Платоновская политическая философия: основные этапы эволюции.
Платон (427-347 гг. до н.э.) – один из величайших мыслителей во всей истории философии, политических и правовых учений.Для античной политической традиции тексты Платона являются основополагающими. В этих текстах – письмах, диалогах и т. д. - Платон излагает свою политическую философию, свои политические взгляды. Однако существует множество интерпретаций этих взглядов.Наиболее фундаментальной проблемой является так называемая «проблема молодого и старого Платона». На рубеже 19-20 вв. формируется миф о том, что молодой Платон – это радикальный коммунистический мыслитель, создатель первого радикального коммунистического проекта («Государство»), и он кардинально отличается от старого Платона, написавшего «Законы», в которых ничего не говорится о коммунизме. Этот миф был развенчан в 70-80-е гг. прошлого века. Аристотель во второй книге своей «Политики» пишет, что Платон до конца жизни был верен своему коммунистическому идеалу.Отдельная проблема – платоновские письма. До нас дошло 8 писем. Большинство ученых считают, что второе, седьмое и восьмое письма являются подлинными. В седьмом письме Платон пишет о том, что его семья была из древнего аристократического рода. Но в то время аристократы находились в оппозиции и не принимали активного участия в государственных делах. В молодости Платон намеревался попробовать свои силы на общественном поприще. Но два момента определили его следующий шаг. Первый - установление «тирании тридцати» после окончания Пелопонесской войны (404 г. до н.э.) и проводимые Критием казни демократов. Второй момент – привлечение к суду и казнь его учителя Сократа (399г.). Но и вновь пришедшие к власти демократы укрепили уверенность в том, что «государство уже не управлялось в соответствии с отеческими обычаями и правами, а писаные законы стали портиться и ослабевать», Поэтому Платон избирает иной путь интерпретации политики – это разработка идеальной политической теории или «истинной философии». Ощущение полного разлада в государстве вызывает у Платона требование того, чтобы все государственные должности заняли философы. Платон развивает исходные положения своего учителя Сократа. Он полностью воспринял сократовское понимание справедливости, добродетели, знания как абсолютных истин. Подобно учителю, он отвергал также софистическое противопоставление природы и закона. Платон следует Сократу и в том, что государством должны управлять люди в высшей степени разумные и знающие. Пример Сократа – его стремление к крайней простоте – оказал немалое влияние на образ философа-царя в «Государстве»В «Законах» мы сталкиваемся с крайне отрицательным отношением философа к тирании. Он рисует образ тиранического человека. Это образец безумства и жестокости. Тиран – это человек, отрицающий собой понятие справедливости, и живет он в 729 раз хуже, чем царь. Однако из тирании быстрее всего может возникнуть идеальное государство, т. к. тирану, если он будет совершенствоваться, будет подражать народ. Труднее идеальному государству возникнуть из царской власти, еще труднее – из демократии, и, наконец, труднее всего из олигархии.Проблема царской власти в идеализированном виде проявляется в «Политике». Царское искусство рассматривается как отличное от всех других видов деятельности искусство гос. управления, сравнимое только с искусством врача и кормчего. В «Государстве», рисует картину деградации гос. устройств. Государство подвержено регрессу, и только ничем не ограниченная воля законодателя поможет воплотить на земле идею справедливости вопреки человеческим порокам и заблуждениям, воплощенным в реально существующих государственных формах. Поэтому иерархическая жесткость проекта «Государства» обусловлена не стремлением к реальной практике тиранических режимов, а осознанием полной несовместимости любого из существующих государств с концепцией, ориентированной Платоном на учение об идеях.В конце жизни Платон проявляет интерес к орфико-пифагорейскому учению. Судя по всему, математические искания пифагорейцев повлияли на некоторые его политические идеи. Это идея о трехчастном строении души, общим для всех людей. Преобладание того или иного начала в душе человека определяет его принадлежность к соответствующему сословию. Три начала души и, соответственно три начала государства должны находится в строгом иерархическом соподчинении, нарушение которого означает преступление против государства. Платон постоянно имел потребность принимать участие в политике. Неудачи не сломили его упорства, и под влиянием экспериментов формируются основные его политические произведения – от «Государства» до «Законов».