Роман о Тристане и Изольде» и проблемы формирования жанра романа
1) В чём особенности жанра современного психологического романа и классического романа XIX века. Изложите ваши наблюдения над традиционной романной формой.
2) Время и условия издания «Романа о Тристане и Изольде». В чём его близость к произведениям «артуровского цикла».
3) Соответствует ли форма средневекового романа нашим современным представлениям о традиционном романе? (На примере «Романа о Тристане и Изольде», можно привести примеры из «Окассен и Николет» и из романом Кретьена де Труа).
4) Какие логические «сломы» в построении сюжета «Романа о Тристане и Изольде» вы заметили? Как их объяснить?
5) Цельны ли образы героев романа? Проанализировать с этой точки зрения женские образы произведения. Проанализировать включение эпизода о «Тристане юродивом» в текст романа. В чём причина противоречивости поведения короля Марка? Как противоречивость поведения героев «Романа о Тристане и Изольде» соотносится (и соотносится ли) с психологическим многообразием, богатством внутренней жизни героев позднейшего романа?
6) Значение включения «вставочных элементов» в «Романе о Тристане и Изольде». Имеются ли в романе новейшего времени соответствия «вставочным элементам»?
7) Является ли «Роман о Тристане и Изольде» прообразом современного романа или это – маргинальное явление литературы, не получившее дальнейшего развития?
Список критической литературы:
Алексеев М.П. и др. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. М., 1987.
Михайлов А.Д. Старофранцузский рыцарский роман. М., 1976.
Литература для конспектирования:
Михайлов А.Д. Роман и повесть высокого Средневековья.//Средневековый роман и повесть (БВЛ). М., 1974, сс. 25-27.
Лирика Петрарки и проблемы возрожденческого гуманизма
1) Что такое гуманизм. Два аспекта этого термина. Что такое гуманизм в понимании Петрарки и людей его поколения.
2) Как соотносятся стремление итальянских гуманистов к занятиям «studia humanitas» и к созданию литературного итальянского языка. Как раскрываются две эти тенденции в творчестве Петрарки.
3) Что такое сонет? Какие виды сонетов вам известны? Существует ли сквозной сюжет в «Концоньере»?
4) В чём новизна воззрений Ф.Петрарки на любовь, на природу, на смерть и бессмертие (и как отличаются эти воззрения поэта от взглядов людей Средневековья)?
5) Ваши наблюдения над психологизмом Петрарки. В чём он состоит?
6) Судьба наследия Петрарки в последующие века.
Список критической литературы:
Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка. Поэзия гуманизма. – М., 1974.
Литература для конспектирования:
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978 (раздел, посвящённый творчеству Петрарки).
Трагедия В.Шекспира «Гамлет»
1) Время создания трагедии. Чем примечательна эта дата? Почему для «Гамлета» В.Шекспир местом действия избирает Данию? (В чём отличие произведений первого периода творчества – комедии «Ромео и Джульетты»)? Каковы литературные истоки трагедии?
2) В чём особенности построения сценического характера (на примере второстепенных персонажей)? В чём сложность и двойственность образа отца Гамлета?
3) В чём двойственность характера Полония?
4) Образ Клавдия и проблема «отрицательного героя» у В.Шекспира.
5) Женские образы трагедии. Есть ли общее между Гертрудой и Офелией? Почему В.Шекспир избирает для Офелии подобную смерть?
Список критической литературы:
Пинский Л.Е. Шекспир. Основы начала драматургии. – М., 1971.
Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет»: литературный комментарий. М., 1986.
Литература для конспектирования:
Флоренский П. Гамлет. – Лит. учёба, 1989, № 5.
Вопросы к зачёту по зарубежной литературе XVII-XVIII вв. (II курс, 3-й семестр)
1. Общая характеристика основных стилей литературы XVII в.
2. Испанский театр эпохи барокко. Творчество Кальдерона.
3. Французский театр эпохи классицизма. Пьер Корнель.
4. Особенности театра Лопе де Вега.
5. Жан Расин и новаторство его драматургии.
6. Творческий путь Ж.-Б.Мольера. Анализ одной из комедий.
7. Психологическая проза французских писателей XVII в. и творчество Б.Паскаля.
8. Общая характеристика эпохи Просвещения.
9. Литература рококо – общая характеристика. «Манон Леско» Прево.
10. Творческий путь Ф.-М.Вольтера. Ф.-М.Вольтер и энциклопедисты.
11. Творческий путь и проблемы новаторства Ж.-Ж.Руссо.
