Политика и право в философии фомы аквинского
Фома Аквинский, Фома Аквинат (1225-1274) — средневековый философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма; монах-доминиканец. Родился в знатной графской семье. Обучался в Неаполитанском университете. В 1244 г. стал монахом доминиканского ордена и был направлен в Парижский университет — ведущий центр теологической мысли католического мира. Большое влияние на формирование его взглядов оказал Аристотель, а в период обучения в Парижском университете — Альберт Великий.
Фома Аквинский в своих основных сочинениях «Сумма против язычников», «Сумма теологии» вопреки сопротивлению более консервативных богословов и запретам самого папы на философское комментирование догм стал обновителем схоластического богословия, поставив своей задачей соединить в гармоничное целое веру, разум, христианство и учение Аристотеля.
Важнейший принцип позитивно-правового регулирования Фома последовательно обосновывает и проводит во всем своем учении о законе и праве. Общие характеристики закона Фома суммирует в следующем определении: «Закон есть известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе». Он дает следующую классификацию законов: 1) вечный закон, 2) естественный закон, 3) человеческий закон и 4) божественный закон.
Вечный закон — «план божественной мудрости». Как закон всеобщий, является источником всех других законов, носящих более частный характер. Вечный закон — это закон самой природы, имеющий наклонность к цели, целесообразность.
Естественный закон означает «присутствие вечного закона в разумной твари», стремление делать добро и избегать зла.
Человеческий закон, в трактовке Фомы, — это «положительный закон», снабженный принудительной санкцией против его нарушений. Цель человеческого закона — общее благо людей.
Под божественным законом подразумевается закон (правила исповедания), данный людям в божественном откровении (в Ветхом и Новом Заветах). Божественный закон необходим для указания на конечные цели человеческого бытия, необходим в качестве высшего и безусловного критерия, которым следует руководствоваться при спорах о должном и справедливом, направлять внутренние (душевные) движения для искоренения всего злого и греховного.
Фома не смешивает закон и право. Право он определяет как действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. Справедливость (justitia) — одна из этических добродетелей, которая имеет в виду отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому своего, ему принадлежащего. Разделяет он и представление Аристотеля о двух видах справедливости — уравнивающей и распределяющей.
В сочинении социально-политического направления «О правлении князей» он соединяет восходящие к Аристотелю представления о человеке как об общественном существе, об общем благе как о цели государственной власти, о моральном добре как о середине между порочными крайностями с христианскими догматами и доктриной о верховном авторитете Римского папы.
В государственной власти Фома Аквинский выделяет три основных момента: во-первых, отношение господствующих к подвластным и возможность устанавливать законы; во-вторых, приобретение власти; в-третьих, пользование ею. Согласно Аквинату, хотя власть по своей сущности имеет божественный характер, но это не относится к ее приобретению и пользованию, поскольку как приобретение, так и пользование властью могут оказаться противными божественной воле. Первичным источником человеческой власти, которая вручается одному или нескольким лицам, является политическая общность людей, народ.
Естественной формой государственной власти Фома Аквинский считал монархию. По своим политическим предпочтениям, несмотря на стремление доказать, что императорская власть ниже папской, идеальной формой правления, вслед за Аристотелем, Полибием и Цицероном, считал смешанную из трех «чистых» форм. Монарх олицетворяет единство, аристократия — преобладание надлежащих заслуг, а подданные (народ), вовлекаемые в дела управления, служат гарантией социального мира и согласия. Поскольку, по Фоме Аквинскому, власть по своей сущности всегда остается божественной, наиболее целесообразной формой правления всегда будет теократия, то есть совмещение правовых функций власти государства и церкви. Смертным грехом он считал возмущение и выступление против власти государства как таковой, однако признавал право народа на восстание против монарха-тирана, систематически извращающего справедливость и особенно посягающего на святую церковь.
Позднее Фома Аквинский сделал отступление от концепции непосредственной теократии. Идя на значительные уступки требованиям времени, он разграничил сферы действия естественного и позитивного права церкви и государства, предусматривая для последнего существенную «автономию» (свободу действия). Эта «автономия», в свою очередь, базировалась на положении Аквината о неизменности «человеческого достоинства», согласно которому человек есть неповторимая индивидуальность. Поскольку человек свободен по своей природе и существует по своей собственной воле, то авторитет государства и требование социальной целесообразности не являются необходимыми условиями его существования, ибо человек есть образ и подобие Бога. Отсюда создание необходимых условий для его достойной жизни является одной из задач позитивного права.
Положения Фомы Аквинского об «автономии» власти государства, о «человеческом достоинстве» допускали возможность со стороны церкви проявлять терпимость к различию и многообразию форм светской власти, требовали хотя бы формального, но соблюдения прав человека.
Идеи Фомы Аквинского не могли не повлиять на характер политического развития средневековой Западной Европы. Они способствовали либерализации, индивидуализации общественной жизни, повышению исторического значения личности, а главное, заложили традиции плюрализма, альтернативности и взаимооппозиционности основных центров политической власти (светской и духовной).