Полис и его роль в формировании древнегреческой политической философии.

К началу VIII века до н. э. древнегреческое общество выходит из первобытного состояния, куда оно было отброшено дорийским завоеванием. Постепенное развитие производительных сил, углубление социально – экономической дифференциации и расслоение греческого общества на классы привели повсеместно к образованию в Греции античных городов – государств – полисов. Как правило, полисы занимали небольшую территорию в границах одной общины, поэтому среди них встречались как самые крошечные государства (например, полис Панопей на границе с Беотией), так и полисы-гиганты (Спарта, Афины). Центр государства-полиса был город, иногда окруженный каменными стенами. За городом располагались земельные участки, на которых трудились крестьяне. Центром города был не царский дворец, как в ахейской Греции, а торговая площадь - агора. Самыми значительными полисами в то время были Афины, Спарта, Коринф и Милет в Ионии. Не каждый человек в древнегреческом полисе считался гражданином. Гражданином можно было стать при нескольких условиях: человек должен быть греком по национальности, человек обязательно должен быть свободным и обладать частной собственностью. Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии (самообеспечения).В полисе создавалась особая система идеалов: свободные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит прежде всего от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. Граждане полиса ощущали себя полноправными и свободными людьми и искренне любили свой полис. Это составляло предмет особой гордости. Так, одержав победы над персами, греки объяснили свой успех тем, что они обладали даром свободы, а все подданные персидского царя-деспота были его рабами. Однако, стоило греку оказаться в другом полисе – и он превращался в бесправного метэка. Политическое устройство полисов при всём их разнообразии представляло некоторое единство. Государственный аппарат полиса состоял из народного собрания (апелла, эклессия) полноправных граждан-мужчин, совета (герусия, ареопаг, сенат) и различных выборных должностных лиц (магистратов). Народное собрание - наиболее демократический орган управления - было атрибутом всякого полиса. В зависимости от того, какой вес в политической жизни удалось приобрести демосу в борьбе с родовой знатью, полис мог быть либо олигархическим (Спарта), либо демократическим (Афины). Однако рост частной собственности, эксплуатации рабского труда приводят к разорению основной массы земледельцев-общинников, разложению античной формы собственности, а следовательно к кризису полиса. Кризис полиса в Греции (пережившей период наивысшего расцвета полиса в V в. до н.э.) приходится на начало IV в. до н. э. Духовная культура Древней Греции была удивительно богата и разнообразна. Уже в VII-VI вв. до н. э. в Греции зародилась философия. Поначалу философы стремились постичь устройство и происхождение окружающего мира, поэтому философия была тесно переплетена с медициной, астрономией, математикой и другими науками, основы которых также закладывались в то время. Главное заключалось в том, что теории строения мира впервые создавались на основе не мифологии, а научных знаний. В атмосфере бурной политической жизни полисов, напряженных дискуссий в народных собраниях родилось особое направление в философии - софистика (искусство ловких, часто противоречащих логике рассуждений). В V- IV вв. до н. э. софистика утвердилась в Афинах и стала распространяться по всей Греции. Софистика помогала в спорах, учила широте взглядов, умению понять чужое мнение. Философы Древней Греции стремились сформулировать этические нормы, которые помогли бы сделать совершенным человека и общество в целом. Первым пошел по такому пути Сократ (469-399 гг. до н. э.), провозгласивший главной задачей человека нравственное совершенствование, которое позволит ему приблизиться к небесной красоте и гармонии.

15. Своеобразие античнойобщественной мысли и политического менталитета.

На складывание античного политического менталитета огромное влияние оказывала община, в которой жил человек.Община в Древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общину. Греческие общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, менталитет людей, а отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т.е. на всю историю цивилизации в прошлом.Все члены общины - свободные собственники – обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной.Это была община-полис. Каждый из множества греческих полисов был индивидуальным явлением, но при всей самобытности и своеобразии в большинстве греческих государств проступают некоторые общие черты, которые позволяют считать их именно полисными организмами. Каждый греческий полис представлял собой общество во всем многообразии его сторон, с определенной экономической системой, социальной структурой, политической организацией и сложным комплексом культуры.По своим размерам и количеству населения греческие полисы были разными. Однако наиболее распространенный тип греческого полиса имел территорию порядка 100–200 кв. км с населением в 5–10 тыс. человек.Государство в Греции существовало не «над общиной» (как это было на Востоке), оно само вырастало из общины.Менталитет древнего грека складывался под влиянием многочисленных мифов. Греки жили, соизмеряя свои поступки с поступками богов и героев, верили в божественную волю и предопределенность. Каждый полис, как правило, имел своего бога-покровителя. В полисе создавалась особая система идеалов, также формирующая политический менталитет древних греков: свободные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит прежде всего от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. Однако грек был полноправным гражданином лишь в своем маленьком государстве. Стоило ему переехать в соседний город – и он превращался в бесправного метека. Поэтому греки очень дорожили своим полисом. Их маленький город-государство был тем миром, в котором человек в наиболее полной мере ощущал свою свободу, свое благосостояние, свою собственную личность. Граждане полиса почитали древние традиции и очень высоко ценили крестьянский труд. Но главное – ощущали себя полноправными и свободными людьми. Гражданство в полисе составляло предмет особой гордости. Так, одержав победы над персами, греки объясняли свой успех тем, что они обладали даром свободы, а все подданные персидского царя-деспота были его рабами.



Наши рекомендации