Для высших учебных заведений
Им. Н.А. Добролюбова
Кафедра философии и теории
социальной коммуникации
Н.Н. Васина
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
Учебное пособие
Для высших учебных заведений,
Курсов повышения квалификации
Нижний Новгород
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО НГЛУ
УДК 316.48(075.8)
ББК 60.550.35
В 652
Васина Н.Н.
Конфликтология: Учебное пособие для высших учебных заведений, курсов повышения квалификации.– Нижний Новгород: Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А.Добролюбова, 2008. - 90 с.
Учебное пособие по конфликтологии вводит читателя в сложный мир конфликтного взаимодействия людей, знакомит его с исторически сложившимися теоретическими и практическими установками в понимании природы конфликта, его роли и способов разрешения. В пособии раскрываются основные положения теории конфликта: его сущность, структура, функции, динамика и типология, рассматриваются стратегии эффективного разрешения конфликтов, разработанные в современной конфликтологии.
Пособие рассчитано на студентов, специализирующихся в сфере связей с общественностью, а также на тех, кто интересуется проблемой конфликта.
УДК 316.48(075.8)
ББК 60.550.35
Автор: Н.Н. Васина, канд. филос. наук, доцент кафедры философии и теории социальной коммуникации НГЛУ
Рецензент: О.Л. Краева, докт. филос. наук, профессор кафедры философии и теории социальной коммуникации НГЛУ
Ответственный за выпуск: Е.П. Савруцкая, докт. филос. наук, профессор, зав. кафедрой философии и теории социальной коммуникации НГЛУ
© ГОУ ВПО НГЛУ, 2008
Предисловие
Общественное развитие от истоков до настоящего времени пронизано многочисленными глубокими конфликтами: войны, распри, мятежи, революции - непременные его составляющие. Трудно найти хотя бы один относительно спокойный, лишенный разрушительных бурь и потрясений период во всемирной истории - период, когда не происходило бы никаких глобальных или локальных социальных столкновений. Каждый отдельный человек в течение своей жизни также оказывается участником разнообразных конфликтов; чем бы он ни занимался, в каком бы социальном пространстве ни пролегали его жизненные пути, ему не избежать противоборства с другими людьми. Конфликты «подстерегают» человека на каждом шагу; без преувеличения можно сказать, что они вездесущи и многолики. В сознании людей конфликты чаще всего ассоциируются с войнами, политическими и экономическими кризисами, социальными катаклизмами, трагедиями в личных судьбах, то есть с явлениями, которые несут угрозу существованию и счастью людей. Поэтому они относятся к конфликтам как к негативной разрушительной стороне их жизни, как к нарушению привычного хода событий, предпринимают действия, неадекватные той или иной наличной конфликтной ситуации, рассматривают силу как единственный эффективный способ предотвращения или разрешения конфликтов.
Исторически сложившаяся в теоретическом и обыденном сознании негативная установка на конфликты и апелляция к силовым методам их регулирования на рубеже XX-XXI веков становятся особенно опасными. Современное человечество накопило огромный арсенал ядерного, химического и биологического оружия, и любой военный конфликт с использованием средств из этого арсенала чреват исчезновением самого человека. Если прежние войны, даже наиболее разрушительные из них Первая и Вторая мировые, не приводили к уничтожению человечества, то современная война будет иметь гибельные для человеческого сообщества последствия, в ней не будет ни победителей, ни побежденных. По меткому замечанию российских конфликтологов, XXI век поставит человечество перед альтернативой: либо гибель, либо конфликтология.[1]
КОНФЛИКТОЛОГИЯ - это прикладная наука (и практическая сфера деятельности), возникшая во второй половине ХХ века на стыке социологии, психологии и психиатрии.
Исходные положения конфликтологии:
1. Признание конфликтов нормальным общественным явлением, необходимой стороной человеческого взаимодействия.
2. Обоснование положительных функций конфликтов, их позитив-ной роли в общественном развитии и в повседневных отношениях людей.
3. Особый акцент на проблеме разрешения конфликтов: главная задача конфликтологии - помочь людям разрешать конфликты, если они сами этого хотят, причем так, чтобы не было проигравших, т.е. чтобы в результате разрешения конкретного конфликта были удовлетворены, насколько это возможно, интересы всех его участников.
