Проблема метода (стиля) философствования. Диалектика и догматизм.
Единственный правильный и существенный метод философии - это метод диалектический, как схема развития действительности и методологии его познания. Действительная диалектика - это единение Логоса и логики. Реально сделать и воплотить такое единство не просто. Логические системы и законы есть природа универсальных законов бытия, которые внутри противоречивы и непохожи. Это и устойчивость, постоянство вещей и явлений, и их изменчивость. И человеку тяжело все это соединить одно с другим. Поэтому и бывают "перекосы" в ту или иную сторону и образуются различные "патологии" искажения и изменения мышления. Так получается логика может не совпадает с Логосом изучаемого объекта.
Диалектика-это воплощенное единство логики бытия и логики сознания. Логические категории и законы отражают универсальные законы бытия, которые внутренне противоречивы: с одной стороны, они отражают устойчивость вещей и явлений, а с другой – их изменчивость. Достаточно трудно соединить одно сдругим, и когда не удается это сделать, возникают опрделенные искажения мышления, при которых, естественно, логика не совпадает с Логосом изучаемой системы явлений.
Так, рассудок, будучи очень важным моментом познания, т.к. придает прочность, определенность нашим мыслям, при его абсолютизации порождает догматизм.
Догматизм (др.-греч. δόγμα — мнение, учение, решение) — способ мышления, оперирующий догмами (считающиеся неизменными вечными положениями, не подвергаемых критике) и опирающийся на них.
Для догматизма характерны некритичность по отношению к догмам (отсутствие критики и сомнений) и консерватизм мышления (неспособность воспринимать информацию, противоречащую догмам), слепая вера в авторитеты.
В философии догматизмом называется характеристика философского учения или разновидность философских учений. Философское учение догматично, если оно принимает какие-либо основоположения в качестве абсолютно достоверных и соответствующих действительности без какой-либо предварительной проверки и возможности изменения. Несовместимыми с догматизмом учениями являются скептицизм, критицизм и диалектика.
Скептицизм
Происхождение самого философского термина «догматизм» связано с античной философией. Древнегреческие скептики Пиррон и Зенон, отрицая возможность достижения истинного знания, называли «догматиками» всех философов, выдвигавших и защищавщих какие бы то ни было утверждения (догмы) о вещах как таковых (субстанциях) . Обо всём познаваемом следует говорить «мне так кажется». Нельзя делать утверждений о том, что есть на самом деле.
Пирронисты (скептики) эпохи Возрождения и раннего Нового времени критиковали с помощью скептических аргументов и обвиняли в догматизме разные учения, прежде всего перипатетиков (то есть схоластов, которые считались последователями Аристотеля).
Критическая философия
В Новое время Иммануил Кант назвал «догматической» всю рационалистическую философию от Декарта до Христиана Вольфа за создание философских учений без предварительного исследования возможностей и предпосылок знания, исследования пределов познавательных способностей человека, то есть без решения вопроса о том, насколько человек способен познать истину. Изложенная им в «Критике чистого разума» критическая философия положила начало философскому критицизму.
Начиная с утверждения, что прежде построения философской системы необходимо подвергнуть критике наши познавательные способности, Кант приходит к выводу, что познающий субъект не может познать вещи сами по себе, а познаёт только явления, закономерности организации которых принадлежат самому познающему субъекту. Поэтому метафизика как догматическое положительное знание о вещах самих по себе невозможна.
Вопрос догматического мышления и его устранения детально разобран также тут
Гегельянство и марксизм
Г. В. Ф. Гегель также критиковал догматическую метафизику, собственно в его философии термины «догматизм» и «метафизика» являются синонимами. В понимании Гегеля догматизм — это односторонне рассудочное мышление, которое догматически принимает только одну сторону диалектического противоречия и, как таковое, противостоит диалектике.
Догматизм в более узком смысле состоит в том, что удерживаются односторонние рассудочные определения и исключаются противоположные определения <…> диалектическое мышление <…> не имеет в себе таких односторонних определений и не исчерпывается ими, а как целостность, содержит внутри себя совместно те определения, которые догматизм признает в их раздельности незыблемыми и истинными.
Эта критика догматизма была воспринята от Гегеля и диалектическим материализмом.