12. «Приключения Гулливера» Дж.Свифта: анализ романа.
13. Творчество Д.Девфо.
14. Новаторство Л.Стерна.
15. Общая характеристика немецкой литературы XVIII в. (этапы развития).
16. Творчество И.-В.Гёте.
17. «Фауст» (1-я часть): анализ произведения.
18. Творчество Ф.Шиллера.
19. Анализ одного из драматических произведений Ф.Шиллера.
Список литературы по истории зарубежной литературе XVII-XVIII вв.
Обязательная литература:
Мольер Ж.-Б. Тартюф. Мещанин во дворянстве. Дон Жуан. Плутни Скапена. (Люб. изд.).
Расин Жан. Федра. Андромаха.//Расин Ж. Трагедии. Л., 1977.
Корнель Пьер. Сид. – в кн.: Корнель П. Театр. М., 1984.
Буало Н. – Депрео. Поэтическое искусство. (По хрестоматии).
Кальдерон П. де ла Барка. Жизнь есть сон.//Кальдерон П. Пьесы. М., 1961.
Испанский театр. /Сост., вступ. ст. Н.Б.Томашевского. М., 1969.
Донн Д. Стихотворения. Л., 1973.
Мильтон Д. Потерянный рай. Стихотворения. Самсон-борец. М., 1976.
Дефо Д. Робинзон Крузо. М., 1974. (БВЛ).
Свифт Дж. Путешествия Гулливера.//Избранное. Л., 1987.
Филдинг Г. История Тома Джонса, Найдёныша. М., 1973. (БВЛ).
Стерн Л. Сентиментальное путешествие. М., 1968. (БВЛ).
Бёрнс Р. Весёлые нищие. Джон – Ячменное Зерно. Честная бедность. Субботний вечер поселянина.//Бёрнс Р. Избранное. М., 1984.
Вольтер Ф.-М. Кандид. Простодушный.//Вольтер. Философские повести. – М., 1978.
Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза. М., 1968. (БВЛ).
Бомарше П.-О. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро.//Драматические произведения. М., 1971. (БВЛ).
Гриммельсгаузен Г.-Я.-К. Симплициссимус. – Л., 1967.
Лессинг Г.-Э. Эмилия Галотти. Наган Мудрый.//Избранное. М., 1980.
Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь. Дон Карлос. Вильгельм Телль. Баллады.//Избранные произведения. М., 1954.
Гёте И.-В. Страдания молодого Вертера. Эгмонт. Фауст (ч. 1). (Люб. изд.).
Учебники и учебные пособия:
Жирмунская Н.А., Плавскин З.И., Разумовская М.В. и др. История зарубежной литературы XVII в. М., 1987.
Артамонов С.Д., Гражданская З.Т., Самарин Р.М. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. М., 1973.
Бахмутский В.Я., Божор Ю.И., Гуляев Н.А. и др. История зарубежной литературы XVIII в. М., 1967.
Апенко Е.М., Белобратов А.В., Васильева Т.Н. и др. История зарубежной литературы XVIII в. М., 1991.
Артамонов С.Д. Зарубежная литература XVII-XVIII вв. Хрестоматия. М., 1982.
Пуришев Б.И. и др. Хрестоматия по зарубежной литературе XVII в. В 2-х тт. М., 1988.
Мочульский С.С. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. В 2-х тт. М., 1953-1955.
Дополнительная литература:
Виппер Ю.Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII века. М ., 1967.
Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.
Бояджиев Г.Н. Мольер. М., 1967.
Самарин Р.М. Творчество Джона Мильтона. М., 1964.
Елистратова А.А. Английский роман Эпохи Просвещения. М., 1966.
Аникст А.А. Даниель Дефо. М., 1957.
Соколянский М.Г. Творчество Генри Филлинга. Киев, 1975.
Державин К.Н. Вольтер. М.-Л., 1946,
Барская Т.Э. Дени Дидро. Л.-М., 1962.
Неустроев В.П. Немецкая литература Эпохи Просвещения. М., 1958.
Шиллер Ф.П. Фридрих Шиллер. М., 1955.
Тураев С. Иоганн Вольфганг Гёте. М., 1957.
Вильмонт Н.Н. Гёте. М., 1959.
Фёдоров Ф.П. «Фауст» Гёте. Рига, 1976.
Аникст А.А. «Фауст» Гёте. Лит. коммент. М., 1979.
Аникст А.А. Творческий путь Гёте. М., 1986.
Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. М., 1983.