Конфликтологическое знание необходимо современному человеку прежде всего для преодоления неадекватного отношения к конфликтам, для формирования устойчивой тенденции искать ненасильственные пути регулирования всего многообразия конфликтов - от международных до межличностных. Кроме того, значительная близость теоретических принципов, положенных в основу некоторых социальных технологий, делает возможным их взаимовлияние и взаимопроникновение. Поэтому специалисты, работающие в различных сферах коммуникативной деятельности, должны освоить весь спектр поведенческих моделей, даже если они созданы в рамках иных профессиональных областей. Сказанное в полной мере относится и к связям с общественностью. Поскольку одним из направлений PR-деятельности является «предотвращение конфликтов и недоразумений» (Сэм Блэк), постольку специалисты по связям с общественностью должны владеть основными стратегиями регулирования и разрешения конфликтов, разработанными в конфликтологии.
Предлагаемое научно-методическое пособие подготовлено с целью обеспечить студентов очного и заочного отделений НГЛУ учебным материалом по конфликтологии.
После изучения изложенного в пособии материала и рекомендованной в нем литературы студенты должны:
1. Знать предысторию конфликтологии, уметь адекватно оценивать теоретические знания о конфликтах, полученные в социальных науках до возникновения конфликтологии.
2. Иметь общие представления о различиях в подходах к пониманию сущности и роли конфликтов, обозначившиеся в современных концепциях конфликта.
3. Разбираться в сущности конфликтов, уметь определять их при-чины, проблемное содержание, действующие силы, динамику и типологические особенности.
4. Владеть современными технологиями регулирования и разреше-ния конфликтов.
5. Видеть связь между конфликтологическими стратегиями и PR-технологиями в разрешении конфликтов и управлении кризисными ситуациями.
Глава первая
Глава вторая
Глава третья
Глава четвертая
Таблица 1
Ранг участников Социальное единство | Конфликт противников одного ранга | Конфликт противников, находящихся в отношении подчинения одного другому | Конфликт целого и части |
А роли | Пациенты и касса (в роли врача) | Профессиональная роль и роль в объединении. Семья родителей и собственная семья. | Роль солдата и обязанность выполнять приказ. Социальная личность и семейная роль |
Б Группы | Мальчики и девочки (в школьном классе) | Правление и член объединения | Старый коллектив и новичок (в отделе предприятия) |
С Секторы | Фирма А и фирма Б | Объединение предпринимателей и профсоюзы | Католическая церковь и "старокатолики" |
Д Общества | Протестанты и католики | Правящая партия и оппозиция | Государство и этническое меньшинство |
Е Международные отношения | Запад и Восток | Германия и Польша | ЕЭС и Франция |
Классификация конфликтов американского конфликтолога Р. Даля[50] отражена в таблице 2.
Таблица 2
Конфликты | Пары антагонистов | Уровень антагонизма | |
низкий | высокий | ||
Кумулятивные (усиливающиеся) | Постоянные биполярные (двусторонние) | Умеренная биполярность | Поляризация |
Мультиполярные (многосторонние) | Умеренная мультиполярность | Глубокая сегментация | |
Перекрещи-вающиеся | Меняющиеся | Умеренные перекрещивающиеся конфликты | Умеренная сегментация |
Разрабатывая свою типологию конфликтов, американский психолог М. Дойч исходит из необходимости соединить объективные основы конфликтов и восприятие конфликтной ситуации конфликтующими сторонами. В этой связи он рассматривает 6 типов конфликтов: подлинный конфликт, существующий объективно и воспринимаемый адекватно; случайный или условный, который легко может быть разрешен, хотя участники конфликта этого не осознают; смещенный конфликт, когда за «явным» конфликтом скрывается нечто совсем другое, когда воспринимаемые причины лишь косвенно связаны с объективными; неверно приписанный, сознательно или непреднамеренно приписывается не тем сторонам, поведение которых действительно стало причиной конфликта; латентный (скрытый) существует объективно, но по тем или иным причинам не осознается его участниками; ложный возникает только из-за ошибок восприятия конфликтующими сторонами друг друга.
