Философско-правовая мысль Средневековья.
Философско-правовая мысль эпохи Средневековья внесла свою лепту в сохранение традиций изучения и преподавания римского частного права. Но вместе с тем Jusdivinum, jussacrum – «божественное право есть священное право» - этот тезис сопровождает философско-правовую мысль на протяжении всего Средневековья.
Крупнейшим христианским мыслителем одним из выдающихся «отцов церкви» был Аврелий Августин Блаженный (354-430). Основные его тракты «Исповедь» и «О граде Божием»
Главные тезисы учения Августина: первенство веры над разумом; высший источник веры это церковь; неравенство – вечный и неизменный принцип общественной жизни.
Августин выдвигает мысль о единстве человеческой и божественной истории, которые текут в противоположных, но взаимно неразделимых сферах. Содержанием их является бой двух царств (градов) – Божьего и земного. Дуализм Бога и природы переносится, таким образом, и на общественное развитие. Божий град представляет меньшую часть человечества. Это те, кто своим морально-религиозным поведением заслужили у Бога спасение и милосердие. В земном граде, напротив, остаются самолюбивые, алчные, эгоистичные, люди, забывающие о Боге. Божий град постоянно усиливается в общественно-историческом развитии, особенно после прихода Иисуса. Главная предпосылка принадлежности к граду Божиему – смирение и покорность перед Богом и церковью.
Мыслителем, которой предпринял попытку систематизировать христианские идеи, свести их в единое непротиворечивое целое, стал ФомаАквинский (Аквинат) (1225-1274). Его философско-правовые воззрения изложены в трактах «Сумма теологии», «О правлении государей», а также в комментариях к «Политике» и «Этике» Аристотеля.
Государство, по мнению Аквинского, является созданием человека, который выполняет веление Бога. Сам человек – существо разумное, обладающее свободной волей.
Свобода – способность человека действовать в соответствии с разумно познанной необходимостью, вытекающей из божественного статуса, характера и целей порядка мироздания и обусловленных этим законов.
Под правом Аквинский понимает уравнение действий и одновременно действие божественной справедливости в обществе. Право у него подразделяется на три уровня:
- Божественное право: установления, данные Богом человеку как «твари Божьей», и нормы церкви как представительницы Божьей власти на земле;
- Право народов, понимаемое как естественное право в его аристотелевской трактовке;
- Человеческое право как писанное, позитивное право светского государства.
Каждому уровню соответствуют свои законы. Божественное право претворяется в Вечном законе, т.е. нормах Бога; право народов - в законах естественных (стремление к самосохранению, продолжению рода, уважение достоинства), соответствующих природе человека; человеческое право – в светских законах, силой и страхом принуждающих людей не делать зла.
Система законов Фомы Аквинского предусматривает строгое соблюдение принципов иерархии (подчиненности) и непротиворечия низших законов высшим.
Фома Аквинский разработал христианско-теологический вариант юридического правопонимания. Его философско-правовые взгляды получили дальнейшее развитие в томистских и неотомистских концепциях естественного права.
Таким образом, можно отменить, что главная особенность философских учений христианского Средневековья состоит в их теоцентрическом характере. Принцип теоцентризма, последовательно проводимый и Августином, и Фомой Аквинским утверждал Бога как центр мироздания и главного хранителя мирового и социального порядка. Бог выступал как законодательное первоначало, из которого исходят все религиозные, моральные и правовые нормы. Благодаря божественному покровительству социальная жизнь людей не превращалась в хаос, а сам человек успешно боролся с дьявольскими искушениями, толкавшими его к порокам и преступлениям.
Вопросы для самоконтроля
- В чем заключается особенность стихийной философско-правовой мысли?
- Раскройте благородные истины в учении буддизма.
- В чем суть древнекитайских философско-правовых принципов жень, ли, вэнь, фа у Конфуция?
- В чем сущность взглядов на проблемы права у Сократа?
- Как определял Платон понятия «закон», «справедливость», «государство», «человек»?
- Как понимал Аристотель понятия «справедливость», «равенство», «закон», «свободу»?
- Раскройте сущность правовых концепций Августина Блаженного и Фомы Аквинского?
- Как понимал право и закон Фома Аквинский?
Рекомендуемая литература
Августин Блаженный. Исповедь. – М.: 1991.
Алексеев С.С. Философия права. – М.: 1998.
Аристотель. Политика // Соч.: В 4-х т. – М.: 1984. Т. 4.
Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М: 1995.
Конфуций. Беседы и суждения. – СПб.: 1999.
Лукьянов А.Е. Начало, древнекитайской философии. – М.: 1994.
Материалисты Древней Греции. – М.: 1955.
Моисеев С.В. Философия права. – Новосибирск: 2004.
Нерсесянс В.С. Философия права. – М.: 2003.
Овидий. Метаморфозы. – М.: 1997.
Платон. Диалоги. – М.: 1986.
Тихонравов Ю.В. Основы философии права. – М.: 1997.
Философия права. Учебник / Под ред. О.Г. Данильяна. – М.: 2005.
Фома Аквинский. Выдержки из работ // Антология мировой философии. – М.: 1969. Т. 1.