Буддистский взгляд на человека и человеческую жизнь
Буд да и буддизм.
Буддизм - одна из трех ныне существующих так называемых мировых религий. Причем самая древняя. Если христиане отмечают 2000- летие христианства (точнее рождества Христова), то буддисты в 1956 г. отмечали 2500-летие буддизма.
Основоположником буддизма считается Будда 2500 лет - время очень долгое. Непосредственных свидетельств существования Будды как реального исторического персонажа, как открывателя и проповедника буддизма нет. Все относимые на счет Будды поучения и изречения записаны несколько веков спустя после предполагаемого времени его жизни (речь идет о тех записях, которые дошли до нас). Первые письменные упоминания о Будде сделаны более чем век спустя. И тем не менее большинство исследователей сходятся в том, что есть основания полагать, что Будда действительно существовал и его жизнь имеет существенное отношение к процессу возникновения буддизма. Но даже если с этим не согласиться, отрицать эмпирическое бытие Будды, то все равно он как культурно-исторический персонаж, как человеческий образ и образец является важнейшим элементом буддизма.
Предположительное время жизни Будды 560-480 гг. до н.э. Будду называют Сидхарткха Шакьямуни Гаутама. Сидхарткха в переводе с санскрита означает «отшельник». В этом наименований отражен образ жизни Будды, отшельника и странника. Он принадлежал к племени Шакья, обитавшему в VI в. до н.э. в среднем течении Ганга, поэтому его называют Шакьмуни. Будда гордился цвюей принадлежностью к племени шакьев. Судьба племени была трагична. Это было время, когда растущие монархии вели войны (часто истребительные) с окружающими свободными племенами. Шакьи при жизни Будды подверглись истреблению, включая женщин и детей, со стороны кошалов. Гау-ама это родовое имя Будды. Он принадлежал к знатному кшатрий-, скому роду Гаутамов. А Будда в переводе с санскрита означает «просветленный высшим знанием», «осененный истиной». Так он себя назвал после одного знаменательного события в своей жизни. И под этим именем он вошел в историю буддизма, в историю Индии, в историю мировой культуры.
Достоверных сведений^ жизни Будды практически нет. Но есть версия жизни Будды, изложенная в канонических текстах буддизма. Родился Будда в знатной кшатрийской семье (иногда говорят «цар-ской», но это вряд ли точно, если иметь в ввиду организацию племенной жизни шакьев). При его рождении было высказано пророчество, что он изберет путь отшельнического искательства при виде страданий и невзгод человеческой жизни. Отец организовал его жизнь так. чтобы ?на протекала безмятежно и беспечально, в окружении дружественных ж любящих людей - родителей, друзей, красавицы жены. Но несмотря на эти старания знатного родителя Будда все-таки столкнулс с невзго-дами и печалями жизни - старостью, болезнями, человеческой немо- дью. смертью. И это возбудило в нем вопросы о содержании и смысле человеческой жизни, о ее перспективах, о возможностях и путях из- ления от страданий. Вопросы эти встали перед ним так резко и не- ; пно, что он на тридцатом году жизни оставил семью, покинул дворец и отправился в отшельническое странствование в поисках отве-
Он был усерден в своих исканиях, подвергал себя жесткой аскезе, это длилось шесть лет. Но результата не было. Однажды он, распо- зшшись под деревом бодхи (древо познания, смоковница) в течение кольких дней предавался глубокому сосредоточенному размышле- . И на него снизошло просветление, ему открылась великая истина, понял, что у него есть что поведать .людям и что он должен это дать людям, указывая им путь из мира страданий. Демон зла, бог и Мара пытался понудить Будду отказаться от возвещения людям спасения. Он пытался запутать его страшными бурями, своим ным воинством. Он обещал ему безграничную власть, посылал к своих прекрасных дочерей, чтобы соблазнить его радостями жиз- Но Будда претерпел все искушения. (Здесь вспоминаются искуше- которым дьявол подвергал Христа во время сорокадневного уеди- того в пустыне, перед тем как он начал свою проповедь). Он по- л все сомнения. И вскоре произнес свою первую проповедь, во- ую в буддистский канон. Первыми его слушателями были пять ков и два оленя. Прожил Будда 80 лет. Такова каноническая версия жизни Будды и возникновения буддизма. Какова действительная роль Будды как реального человека и проповедника в формировании буддистского учения, трудно сказать. Но можно утверждать с достаточным основанием, что возникновение буддизма, формирование его доктринального содержания - процесс многообразный и достаточно длительный, И деятельностью одного человека он не мог быть исчерпан. Буддизм - сложное, неоднозначное явление культуры и истории. Одним из выражений этого является многообразие взглядов и оценок буддизма различными исследователями. Спор, в частности, идет по вопросу о том, является ли буддизм религией или нет. И некоторые полагают, что буддизм это менее всего религия, что он совсем не религия. Буддизм - философия, в центре которой человек, этические проблемы жизни. Среди тех, кто признают буддизм религией, также нет согласия. Высказываются соображения в том духе, что буддизм - это особая религия, отрицающая бога, не признающая сверхъестественных сил, почти атеистическая религия.
Религиозная составляющая в буддизме имеет место. И по мере развития буддизма она нарастала, становилась все более объемной и преобладающей. Если для первых буддистов Будда был великим учи-телем, предметом почтения и указателем направления и способа обре-тения истины и спасения, то позднее он подвергается обожествлению, а его земное существование было представлено как одно из воплощений божества. Но в буддизме есть и мировоззренческо-философская составляющая, определенная концепция человеческой жизни. Она ок-рашена в религиозные тона, она связана с непосредственной практикой жизни и ритуальным ее оформлением. Но она, безусловно, представляет историко-философский интерес. И обзор истории индийской философии, как и мировой философии, не может обойтись без рассмотрения буддистского взгляда на человека и мир.
Буддизм связан с ведической традицией, особенно с Упанишада- ми. С ведами буддизм объединяет представление о перерождении и карме, о высшей цели жизни - спасении, ряд других идей. Но при всем этом буддизм формировался как одно из течений, оппозиционное ор-тодоксальной ведистско-брахманистской традиции. В традиционные формулы и образы вкладывается новое содержание, они обретают но-вые контексты, дополнения и видоизменения. Буддизм перекликается (и в смысле согласия, и в смысле спора и противостояния) с другими оппозиционными, еретическими течениями и школами своего времени.
Буддизм, и как религия, и как комплекс мировоззренческих пред-ставлений, за долгую историю (а счет идет на тысячелетия) претерпел значительные изменения, выступал в .различных формах и обличиях ! некоторые исследователи ставили даже вопрос о том, есть ли основания говорить о буддизме как более или менее едином духовно- практическом образовании). Речь у нас далее пойдет о раннем буддиз-ме. исторической границей которого можно рассматривать рубеж ста-рой и новой эры. * "