А. Рапопорт, обобщая опыт, приобретенный им в Центре по урегулированию конфликтов при Мичиганском университете, где он работал в 60-е годы, пришел к выводу, что нельзя все конфликты подвести под единую схему, так как есть:
- конфликты типа «схваток», когда противоречия между участниками непримиримы и противоборствующие стороны рассчитывают только на победу;
- конфликты типа «дебатов», когда возможны споры, маневры, но тем не менее обе стороны могут стремиться к компромиссу;
- конфликты типа «игр», когда участники действуют в рамках одних и тех же правил и которые поэтому не завершаются и не могут завершиться разрушением всей структуры отношений.[51]
В зависимости от соотношения интересов сторон принято различать конфликты с нулевой суммой и конфликты с ненулевой суммой.
Конфликты с нулевой суммой – это конфликты, в которых интересы сторон полностью противоположны. В конфликтах такого типа выигрыш одной стороны равен проигрышу другой, и, следовательно, сумма выигрыша и проигрыша будет равна нулю.
В конфликтах с ненулевой суммой интересы сторон не являются полностью противоположными. В этом случае возможен выигрыш обеих сторон.
Выделяют также и конфликты с отрицательной суммой – это конфликты, в которых все их участники оказываются в проигрыше[52].
Конечно, все выделенные типологические различия относительны: конфликты различных типов взаимосвязаны и могут переходить друг в друга. Так, конфликт может начаться как ложный, но в процессе своего развития стать подлинным. Поэтому для определения вероятных сценариев развития конфликтов и для поиска эффективных способов их разрешения необходимо не только знание типологических особенностей конфликтов, но и возможностей их взаимовлияния.
Контрольные вопросы и задания
1. Назовите основные критерии создания типологий конфликтов.
2. Что является объектом конфликтов в культуре?
3. Согласно какой типологии выделяются этнонациональные конфликты?
4. Как согласно предложенным типологиям можно определить политические конфликты?
5. Конфликты в организациях и организационные конфликты – это типологически одни и те же конфликты или нет?
6. Какие критерии положены в основу классификаций Р. Дарендорфа и Р. Даля?
7. По какому признаку строится типология М. Дойча?
8. Какой конфликт в типологии М. Дойча называется смещенным?
9. Охарактеризуйте основные виды конфликта в типологии А.Рапопорта.
10. На основании какого критерия различаются конфликты с нулевой суммой и конфликты с ненулевой суммой?
11. Какой конфликт называется конфликтом с нулевой суммой, а какой – с ненулевой?
12. Определите конфликт с отрицательной суммой.
Глава пятая
Глава шестая
Типы конфликтных личностей
В любом конфликте в той или иной мере обнаруживается неадек-ватность восприятия и поведения людей. Но есть люди, которые в большей степени проявляют конфликтные реакции на действия других, они могут выступать источником конфликтных ситуаций, их поведение только ослож-няет коммуникацию в процессе конфликтного взаимодействия и обуслов-ливает возникновение дополнительных препятствий на пути его преодоления. Таких людей называют конфликтными, если их поведение отличается гру-бостью, агрессивностью, и трудными, если их поведение сопряжено с наличи-ем коммуникативных барьеров и служит источником конфликтных ситуаций.
Типологии конфликтных личностей многообразны. В большинстве учебников выделяются 5 типов конфликтных личностей, особенности которые могут быть представлены в следующей схеме:
Тип конфликтной личности | Поведенческие характеристики |
Демонстративный | Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты: он любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо. |
Ригидный | Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения в ситуации и обстоятельств. Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Почтение со стороны окружающих воспринимает как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям. |
Неуправляемый | Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало уроков. |
Сверхточный | Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе. |
Бесконфликт-ный | Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой вну-шаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюми-нутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.[65] |
Существуют и более детально разработанные типологии, в которых наряду с описанием конфликтных и «трудных» личностей представлены рекомендации по нейтрализации их конфликтных действий.
