Общие работы. Монографии и статьи (1-2 по выбору)
Вторая мировая мойна в литературе зарубежных стран. – М., 1985.
Гулыга А.В. Путями Фауста. – М., 1987.
Денисова Т.Н. Экзистенциализм и современный американский роман. – М., 1985.
Дмитриева Н. Живое прошлое. Судьбы искусства: век XIX, век ХХ.//Иностр. лит. 1988. №№ 1-2.
Зверев А. Дворец на острие иглы. – М., 1989.
Затонский Д. Искусство романа в ХХ в. – М., 1973.
Земсков В.Б. Габриель Гарсия Маркес. – М., 1986.
Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ в. – М., 1984.
Карельских А. От героя к человеку. – М., 1990.
Кутейщикова В., Тертерян И., Земсков В. Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. – М., 1987.
Лейтес Н.С. От «Фауста» до наших дней. – М., 1987.
Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман ХХ в. – М., 1982.
Наливайко Д.С. Искусство: направления, течения, стили. – Киев, 1985.
Николюкин А.Н. Человек выстоит. Реализм Фолкнера. – М., 1988.
Русакова А.В. Томас Манн и его роман «Доктор Фаустус». – М., 1967.
Бреннер Ж. Моя история современной французской литературы. – М., 1994.
СЕМИНАРЫ ПО ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (III курс, 5-6 семестры)
Особенности поэтики Р.-М.Рильке
1) Особенности раннего творчества Р.-М.Рильке. Эклектизм манеры, неоромантические и импрессионистические влияния. Биографические обстоятельства, способствовавшие эклектизму мировоззрения и стиля.
2) Переломная роль двух путешествий по России (1899, 1900). Русская тема и её значение в дальнейшем творчестве поэта.
3) Особенности лирического героя «Часослова». Тема смирения и творческого дерзания.
4) «Новые стихотворения»: тема Родена, тема создания стихотворения-предмета, предметного отражения в поэзии объективно существующего мира.
5) Тема «заката Европы» в творчестве Р.-М.Рильке.
6) «Дуинские элегии», «Сонеты к Орфею»: сочетание трагического содержания и монументальной формы. Судьба наследия Р.-М.Рильке в России.
Литература
Райнер Мария Рильке. Лирика. – М.; Л., 1965
Адмони В. Поэзия Райнера Мария Рильке.//Р.М.Рильке. Лирика. М.: 1965
Пастернак Б. Охранная грамота. Люди и положения. (Люб. изд.)
Литература для конспектирования
Карельский А.В. Райнер Мария Рильке.//Зарубежная литература ХХ. Учебник. Под ред. Л.Г.Андреева. – М., 1996.
2. Творчество Г.Гарсия Маркеса
1) Проблема художественного универсума, создания своего особого мира в романах Г.Г.Маркеса («Сто лет одиночества»). Сходство мира Г.Г.Маркеса и Иокнапатофы У.Фолкнера.
2) Многоаспектность темы одиночества у Г.Г.Маркеса: одиночество – следствие насилия, одиночество – способ противостояния насилию, одиночество – причина насилия (доказать на примерах).
3) Реальное и фантастическое в прошлом Макондо. Роль фантастического и фольклорного элементов в романе «Сто лет одиночества».
4) Подчёркнутая условность понятия времени в романе Г.Г.Маркеса. Приведите примеры «растяжимости» и «сжатости» времени, как оно предстаёт в романе. С решением каких художественных задач связана эта проблема творчества Г.Г.Маркеса?
5) Проблема личности и семьи, рода в романе Г.Г.Маркеса.
Литература
Маркес Г.Г. Сто лет одиночества. (Люб. изд.)
Кутейщикова В.Н., Осповат Л.С. Новый латиноамериканский роман. – М., 1983.
Мамонтов С.П. Испаноязычная литература стран Латинской Америки. – М., 1983.
Литература для конспектирования
Огнева Е.В. К «Новому латиноамериканскому роману».//Зарубежная литература ХХ века. Учебник/Под ред. Л.Г.Андреева – М., 1996. С. 559-564.
Список текстов для заучивания наизусть
Из раздела «Литература Средних веков и Возрождения»
1. Из лирики вагантов: Неизв. автор. Прощание со Швабией.
2. Данте Алигьери. «Ад»: песнь Х, строфы 1-49, 73-97.
3. Ф.Петрарка. Сонеты. XIV, СССХХХV.
4. В.Шекспир. Сонеты XXI, XVI.
Из раздела «Литература XVII-XVIII вв.»
1. П.Корнель. Монолог Родриго из трагикомедии «Сид» (действие IV, явление 3-е).
2. Р.Бёрнс. Джон Ячменное Зерно.
3. Ф.Шиллер. К радости.
4. И.-В.Гёте. «Горные вершины…» (пер. М.Ю.Лермонтова), «Лесной царь» (пер. В.А.Жуковского).
Из раздела «Литература XIX в.»
1. Дж.Г.Байрон. В день моего тридцатишестилетия. Сонет к Шильону.
2. П.-Б.Шелли. Ущербная луна. Странники мира.
3. В.Гюго – стихотворение на выбор.
4. Г.Гейне. «Я всё простил. Простить достало сил…»
Из раздела «Литература XX в.»
1. О.Уайльд. Баллада Рэдингской тюрьмы (отрывок на выбор).
2. Ф.Гарсия Лорка. Начинается плач гитары. Разбивается чаша утра…
3. Г.Аполлинер. Мост Мирабо.
4. Р.-М.Рильке – стихотворение на выбор.
Теоретический минимум
Студенты факультетов культурологи и искусствознания должны владеть следующими понятиями:
Средневековье, Возрождение, гуманизм, барокко, классицизм, сентиментализм, Просвещение, романтизм, реализм. Модернизм.
Роды и жанры литературы (эпос, лирика, драма; роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, сказка, легенда, новелла; трагедия, драма, комедия, фарс; ода, гимн, элегия, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия, мадригал, послание; роман в стихах, поэма, баллада, басня).
Метафора, эпитет, гипербола, литота, антитеза, олицетворение, метонимия, синекдоха, сравнение, символ, аллегория, перифраз, аллитерация, ассонанс.
Сюжет, композиция (экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка), фабула, тема, идея.
Ирония, гротеск, сатира, юмор, фарс-комизм.