Политические идеи в Ветхом завете.
Одним из выдающихся памятников политико-правовой мысли Древнего Востока является Ветхий Завет - древнейшая часть Библии, составляющая около трех четвертей великой книги. Ветхий Завет - исторически сложившийся свод произведений древнееврейской монотеистической религиозной литературы. Это – сборник исторических, нравственно-поучительных, церковно-ритуальных, юридических, мифологических, генеалогических, психологических, лирических и иных текстов, в совокупности объясняющих место и назначение человека, нормы его жизни в мире в соответствии с монотеистическими представлениями древних израильтян. Ветхий Завет вошел в священные книги иудаизма и христианства.Ветхий Завет состоит из трех основных частей, в каждую из которых входит серия книг. В иудаизме эти части именуют Пятикнижием Моисея или учением (Тора), книгами пророков (Небиим) и писаниями (Кетубим). В христианстве выделяют закон, пророчества и другие священные писания. Ветхий Завет делится на книги, книги – на главы, а главы – на стихи. Традиционно христиане выделяют четыре книги великих пророков – Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила и двенадцать книг иных пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. В Ветхий Завет входят также книга Судей, четыре книги Царств, книга Притчей Соломоновых и другие книги Одна из важнейших тем в Ветхом Завете – место Бога в мире, его соотношение с человеком, его роль в регулировании жизни людей, их поведения, судьбы. Основная идея Ветхого Завета - подчинение всей истории и законов мира одному Господу Богу, Яхве. Лишь единый Бог управляет миром – вселенной и земным человечеством, осуществляет высший суд и высшую власть.В основе права человека – божественное право, спущенные ему с неба принципы и основные нормы. В основе всего в Ветхом Завете – высший, божественный разум. Моисей и народ Израиля заключают союз, договор с Богом. Одна сторона обязуется следовать воле и закону Бога, а другая сторона – вести, защищать и спасти народ, выполняющий договор.Возникновение государства у древних иудеев в Ветхом Завете связано, во-первых, с необходимостью создания разветвленной судебной системы, во-вторых, с рационализацией организационной и судебной деятельности для налаживания нормальной общественной жизни и, в-третьих, с реализацией правды и права через закон и власть.Власть земная рассматривается, в конечном счете, как производная от Бога. Власть связывается с силой, мощью, умением пользоваться высшими законами, соответствовать им в своей деятельности. Мудрые правители чутко прислушиваются к слову Бога, передаваемому вместе с определенными знамениями через доверенных лиц. В Ветхом Завете специально не обсуждается проблема форм государства. Не говорится и о традиционной классификации форм государства в зависимости от количества лиц, находящихся у власти.в Ветхом Завете естественной воспринимается, вероятнее всего, монархическая форма государства (царская власть), как наиболее подходящая монотеистическим представлениям и являющаяся своего рода трансляцией монотеизма на сферу политики. Для обеспечения нормальной общественной жизни важная роль отводится правителю как хранителю правильности курса движения общества по установленному Богом пути. Судьба правителя – в руках Господа, который «низлагает и поставляет царей»Правитель должен соблюдать законы, прежде всего божественные, следовать правде и справедливости. Нарушения законов могут привести страну к упадку, а царя к утрате реальной власти. Разумный правитель думает не только о себе, но и народе. Ветхий Завет учит проводить разумную, взвешенную, соизмеримую с реальными возможностями политику.Во-первых, как уже говорилось, политика царя должна быть разумной и взвешенной, учитывать реальные возможности и последствия. Во-вторых, следует правильно выбирать мудрых советников. В-третьих, нельзя нарушать интересы народа, нельзя не учитывать его разумные предложения, мнение.В целом, в Ветхом Завете на протяжении веков было собрано много глубоких суждений о сфере политики и права. Авторы книг Ветхого Завета внесли заметный вклад в формирование политико-правового сознания Древнего мира, оказали влияние на последующее развитие правовой и политической мысли, особенно на правовую и политическую идеологию иудаизма и христианства. К числу наиболее важных моментов политико-правовых идей Ветхого Завета могут быть отнесены: попытки осмысления места человека, народов, человечества, системы властных отношений и системы законов, регулирующих человеческое поведение и общественное развитие в своеобразной космической системе координат; идеи о необходимости преодоления войн и мирном развитии человечества; поиск смыслового содержания справедливости и справедливой основы в деятельности власти, суда, закона;критическая констатация несовершенства и несправедливости политико-правовых институтов древнего общества; стремление найти новую меру свободы и ответственности отдельных людей и народов; фиксация основных заповедей человеческого поведения как детализации основного принципа поведения и в свою очередь основы для конструирования разветвленной системы религиозно-нравственно-правового регулирования; осмысление различных аспектов нормативного регулирования поведения людей и народов в контексте нового монотеистического мировоззрения.