Философское учение о материи.

17-18в — период становления и развития материализма. Мат-зм принимает бытие как физическую реальность, противостоящую челу. Бытие отожествляется с природой. Материя — первооснова бытия, она бесконечна в пространстве и времени и не зависит от нашего сознания. Материя - это прежде всего результат внутриличностного осмысления мира и его личностных оценок.

Материя - это:

Объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им. - характеристика материи через основной вопрос мировоззрения, а не через понятие вещества или набор его свойств.

Субстанция. Вопрос о характере субстанции - главный в определении сущности основных направлений философии.

Существует и другая точка зрения, согласно которой нужно отказаться от представления о материи как субстанции - гносеологический признак материи.

Материализм понимает материю как единственно существующую субстанцию. Она несотворима, неуничтожима, вечна и бесконечна. Материя обладает следующими свойствами: конечностью и бесконечностью, прерывностью и непрерывностью, системностью, массой и энергией и т. д. Но важнейшими свойствами являются:

пространство; время; движение как способ существования материи.

Объективная непрерывность пространства и времени и их прерывность обуславливают движение материи, которое является основным способом её существования. Движение материи - абсолютно, её покой - относителен. С философской точки зрения движение есть всякое изменение вещей и процессов и представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения.

Пространство характеризуется протяжённостью и структурностью материальных объектов в их соотношении с другими образованиями. Время характеризуется длительностью и последовательностью существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями.

Общие свойства пространства и времени: объективность, всеобщность.

Основными свойствами пространства являются: протяжённость, однородность, равноправность всех возможных направлений, трёхмерность.

Основные свойства времени: длительность, однородность, одномерность, необратимость.

Понятие материи прошло несколько этапов в своём историческом развитии:

этап наглядно - чувственного её представления. В ранних древнегреческих философских учениях в основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т. п. Всё существующее считалось модификацией этих стихий.

Этап вещественно-субстратного представления о материи. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, в том числе свойством неделимости.

Этап философско-гносеологического представления о материи.

Этап философского субстанциально-аксиологического представления о материи. Происходит личностное понимание материи, прежде всего с точки зрения категории личности.

Постановка вопроса о материи как субстанции может стимулировать разработку общенаучных понятий. Невозможно, к примеру, полно раскрыть причинность без обращения к физическим взаимодействиям, понятиям "вещество", "энергия" и др. Для раскрытия собственно философских понятий необходимо привлечение понятий, касающихся всей природы. Очень важно, например, установить критерии физического существования, в том числе с целью отграничения "материального" от теологических феноменов. В не меньшей степени это касается также связей философии с психологией, социологией, гуманитарными науками.

Антропология.

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. ἄνθρωπος - человек; λόγος — учение) философская — учение о человеке, его сущности, происхождении и призвании во Вселенной. Базовые и теоретические установки А. были заложены еще в греческой традиции: знаменитый тезис Протагора о человеке как мере всех вещей и сократовский призыв к человеку познать самого себя. Вместе с тем греческая мысль трактует человека как хотя и выделенную — в силу обладания разумным Логосом, — но все-таки часть живого телесного Космоса, где правит Судьба и действует мировой Ум-Демиург. В основе христианской А., заложенной прежде всего трудами Августина и Григория Нисского, человек понимается как вершина и цель божественного творения, как духовное существо, потенциально носящее в себе образ Божий и призванное актуально проявить в тварном земном мире свое богоподобие, дабы обрести Царство Божие. Начиная с эпохи Возрождения и вплоть до XIX в. по мере накопления научных данных о человеке и секуляризации общественной жизни идет становление различных вариантов рационалистической гуманистической А., где сущность человека отождествляется с деятельностью его познающего разума, социальной и личной свободой, правом на земное счастье. Свою завершенную форму классический европейский гуманизм приобретает в антропологических воззрениях французских просветителей и в немецкой классической философии. Антро-пологические искания XIX в. при сохранении основных просвещенческих идеалов разворачиваются под определяющим вниманием натурализма и социоцентризма. Натурализм, опираясь на эволюционную теорию Дарвина, рассматривает человека как закономерный продукт природной эволюции и объясняет его духовную жизнь и хультурное творчество, исходя из общебиологических законов. Социоцентрическое направление наиболее систематическую разработку получает в марксизме. Человек здесь понимается как «ансамбль общественных отношений», где определяющим условием его возникновения и прогресса является совместная материально-производственнаядеятельность. Соответственно, и гармоничное развитие человека, преодоление всех форм его отчуждения видится в марксизме на путях революционного изменения капиталистических производственных отношений. С конца XIX - начала XX в., в связи с нарастанием кризисных явлений в Европе (войны и революции, негативные аспекты технического прогресса, ломка традиционных ценностей, кризис семьи, утрата психологической стабильности в социуме и т.д.) происходит радикальный поворот западной мысли в сторону углубленной разработки проблемы человека и пересмотра предшествующих философско-антропологических воззрений. В европейской А., начиная с трудов Кьеркегора и Ницше, все отчетливее звучат трагические и пессимистические мотивы. Критике подвергается «классический образ человека» как разумного, целостного и бесконечно прогрессирующего существа, призванного в конце концов обрести гармонию с самим собой, с другими людьми и с миром. Сущность человека начинают видеть в его противостоянии ходу истории и сопротивлении природе (М. Шелер, персонализм); человека понимают как существо бессознательно-ффективное (психоанализ), символическое (Э. Кассирер), играющее (Й. Хейзинга), понимающее (герменевтика), свободно самоопределяющееся (экзистенциализм) и т.д. вплоть до попыток разгадать его тайну путем обращения к патологическим формам бытия в виде психических расстройств, сексуальных отклонений и т.п. (постмодернизм). При всей тонкости поднимаемых проблем, технической скрупулезности и изощренности философского анализа европейской А. XX в. присущ один принципиальный недостаток — последовательный антропоцентризм, доходящий до антрополатрии (человекобожия) и агрессивного эгоцентризма. Вопреки этому ряд современных научных результатов и набирающих силу общественных тенденций позволяет говорить о происходящем сегодня антропокосмическом мировоззренческом повороте, на новом уровне возвращающем нас к древним представлениям об органической связи человека и его сознания с окружающими природными процессами; об особой гармонизирующей (или дестабилизирующей!) роли человеческой деятельности в глобальных процессах; наконец, о реальных перспективах психического и телесного преображения самого человека в свете открывающихся космических перспектив.

Весьма важными для развития А. оказа-лись антропологические прозрения русской философии рубежа XIX—XX вв., во многом предвидевшей кризисные черты бытия человека XX столетия и наметившей пути их преодоления. Это учение о человеке как о духовно свободном существе, имеющем неограниченные возможности для совершенствования (Н.А. Бердяев); всесторонняя критика эгоцентризма и отстаивание идеи соборной сущности человека, его нравственного сознания и сотворчества с другими «я» в рамках «мы» (А.С. Хомяков, B.C. Соловьев, СЛ. Франк, П.А. Флоренский); понимание человеческого творчества как важнейшего средства гармонизации стихийных природных процессов (Н.Н. Федоров, С.Н. Булгаков); представление о космическом будущем человечества (К.Э. Циолковский). Вместе с тем перспективы философской А. зависят и от эмпирических данных конкретных наук — психологии, этнографии, медицины, культурологии и т.д. Продуктивное и интенсивное взаимодействие философских и нефилософских антропологических исследований — необходимое условие как их собственного развития, так и залог формирования в будущем единой синтетической науки о человеке, могущей выступить твердым основанием  социального и экзистенциального бытия личности XXI в.

Наши рекомендации