Тип личности | Способ поведения | Способ противодействия |
Грубиян-«танк» | Идет напролом, не обращает внимания на ваши слова или действия, он вас не видит и не слышит | Уклониться от встречи с ним. Если это невозможно, то следует: заранее установить пределы возможных действий в ответ на его давление, проявлять эмоциональную сдержан-ность во время и после окончания разговора, дать ему возможность выпустить пар, постараться привлечь внимание, говорить коротко и ясно, чтобы успеть донести до него необ-ходимую информацию, признать справедливость тех претензий, которые действительно таковы, постараться быстрее закончить разговор |
Грубиян-«крикун» | Немедленно повышает голос, если разозлен, испуган или расстроен | Не переходить на стиль его разговора, проявить внимание и сочувствие, хотя это и непросто |
«Граната» | Тип довольно мирного человека, который неожиданно может взорваться. Как правило, это результат его чувства беспомощ-ности и утраты контроля за ситуацией | Предоставить такому человеку возможность контроля и успокоить его |
«Привычный крикун» | Переходит на крик при первой же возможности из-за того, что просто не умеет решать проблемы. Совершенно безопасен | Не обращать внимания на его манеры и спокойно стремиться к достижению своей цели |
«Всезнайка» | Постоянно перебивает, принижает значимость сказанного вами и всячески выпячивает свое превосходство в компетентности и занятость | Считаться с его мнением (нередко он и вправду бывает компетентен), не спорить и не настаивать на про-должении встречи, если он утверж-дает, что ему некогда. Можно сказать что-то вроде: «Раз уж у вас нет времени…». Тем самым вы его обезоружите, и он, скорее всего, захочет продолжить разговор. Стоит применять «Вы-подход», спрашивать и учитывать его мнение, сделать его «наставником» |
«Пессимист» | Тоже может создать немалые трудности | Стоит внимательно отнестись к его критическим замечаниям, так как в них нередко есть рациональное зерно. Необходимо дать ему время подумать, согласиться с его опасениями и даже утрировать те трудности, которые он видит. Полезно опередить его в негативных высказываниях, найти полезное в его позиции |
«Пассивно-агрессивный» | Не возражает и не сопротивляется открыто, но старается достичь своих целей за счет других. То и дело в чем-то проявляется его враждебное отношение. Внешне часто демонстрирует готовность к сотрудничеству и даже предлагает свою помощь. Однако на деле все кончается невыполнением работы | Лучше не связываться, по возмож-ности, с такими людьми, или, по крайней мере, не рассчитывать на них при выполнении важных задач. Не принимать близко к сердцу их «проделки», не проявлять внешне гнев и разочарование – это как раз и есть тот выигрыш, которого они добиваются. Если же вы вынуждены иметь дело с таким человеком, то добейтесь, чтобы он точно записал, что от него ожидается. Необходимо сохранить копию его обязательств. Четко обрисуйте значимые для него последствия невыполнения обещан-ного. Очень важно держать себя в руках и не «программировать» его на невыполнение поручений. Если вы сталкиваетесь с пассивно-агрес-сивным типом, который практикует перешептывание за вашей спиной, то важнее всего «обнародовать» этот факт, сохраняя при этом хлад-нокровие. Он силен, только сидя «в кустах». Задайте ему напрямую, возможно, в присутствии других, вопросы о том, чем он недоволен, чего хочет. Скорее всего, он стушуется и растеряется |
«Сверхпокладистый» | Со всем соглашается. Настойчиво предлагает свою помощь, но почти ничего не выполняет, ссылаясь на перегру-женность или другие обстоятельства. Склонен обижаться в ответ на высказанное ему по этому поводу замечание, так как думает, что хотел помочь от чистого сердца. Чаще всего он хочет нравиться и не видит другого способа, кроме как быть полез-ным. Он панически боится отказывать, и, действительно, набирает такое количество обязательств, что при всем старании большую часть из них выполнить не может | Важно проверять его обещания на реальность, уточнять сроки, поощ-рять его искренность в высказы-вании сомнений по поводу возмож-ности реализации тех или других планов с учетом всех обстоя-тельств. Необходимо выразить ему симпатию, создать для него обстановку эмоционального приня-тия вне зависимости от того, что он делает. Это даст ему возможность взять передышку и не добиваться вашего расположения столь непро-дуктивным способом, какой он практикует |
Типы «трудных» в общении людей:
«Жалобщики» - всегда на что-нибудь сетуют. Сами же ничего не делают для решения проблемы, так как считают себя неспособными ни на что или не хотят брать ответственность.
«Молчуны» - спокойны, немногословны и невозмутимы. Трудно понять, чего они хотят и о чем думают в действительности.
«Всезнайки» - считают себя выше других. Их мнимое превосходство дополняется сознанием собственной важности, на самом деле они только играют роль.
«Нерешительные», или «стопоры», - лица, которые не могут принять то или иное решение, поскольку боятся ошибиться.
«Максималисты» - те, которые хотят чего-то прямо сейчас, хотя в этом нет особой необходимости.
