Философия о сущности человека. Потребности и интересы. Наиболее важные условия формирования сущности человека.
Человек - это живое разумное существо, имеющее био-социо-культурную природу и отличающееся способностью не только приспосабливаться к окружающему миру, но и преобразовывать этот мир в соответствии со своими представлениями о достойной жизни.
Разум присущ только человеку и входит в число его атрибутов, но сущность человека не сводится к его разумности. Разум является основанием множества возможностей и способностей, которые делают человека человеком, превращают его из биологического вида "человек" в собственно человека. Самая главная возможность и способность, в которой заключается сущность человека и которая реализуется благодаря разуму, - это деятельность, посредством которой человек изменяет окружающий мир и самого себя.
Человеческая история предстает перед нами как череда сменяющих друг друга общественных форм, каждая из которых отличается способом и интенсивностью сопряжения индивидуальной свободы и общественной необходимости. Любое общество - это вид целостности, которая достигается или путем насильственного объединения, или посредством свободного договора. И в первом, и во втором случае оно выступает по отношению к отдельному человеку как объективная реальность, как форма необходимости, жестко регламентирующая человеческую свободу. Противоречие между стремлениями индивида к максимальной реализации своей свободы и необходимостью сохранениями общественного единства является одним из важнейших факторов социальных изменений.
Для нашей современности характерен кризис традиционных общественных союзов, типы и формы которых укладываются в промежутке между деспотиями с одной стороны, и либеральными обществами западного типа с другой стороны. Они уже не могут обеспечить даже минимальную справедливость и удовлетворить потребности людей в индивидуальной и групповой идентичности. Причина этого заключается в том, что в результате предыдущего развития сущность человека обнаружила такие его качества и способности, которые требуют принципиально новых условий и возможностей для их сохранения и дальнейшего развития. Привычные типы социальности оказались слишком грубыми и схематичными для постоянно развивающейся и дифференцирующей идентичности человека. Кроме того, современный мир отличает невиданный до этого культурный плюрализм, требующий соответствующего социального пространства.
Поиск новых форм и способов объединения людей необходимо начинать с осмысления природы человека, определения его сущности. С человеком связаны тайны и загадки не только общественной жизни, но и Вселенной в целом. Человек есть источник, содержание и цель истории.
67. Человек как целостное образование. Диалектика биологического и социального в человеке.
Человек как целостное образование — носитель сложной внутренней структуры (индивид, личность, субъект деятельности), обладающей внутренней активностью. Человек как целостное образование характеризуется интегрированностью, самодостаточностью и автономностью.
Человек как цельное образование — это проявление функционального в отношении структурного целого; цельность есть результат внутреннего единства и согласованности во взаимодействии всех структурных компонентов целого.
С одной стороны, человек — живое существо и должен подчиняться общим законам развития живой природы, или биосферы. С другой стороны, он — социальное существо, производящее определенные орудия и с их помощью создающее необходимые ему предметы, продукты питания и особую искусственную среду обитания. Биосфера подчиняется законам биологического развития. Человек же живет по законам общественного развития. Следовательно, в самом человеке соединены как бы два начала — природное и общественное, биологическое и социальное.
Формирование характера, способностей, форм поведения человека, его интересов и склонностей определяется общественной средой, в которой он живет. В известной повести Киплинга «Маугли» рассказывается о мальчике, выросшем среди волков и вернувшемся к нормальной человеческой жизни. Берроуз в романе «Тарзан — приемыш обезьяны» рассказывает нечто подобное о человеке, выращенном обезьяной и добившемся впоследствии больших успехов в мире капиталистического бизнеса. В действительности же, как это строго доказано, подобные факты просто невозможны. В тех случаях, когда дети действительно попадали к диким животным и выживали, они уже никогда впоследствии не могли вернуться к нормальной человеческой жизни. Человек воспитывается и вырастает полноценным человеком только в общественной среде. Лишь с ее помощью он овладевает языком, сознанием, культурой, навыками общественного поведения, способностью трудиться и преобразовывать мир. Разумеется, определенные биологические задатки и наследственные биологические признаки присущи человеку как любому живому существу, но и они являются не только результатом биологической эволюции, но и следствием нескольких миллионов лет социального развития. Именно поэтому, не отрицая биологическую основу жизнедеятельности человека, философия марксизма-ленинизма ищет ключ к решению всех проблем современного общества не в биологической, а в социальной природе человека.
68. Соотношение понятий "человек", "индивид", "личность".
Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой.
Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.