Проблема активности и ответственности человека
Буддизм, не отвергая варны в целом, отрицал идею сословного превосходства. Люди по рождению равны. Сословные, варновые раз-личия сами по себе не дают никаких гарантий и преимуществ в движе-нии по пути к спасению. Дело в самом человеке, «Ибо сам человек со-вершает зло, и сам оскверняет себя. Не совершает зла он тоже сам, и сам очищает себя. Чистота и скверна связаны с самим собой. Одному' другого не очистить», - говорится в «Дхаммападе» (5, с. 86). Работа
века над самим собой, владение собой признаются первейшей за- й. В «Дхаммападе» ей посвящены такие восторженные строки: ти бы кто-нибудь в битве тысячекратно победит тысячу людей, а эй победил бы себя одного, то именно этот другой - величайший тель в битве.
Поистине победа йЙд собой человека, живущего в постоянном граничении смирившего себя, лучше, чем победа над другими ми
Ни Мара с Брахмой, ни даже сам бог не смогут превратить у тако- ловека победу в поражение» (5, с. 76).
Итак, человек активен в отношении себя. Привести себя в состоя- внутренней незамутненности. отрешенности, самососредоточение з это и есть главная задача спасения) - это дело самого человека, сь никто и ничто не может ему помочь: ни другой человек, ни -то обстоятельства жизни (варновая принадлежность, например),
: боги. Каждый сам проходит свою дорогу. Но в буддизме признается_и значение внесшей, так сказать, ак- человека. «Один день обладающего кипучеи энергией, - го- - лучше столетнег о существования ленивою
в «
«летнего :.78). Од
иного энергии человека» (5, с.78). Однако ценность "имеет не а лишь нравственно ориентированная деятельность. «Один лобродетельного и самоуглубленного лучше столетнего еущест-
! порочного и распущенного человека» (5, с.77). В учении о "шШ.мерйчном тгзти признается значение праведной праведного действия, праведных способов добывания средств к Зло и всякое действие, ведущее ко злу, должны быть осуждены "олены. Но зло нельзя победить злом. Ненависть порождает ненависть, насилие порождает насилие. Зло накапливается и гея. Зло можно остановить и прекратить только добром. От- осуждение в буддизме всякого насилия, убийства, нанесения ка-
: то ни было ущерба жизни. Принцип непротивления злу насилием, т. е. злом, выросший на буддизма, получил достаточно широкую популярность. В России чил особую популярность благодаря Л. Толстому (который, сказать, познакомился с ним в юности, когда ему довелось быть казанской больницы рядом с бурятским ламой) и стал предме- гичных споров
»ко вопрос об активности человека, о совершении им даже и мьных действий в буддизме получает специфический пово- Е.ль главная задача жизнц ггп угги пт иг тип ппгпш°тгп (Тэнергии птлр.пйни^ гфя жажды ЖИЗНИ. А всякое ^истине а том чипе и добродетельное, втягивает человека в жизш^ н^к та лыкярл ла него какие-то узы. Тем более что в этой жизни добро и зло связаны, как-то предполагают и оттеняют друг друга. В буддистской рефлексии эта проблемная ситуация высвечивается в нескольких аспектах.
Во-первых, добродетельные действия имеют кармическое значе-ние, ведь карма - это своего рода интеграл жизненных деяний в их нравственно-ценностном наполнении. /
Во-вторых, значение добродетельных действий не в них самих, не в их результатах. Их значение в том, что они ведут к перестройке пси-хологии человека, к достижению ситуации ду шевной невозмутимости и отрешенности. И чтобы указанные действия могли иметь такое влияние, они должны совершаться соответствующим образом. А именно таким образом, чтобы они были максимально освобождены от эмоциональной привязанности к результату да и к процессу действия. Они должны совершаться отрешенным, незаинтересованным образом. (В скобках можно заметить, что подобной проблемой, правда в несколько ином контексте, маялся Кант в своих размышлениях о нравственном действии, исходящем из доброй воли, свободной от всяких интересов и привязанностей, направляемой .лишь принципом чистого долженство-вания).
И еще один момент буддистского понимания вопроса об активно-сти человека и его ответственности за свою судьбу. Он связан с учением о карме, Карма определяется суммой всех помыслов и деяний живого существа во всех предшествующих воплощениях. И в кармическом смысле человек есть результат предыдущего. Равно как и его собст-венные поступки и устремления скажутся на кармичеекой траектории дальнейшего движения. Однако кармичекая заданность жизни человека, согласно буддизму, не есть ее жесткая, фататистическая предопре-деленность. В противном случае весь восьмеричный путь был бы .ли-шен всякого смысла. Ведь человек сам совершает зло и сам воздержи-вается от зла, сам себя загрязняет и сам себя очищает. Это «сам» воз-можно при условии, что в рамках кармической обусловленности у че-ловека есть определенное поле выбора. И в силу этого он может изби-рать путь спасения, продвигаться по этапам восьмеричного пути.