«Невинные лгуны» - те, кто заметают следы серией обманов так, что невозможно понять, во что верить, а во что нет.
«Ложные альтруисты» - делают добро, но в глубине души сожалеют об этом.
Конфликтологи предлагают в общении с «трудными» людьми использовать следующие приемы:
- Установите контакт с партнером.
- Определите его типологическую принадлежность.
- Учитывайте возможность влияния собственных стереотипов.
- Сохраняйте спокойствие и нейтралитет, не поддавайтесь эмоциональному и мировоззренческому влиянию.
- Создайте условия, позволяющие другой стороне «выплеснуть» свои эмоции.
- Определите причины трудностей оппонента, систему его аргументов и осуществите их проверку на реалистичность.
- Держите ситуацию под контролем, развивайте контакты, постепенно расширяйте поле совместной деятельности.[66]
Описание основных типов акцентуации включает и степень выраженности такой черты характера как конфликтность, что также позволяет различать типы характера, отличающиеся большей или меньшей конфликтностью.
· Гипертимный тип. Отличается повышенным настроением, оптимистичен, чрезвычайно контактен, быстро переключается с одного дела на другое. Не доводит начатое дело до конца, недисциплинирован, склонен к аморальным поступкам, необязателен, самооценка завышена. Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов.
· Дистимный тип. Противоположен гипертимному типу. Отличается пессимистическим настроением, неконтактен, предпочитает одиночество, ведет замкнутый образ жизни, склонен к занижению самооценки. Редко вступает в конфликты с окружающими. Высоко ценит дружбу, справедливость.
· Циклоидный тип. Отличается довольно частыми периодическими сменами настроения. В период подъема настроения поведение гипертимно, а в период спада – дистимно. Самооценка неустойчива. Конфликтен, особенно в период подъема настроения. В конфликте непредсказуем.
· Возбудимый тип. Отличается низкой контактностью в общении. Занудлив, угрюм, склонен к хамству и брани. Неуживчив в коллективе, властен в семье. В эмоционально спокойном состоянии добросовестен, аккуратен. В состоянии эмоционального возбуждения вспыльчив, плохо контролирует свое поведение. Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен.
· Застревающий тип. Отличается умеренной общительностью, занудлив, склонен к нравоучениям, часто занимает позицию «родителя». Стремится к высоким показателям в любом деле, предъявляет повышенные требования к себе, чувствителен к социальной справедливости. Обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен, ревнив. Самооценка неадекватна. Конфлик-тен, обычно выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен.
· Педантичный тип. Отличается добросовестностью, аккуратностью, серьезностью в делах. В служебных отношениях бюрократ, формалист, легко уступает лидерство другим. В конфликты вступает редко. Однако его формализм может провоцировать конфликтные ситуации. В конфликте ведет себя пассивно.
· Тревожный тип. Отличается низкой контактностью, неуверен-ностью в себе, минорным настроением. Самооценка занижена. Вместе с тем для него характерны такие черты, как дружелюбие, самокритичность, исполнительность. Редко вступает в конфликты, играя в них пассивную роль, преобладающие стратегии в конфликте – уход и уступка.
· Эмотивный тип. Отличается стремлением к общению в узком кругу. Устанавливает хорошие контакты только с небольшим избранным кругом людей. Чрезмерно чувствителен. Слезлив. Вместе с тем для него характерны доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Редко вступает в конфликты. В конфликтах играет пассивную роль, склонен к уступкам.
· Демонстративный тип. Отличается легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и славы. Склонен к интригам. Обходителен, артистичен. Вместе с тем люди данного типа эгоистичны, лицемерны, хвастливы. Конфликтен. В конфликте активен.
· Экзальтированный тип (от лат. exaltatio – восторженное, возбужденное состояние, болезненная оживленность). Отличается высокой контактностью. Словоохотлив, влюбчив. Привязан и внимателен к друзьям и близким, подвержен сиюминутным настроениям.
Знание особенностей поведения конфликтных личностей требует разработки конкретных приемов их нейтрализации, что необходимо для успешного предотвращения, регулирования и разрешения конфликтов.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте основные стратегии конфликтного поведения, определите возможности и границы их использования.
2. Какой конфликтной стратегией воспользовалась мать, разлив молоко из бутылки, которую не могли «поделить» ее сын и дочь, в два стакана и поставив стакан молока перед каждым из детей?
