Политическая философия Цицерона: «О Государстве».
МаркТу́ллийЦицеро́н (лат. MarcusTulliusCicero; 3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., Формия).
Родился в 106 г. До н. э. в семье, принадлежавшей к сословию всадников, в небольшом городке Арпине, находившемся в ста с лишним километрах к юго-востоку от Рима. Погиб в 43 г. До н.э.-был убит по настоянию триумвира Антония. Запомнился как мученик за республиканский идеал. Наследие Цицерона составляет основу европейского образования. Так, Возрождение начинается с возрождения цицероновских текстов-так возникла цицероновская латынь. Однако вопреки стеореотипу о темном средневековье, Цицерона в это время также читали и знали.
Основной общепринятой чертой цицероновской философии считается ее эклектизм. Она включает в себя стоицизм, платонизм, эпикурейство, философию Аристотеля, Пиррона. Поэтому считается, что его нельзя рассматривать как самостоятельную философскую фигуру. Однако отсюда возникает взгляд о поверхностности его философских знаний, что крайне неверно . Цицерон обладал развитым умением творчески комбинировать различные философские идеи, при этом изучал он их очень глубоко.
Важный вопрос, который занимал Цицерона: какую роль философия играет в общественных делах? Можно ли дойти до такого уровня рефлексии, при котором политическая философия становится самостоятельной? Отвечает на эту проблему Цицерон не эклектично: необходимо соединить риторику и философию. Оратор не может судить и говорить правильно о многих столь пространных вещах, не занимаясь философией.
С точки зрения Цицерона политика не отделена от задачи воспитания государственного мужа и законодателя, поскольку политика-политическая деятельность, направленная на гармонизацию общины, чем может заниматься лишь правильно воспитанный муж.
Если в общем сформулировать задачу диалогов «О государстве» и «О законах», то она заключается в том, чтобы произвести столкновение платоновского учения с реалиями римской истории. Цицерон имеет определенный взгляд на философию истории-он считает, что история стремится к идеалу и развертывается только путем приближения к идеалу, но идеал трансцендентен, т. е. недостижим.
В работах звучит 2 важные идеи:
1)Справедливость осуществляется в государстве путем принятия наилучшей конституции.
2)Законы-ничто без тех людей, которые могут заставить остальных эти законы уважать.
С точки зрения Ц. существует естественный закон-он есть непосредственный разум. Он взял понятие Закона у стоиков, который для них был воплощением разума, то есть свойства чисто человеческого и потому именно существование Закона отличает человеческое сообщество от всех других сообществ. Цицерон в работе о Законах решает основную проблему- вопрос о соотношении jus и закона в греческом смысле слова. Jusозначало во времена Цицерона личный статус каждого члена общины, устанавливавший совокупность прав и обязанностей гражданина, своего рода правовое пространство, ограниченное такими же правовыми пространствами других членов общины. В своем исходном значении jus не определяется законами, они лишь позже, задним числом переводят на язык права содержание, внутренне присущее этому понятию, сотканное из обычаев, усвоенных из жизни, больше переживаемых чувством, чем усвоенных разумом и потому в корне отличных от «стоического закона», ибо он выведен рациональным путем из теоретических предпосылок. Перед Цицероном естественно встал вопрос о соотношении jusи закона в греческом смысле слова. Раскрытию этой проблемы посвящен его трактат «О законах». Jusесть движущая сила, инстинкт, укорененный в самой природе гражданской общины римлян.«Государство есть достояние народа, а народ-не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов.» Не исключено, что в потребности такого объединения Цицерон видел отражение вселенского Разума, то есть силы, поддерживающей связь и порядок в мире, которая разлита в мироздании, но еще не воспринята человеческим сознанием. Из этого инстинкта и выводит Цицерон различные виды правления. Лучшим оказывается устройство, которое создаст самые благоприятные условия для реализации инстинкта сообщества(jus). Так мысль Цицерона от высоких и общих умозрений греков обращается к римской исторической реальности и исследует целый ряд вполне конкретных элементов политической жизни.
Таким образом Цицерон решает проблему соотношения Закона иjus так: Божественное дуновение, вложившее в душу людей инстинкт сообщества дало и способность реализовать его в своей деятельности, опираясь на особую добродетель. А именно –потребность в справедливости и праве в их нераздельности. Она вносит порядок в общественную жизнь и дает возможность управлять ею.
Ц. ставит проблему: Какое государство является наиболее справедливым и соответствует прямому разуму, т.е. естественному закону.Для Цицерона совершенство государственного строя определяется не практическими результатами, которых община может добиться, а отношением к нему граждан. Политика зиждется на убеждении или, если угодно, на искусстве убедить каждого в том, что он играет в жизни государства не последнюю роль. Таким образом рождается идея смешанного государства, которое наиболее соответствует этим требованиям.Наиболее соответствует прямому закону смешанная конституция. Он разделяет идеи Полибия, что все конституции(несмешанные)являются неустойчивыми, поэтому неизбежно перерождаются в иные формы, единственно устойчивой является смешанная конституция. Ц., следуя за Полибием, характеризует смешанную конституцию как соединение царской, аристократической и демократической конституций. В пользу монархии говорит единство управления, столь очевидно необходимое в любом человеческом начинании, в жизни семьи, в каждом доме, потребное для ведения корабля не меньше, чем для ведения войны. Поэтому государство без монархического элемента не может считаться прочным.При аристократическом правлении за власть борются люди достойные и знающие, обладающие богатством, но главное мудростью, опытностью, осторожностью, верностью традициям и принадлежности к старинным, почитаемым издавна семьям. Без их советов государство стремится к гибели. Демократия отдает высшую власть народу и являет собой-по крайней мере в теории-наиболее устойчивый строй; каждый член гражданского коллектива обладает гражданскими правами. Это приносит удовлетворение и с полным основанием порождает чувства личной свободы и независимости. В хвалебной характеристике каждого слагаемого смешанного государственного устройства легко узнать черты правовой структуры римской гражданской общины, какой она была во времена Цицерона.
Ц. ищет средство, с помощью которого можно сделать так, чтобы ни одна из конституционных форм не могла оттеснить остальные, в рамках смешанной конституции. Особенно опасной он считает монархическую власть, хотя ни в коем случае он не осуждает ее в чистом виде. Так рождается концепция принцепса, т.е. одного человека, который, обладая монархической властью и руководствуясь идеалами республики, может установить Concordia, т.е. гармонию различных социальных групп. Свой auctoritas(авторитет, власть), он должен извлечь из consensus(согласия всех достойных людей). Таким образом принципат Ц. воспринимал как практически необходимую стадию в конкретный момент времени.
Ц.тем не менее не строит иллюзий относительно своего времени. Он говорит о деградации политического устройства, при этом делает акцент на конфликте олигархических и народных политических режимов. В соответствии с эти он предлагает ряд мер:
Поиск духа законов, чтобы установить равновесие между свободой народа, властью магистратов и auctoritasсостоятельных(не в смысле богатства, а в смысле состоятельности по жизни) людей. Такая концепция родилась не из философии, а из потребностей практики.
Политик всегда должен сохранять верность идее народа. Respuplica- это дело народа(respopuli).При этом согласие достойных людей-это основа государства, но насилие против врагов порядка необходимо. Примером служат братья Гракхи, которые, борясь за свободу, разрушают эту самую свободу и государственность.