Теория «всемирной монархии» Данте Алигьери.
Сочинение Данте «Монархия» состоит из трех частей. В первой он доказывает необходимость всемирной монархии, во второй доказывает, что римляне стяжали славу по праву, в третьей непосредственное происхождение императорской власти от Бога, а не от папы.
«Светская монархия, называемая обычно империей, есть единственная власть, стоящая над всеми властями во времени и превыше того, что измеряется временем.»
Целью человечества является, по Данте, деятельность разума, отличающая людей от всего остального животного мира. Высшая цель – спасение. А так как эта цель не может быть достигнута вполне одним человеком, ни даже отдельным обществом людей, то необходимо для этого общение всего человеческого рода. В этом состоит высшее благо человека на земле. Люди совершенствуются, только находясь в состоянии покоя. Следовательно, весь человеческий род нуждается в мире. Итак, всеобщий мир – это то, что требуется для нашего блаженства. Это и есть дело всемирной монархии.
Главные доводы в пользу всемирной монархии:
1) Во всем, что устрояется в виду единой цели, необходимо одно управляющее начало. В человеке владычествует единый разум, в доме – хозяин.
2) Устройство целого есть более высокое благо, нежели устройство отдельных частей; первое составляет цель последнего.
3) Человеческий род тогда достигает совершенства, когда он уподобляется Богу: единый Бог владычествует во Вселенной – единый князь.
4) Между отдельными князьями могут возникать споры, следовательно, должен быть высший судья – император.
5) Человечество свободнее всего под властью всемирного монарха, ибо свободен тот, кто существует для себя, а не для других; в монархии же правитель существует для граждан, а не граждане для монарха. Только он может защитить людей от извращенных государственных систем, которые подчиняют себе народ. С точки зрения Данте, не только демократия, олигархия и тирания, но и монархия, если она не есть всемирная империя, является узурпацией власти.
6) Единство вообще есть высшее благо. Из трех верховных категорий разума: бытие, единство и добро, бытие производит единство, а единство – добро. Грешить – значит жертвовать единством множеству.
Особую роль в прояснении статуса всемирного монарха играет у Данте его учение о Риме. Идея Священной Римской империи как наследницы величия Древнего Рима так или иначе проявлялась в большинстве социальных проектов средневековья, тем более, что формально она продолжала существовать и после своего фактического распада. Античный миф о призвании Рима править миром возродился в зрелом средневековье, когда Рим стал религиозным центром западного христианства. Данте воспевает миссию Рима, связывающего земное и небесное царства, ставшего как бы социальной материей боговоплощения, поскольку на Палестину распространялась тогда его юрисдикция. Он замечает, что в то время, когда родился Христос, в империи царили мир и благоденствие (что указывало на идеальную цель государства). Данте видит в Риме освященную плоть государства, которое начинало свой путь завоеванием, но закончить должно утверждением всемирной власти любви. Еще аргументы в пользу Рима:
1) римляне знатные (доблестные) ->должны первенствовать
2) боги являли римлянам чудеса
3) римляне чтили закон
В третьей части Данте доказывает, что наследник римского владычества держит власть непосредственно от Бога, а не от папы. Сначала приводятся доводы защитников папства и затем опровергаются один за другим.
Данте приводит следующие доводы:
1) Католические богословы объясняли, что Солнце означает власть духовную, а месяц – светскую. Данте отвечает, что таково не может быть значение светил, ибо они сотворены прежде человека. Кроме того, месяц не происходит от Солнца.
2) Сравнение с Леви и Иудой, из которых старший был представителем священства, а младший представителем царства. Данте возражает, что старшинство лет не означает старшинства власти, а потому этот довод не имеет силы.
3) Папа – наместник Бога, но не во всем, ему не дана вся полнота божественной власти. Например, он не может распоряжаться стихиями.
4) Текст о двух мечах вовсе не означает двух властей, толкование здесь произвольное. Данте не соглашается с теми, кто толковал евангельский текст как указание на то, что Петр (церковь) обладает двумя мечами (светской и духовной властью), из которых меч светский он вручает императору как вассалу. Соответственно два независимых вождя должны направлять людей к этим целям: папа и император. Все попытки взять обе функции в одни руки чреваты, подчеркивает Данте, и нарушением божьей воли, и извращением как религиозной, так и политической жизни общества. Данте, таким образом, выступил против господствовавшей в его время концепции теократии, которая обосновывалась, например, таким крупным теоретиком, как Фома Аквинский. Фома призывал императоров подчиняться папе, как самому Христу. Данте же настаивает на том, что император непосредственно предстоит перед богом, получает от него санкции на власть и несет полноту ответственности. Папа, с его точки зрения, наместник не Христа, а Петра. И хотя монарх должен оказывать ему уважение, подобное уважению бога-сына к богу-отцу, они суть равноправные выразители божьей воли.
5) Данте опровергает юридические доказательства папской власти, а именно мнимый подарок Константина Великого и перенесение империи с греков на германцев. Император, по Данте, не имеет права отчуждать империю, потому что это не его собственность. Император поставлен для сохранения Империи, а не для ее разрушения. Со своей стороны, церковь не могла принять такого дара, ибо ей запрещено светское владычество. Она не имела права и переносить Империю, которая ей не принадлежала.
6) Церковная власть не может быть причиною власти императорской, ибо последняя существовала и действовала, когда той еще не было.
7) Церковь не имеет права утверждать императоров, ибо она такого права ни от кого не получала.
8) Право утверждать светских князей противоречит самой природе церкви, ибо идеал церкви есть жизнь Христа, а Христос сказал, что царство его не от мира сего.
9) Одна власть не состоит под другою как низшее начало под высшим и полнейшим, но обе, имея различное ведомство, составляют равноправные виды одного общего родового понятия, которого полнота заключается в Боге.
Итак, главные задачи монарха – защита свободы, налаживание отношений между политическими элементами империи и установление мира. Только мир может дать человечеству то состояние, которое в Писании названо “полнотой времен”, т.е. благополучие и гармонию. Только в мирном обществе могут найти себе место справедливость, законность и правда – три социальные добродетели, которые Данте ценил превыше всего. Но мир возможен тогда, когда человек предельно точно воспроизводит образец, заданный самим богом-мироправителем, а для этого нужно, чтобы он отказался от своекорыстия, опираясь на универсальное начало в самом себе. Монархия, по Данте, – идеальный строй для такого преодоления ложной индивидуальности, поскольку в ней человек подчинен только одному началу и это начало реализует, не поступаясь свободой, всеобщий идеал.