3. Почему нельзя считать компромисс наиболее приемлемой стратегией поведения в конфликте?
4. Какая из стратегий конфликтного поведения ведет к окончательному разрешению конфликта и наиболее полному удовлетворению интересов участников конфликта?
5. Какая стратегия конфликтного поведения в большей степени отвечает целям и задачам PR-деятельности?
6. Какова основная особенность восприятия в ситуации конфликта?
7. В чем выражается эмоциональный аспект искажения восприятия в условиях конфликта?
8. Каковы проявления информационного аспекта искажения восприятия?
9. Опишите основные феномены восприятия в конфликтной ситуации.
10. Охарактеризуйте основные типы конфликтных личностей.
11. С помощью каких конкретных приемов можно наладить отношения с конфликтными личностями или нейтрализовать их действия?
12. Какие типы акцентуации характера отличаются особой конфликт-ностью?
Глава седьмая
Хозяева, а не жертвы.
Как вы подходите к задаче, которой хотелось бы избежать?
У вас есть два подхода: подчиниться или восстать. Если вы подчиняетесь, остается чувство обиды. Если вы восстаете, остается неприязнь, а иногда и обида. Обе эти стратегии отнимают у вас энергию и толкают на какую-то форму мести. Если мы склонны подчиняться, а потом искать возмездия, мы скатываемся до роли жертвы. Если мы восстанем и делаем по-своему, то принимаем роль тирана (хотя, быть может, очень завуалированную).
Если же, с другой стороны, мы сами избираем определенную ситуацию, то делаем это по своей, а не по чужой воле. Мы сохраняем автономию. Когда жизнь ставит перед нами задачу, мы решаем, принять ее или нет. Мы свободны, каким бы ни было наше решение.
Вместо: | Попробуйте: |
Мать разозлится, если я не пойду. | Я хочу сделать моей матери приятное, пойдя с нею. |
Я должна выгладить белье на всю семью. | Я выглажу белье, чтобы моя семья хорошо выглядела. Это - одна из возможностей доказать, что я их люблю. |
Сила и влияние личности подрываются «должниками» («я должен...»).
Сила и влияние расцветают, когда вы начинаете работать с уже имеющимися в вашей жизни возможностями.
Укрепляйте настоящее, «выбирая» новое отношение к прошлому.
Создавайте взаимоотношения на равных – «власть с», а не «власть над».
Применяйте принципы айкидо – «центрируйте» энергию и «идите в струю».
Цель - совместная власть. «Делай что хочешь с другим человеком, но никогда не выбрасывай его из своего сердца».[73]
В процессе переговоров с объективно более сильным противником, на сложный характер ведения которых указывают многие конфликтологи, могут оказаться эффективными следующие рекомендации (Д. Рубин):
- Апелляция к принципу (правовым нормам, принципам справедливости, равенства).
- Апелляция к длительным «историческим отношениям» с данной стороной.
- Апелляция к будущему отношений с оппонентом (выгодность сотрудничества в дальнейшем).
- Увязка разных вопросов в один «пакет». Участник переговоров может иметь более слабую позицию, чем его партнер, в одном вопросе и более сильную в другом. Увязка этих вопросов позволяет «сбалансировать» силу сторон.
- Коалиция с сочувствующими занимаемой позиции.
- Обращение к общественному мнению.
- Обращение за помощью к посреднику.
На партнерский подход к решению проблемы конфликта рассчитаны следующие тактические приемы, описанные в литературе:
- Прием «постепенного повышения сложности обсуждаемых вопросов». Лучше начинать обсуждение проблемы с более простых аспектов, по которым легче достичь согласия.
- «Вынесение спорных вопросов за скобки». Спорные, особенно острые вопросы исключаются из повестки дня переговорного процесса.
- Прием, в соответствии с которым один из участников предлагает принцип раздела, другой – выбирает. «Один из участников «делит» пирог, другой выбирает», обеспечивает относительно справедливое разделение объекта конфликта.
- Увеличение альтернативности переговорных решений – прием, рассчитанный на творческое отношение к конфликтам, на разработку большого числа возможных вариантов соглашения.[74]
Несмотря на то, что переговоры в конфликтологии рассматриваются как наиболее эффективный способ разрешения конфликтов в результате достижения взаимоприемлемого соглашения сторон, они тем не менее не всегда нацелены на разрешение именно этой задачи. