Философские принципы анализа государства в «Политике» Аристотеля.
Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов). Этика предстает как начало политики, введение к ней. Аристотель утверждал, что бытию человеческого общества присуще неравенство. Все люди различны от природы, поэтому рабство – совершенно естественное явление. Государственными делами должны заниматься свободные люди.
Аристотель не признавал теологическую теорию возникновения государства, оно появилось естественным путём. Выступал защитником частной собственности. Считал, что государство должно быть поделено на 3 сословия: богатые, бедные и средний класс. Счастье в государстве будет достигнуто тогда, когда полное предпочтение будет отдано среднему классу (они были допущены к гос. деятельности). Аристотель утверждал, что, чем многочисленнее средний слой, тем стабильнее государство. Он разрабатывает понятие полноправного гражданина – абсолютно справедливых мужей. Они допущены к законосовещательной и жреческой деятельности. К негражданам относит земледельцев, ремесленников, т.к. они лишены досуга, который нужен для возникновения добродетели и для занятия гос. деятельностью.
Особенности анализа Аристотелем государства заключаются в том, что он первым из политических философов стал основывать свои выводы на многочисленном эмпирическом материале, который он собирал. Эмпиризм Аристотеля состоит в том, что он изучил массу (158 видов) реально существовавших на тот момент государственных устройств, внимательно проанализировал идеи разных мыслителей по поводу гос. устройств, в т ч. Платона,; много прочитал и просмотрел, прежде чем предлагать свои идеи, т.е. изучал предшествующий опыт. Другим принципом анализа является рационализм – Аристотель строит логическую, взаимосвязанную систему, неизвестное объясняет через известное.
Логическая последовательность анализа государства в «Политике»
В первую очередь Аристотель считает необходимым разобрать, что есть государство на самом деле. Для этого он сначала дает определение гражданину, так, то государство это совокупность граждан, а целое нельзя определить без понимания частей. При этом нужно безусловное понятие гражданина. Аристотель пишет, что лучше всего безусловное понятие гражданина может быть определено через участие в суде и власти. И он его дает: «Мы же считаем гражданами тех, кто участвует в суде и в народном собрании.»
Далее Аристотель пишет, что для предметов, содержание которых имеет видовое различие обще-го признака либо не бывает вовсе, либо он имеется лишь в недостаточной степени.Между тем государственные устройства представляют собой видовые различия, и одни из них заслуживают этого наименования в меньшей, другие – в большей степени; ведь основанные на ошибочных началах и отклоняющиеся от правильных государственные устройства неизбежно стоят ниже тех, которые свободны от этих недостатков. Так и граждане различаются в разных государственных устройствах. Тот гражданин, о котором сказано выше, соответствует преимущественно гражданину демократического устройства.
Далее Аристотель называет государство политическим общением граждан. В конечном итоге он дает определение государства от противного: «Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо; в противном случае следовало бы допустить также и государство, состоящее из рабов или из животных, чего в действительности не бывает, так как ни те ни другие не составляют общества, стремящегося к благоденствию всех и строящего жизнь по своему предначертанию. Равным образом государство не возникает ради заключения союза в целях предотвращения возможности обид с чьей-либо стороны, также не ради взаимного торгового обмена и услуг; иначе этруски и карфагеняне и во-обще все народы, объединенные заключенными между ними торговыми договорами, должны были бы считаться гражданами одного государства. За добродетелью же и пороком в государствах заботливо наблюдают те, кто печется о соблюдении благозакония; в этом и сказывается необходимость заботиться о добродетели граждан тому государству, которое называется государством по истине, а не только на словах. В противном случае государственное общение превратится в про-стой союз, отличающийся от остальных союзов, заключенных с союзниками, далеко живущими, только в отношении пространства. Да и закон в таком случае оказывается простым договором или, как говорил софист Ликофрон, просто гарантией личных прав; сделать же граждан добрыми и справедливыми он не в силах. Итак, ясно, что государство не есть общность местожительства, оно не создается в целях предотвращения взаимных обид или ради удобств [c.461] обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии их всех, вместе взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни, в целях совершенного и самодовлеющего существования. Такого рода общение, однако, может осуществиться лишь в том случае, если люди обитают в одной и той же местности и если они состоят между собой в эпигамии.Таким образом, целью государства является благая жизнь, и все упомянутое создается ради этой цели; само же государство представляет собой общение родов и селений ради достижения совершенного самодовлеющего существования, которое, как мы утверждаем, состоит в счастливой и прекрасной жизни.
В 4 книге Аристотель обращается к следующей проблеме: Как может быть устроена лучшая жизнь для большей части государства, применительно лишь к тем реальным условиям,в которых находится человек?(т .е реальный проект, а не утопия).
Аристотель считает, что когда демократия смешивается с олигархией, то получается положительное устройство-полития. Он объясняет это так: минус на минус дает плюс.
Полития Аристотеля очень близка спартанскому государственному устройств(однако ни в коем случае не к реальному, а лишь к идеальному).С точки зрения Аристотеля государство стремится к равенству по своей природе. При помощи средних людей достигается лучшее государственное устройство, поскольку возникает господство над крайностями(помним, что для Аристотеля добродетель-также есть среднее между 2мя крайностями-вот наглядное представление связи философии Аристотеля, его этики и политической философии).При этом очень интересны так называемые аргументы-парадоксы Аристотеля: он говорит, что представим, что у власти абсолютное большинство зажиточных и меньшинство бедных. Зададимся вопросом: как будет называться такое государство. Аристотель дает ответ-оно будет называться олигархией. Так он делает вывод, что государственное устройство определяется не по количеству, а по качеству.
В 3 книге Политики Аристотель называет важный принцип политии-принцип ротации, который заключается в том, чтобы все властвовали в той же мере, что и подчинялись, что, как считает Аристотель является принципом природы.
В целом мысль Аристотеля развивается по 2ум напрвлениям:1)То, что равенство возможно только в первых маленьких государствах.2)Свержение тиранов и означает такое государство, где при условии верховенства законов возможно равное распределение прав и имущества.
Отсюда вывод Аристотеля о том, что вследствие увеличения численности населения демократия становится чуть ли не единственной формой правления. Поэтому мы в свою очередь можем сделать вывод о том, что Аристотель был достаточно снисходителен к демократии.
Принципы построения государства
У Аристотеля мы можем увидеть несколько философских принципов анализа и построения гос-ва:
1-ым принципом был принцип того,что у друзей все общее,а это значит,что у каждого есть своя частная собственность,но она общая в пользовании.Т.е он отвергал платоновский принцип обобществления собственности и утверждал,что для сплочения людей достаточно общее пользование частными вещами на основе дружеских отношений.
2ым принципом является то, что при разработке политических решений можно руководствоваться любыми методами,кроме заведомо неосуществимых.
3ий принцип-лучшее гос-во то,в котором смешано наибольшее количество конституций.
4ый-Необходимо удостовериться,соответствует ли устройство государства конституции,т.е соответствует ли реальность законодательству.
5ый-долговечность государства зависит от легитимности,т.е государство должно стать объектом веры,при том,что оно не должно быть религиозным.Эту идею из Аристотеля лучше всего осознал Макс Вебер и раскрыл ее в своем труде "Теория легитимности".
6-ой принцип-нельзя,чтобы власть доверялась пожизненно
7-ой В правительство должны выбираться достойнейшие,даже без их собственного на то согласие
8-ой принцип-Царь должен выбираться в первую очередь в силу своих положительных качеств,т.е по достоинству,а не в силу его принадлежности к роду
9-ый принцип заключается в том,что смена государственных лицдолжна осуществляться на основании законов,неприемлимо незаконное свержение власти
10-ый принцип-законодатель не должен отклоняться от аристократического образа жизни,т.е он должен иметь в своем распоряжении достаточный досуг для собственного развития и образования.
11ый-Каждый в государстве должен заниматься собственным делом(сходство с Платоном)
12-ый принцип-Государство не должно быть слишком малым,ни по площади,ни по количеству населения
13-ый принцип-который является по сути производным от 12-это привлечение максимального количества граждан в государство.
14-ый принцип-истинный философ-царь должен отрицать те качества,которые свойственны монархам.В частности Аристотель говорит,что простое подражание политикам не поможет в управлении государством.Нужно опираться на природу и истину.
15-ый-соотношение теории и практики опосредуется идеей лучшего государства
16ый-Лучшее для государства(мужество,справедливость и др.)-это лучшее и для отдельного человека
17ый принцип-требование воздержанности сначала от отдельного человека(индивида),а затем уже от государства,т.е если индивид будет воздержан,то и государство тоже.