. Ключевым методом познания по Оккаму является опыт, всё остальное - дело веры и даётся Откровением.
Приверженец номинализма, считавший, существуют лишь единичные вещи, а универсалии - порождение абстрактного мышления человека.
Биография.
Студент Оксфордского университета, вступивший в нищенствующий орден францисканцев (ветвь миноритов), известный строгостью своей дисциплины.
В 1312-1326 гг. Оккам создаёт "Общую систему логики", оттолкнувшись от "Органона" - работ Аристотеля, посвящённых логике. Его памфлеты (политическая публицистика) тоже берут своё начало в древности, у Феофраста.
По обвинению в ереси Оккам был препровождён в Авиньон, где находилась резиденция Папы. Вместе с соратниками он совершает побег и предстаёт перед Людвигом Баварским, который предоставляет ему политическое убежище. В конфликте императора и папы Оккам выступает в качестве сторонника независимости светской власти.
Политические идеи Уильяма Оккама исходят из следующих предпосылок.
• Ни Церковь, ни государство не являются непогрешимыми и, следовательно, не должны обладать абсолютной властью. Оккам выступает в качестве первого представителя концепции равновесия властей, необходимости установление баланса между институтами власти, которые должны взаимно сдерживать сферы друг друга.
• Взаимопроникновение и взаимозависимость политической и церковной проблематики приводят к необходимости решать каждую проблему конкретно, отталкиваясь от предельно простой формулировки (бритва Оккама).
• Народ - носитель и христианского, и светского начала. Следовательно, конфликт этих начал представляет собой в первую очередь конфликт совести.
• Презумпция истинной веры.
Ключевая работа Оккама - "Восемь вопросов о папской власти", в которой он последовательно ставит восемь актуальных для своего времени вопросов и даёт на них ответы:
Полнота светской и духовной власти в руках одного человека или политического института необоснованна. Источником светской власти является Бог, но не Папа. Светская юрисдикция берёт своё начало во Христе. Император полновластен в пределах своих полномочий. Оккам пишет о правомочности избрания Людвига и обоснованности его титула, а также выступает против рабства и за демократизацию общественных отношений.
В вопросах веры, по Оккаму, нет абсолютных суждений, однако ереси могут привести к дезинтеграции Церкви, поэтому некоторые суждения следует подавлять для сохранения единства христианского мира.
Преодолеть власть Папы в случае её порочности и при этом сохранить единство трудно, однако сам факт теоретического признания возможной ереси Папы, защищающего свои корыстные интересы, и монополия светского владыки на силу позволяют снять это противоречие.
"Крайний выразитель светских, народных начал", Оккам имплицитно стоит на демократических позициях, главное для него - идея национальности. Примером этого является его тезис о том, что светские споры должны разрешать королевские светские суды.
Оккам подразделяет естественное право на три уровня: здравого смысла (этот низменный уровень - народное право), естественной справедливости и естественного права по соглашению.
Высшим законом является jusgentium (классическое римское право народов), которое Оккам трактует как нравы сообщества в целом, а не волю конкретного законодателя. В сущности, это его понимание закона очень близко обычному праву. Высший закон содержит в себе принцип согласия подвластных на реализацию властных полномочий. Оккам отмечает трудность практического утверждения такого согласия, которое не являлось бы властью большинства.
Народ и правительство, таким образом, имеют перед собой взаимные обязательства, их связывает система определённых обоснованных взаимных ожиданий. Здесь Оккам очень близок теории сдержек и противовесов. Мерилом гармоничных отношении является народная воля.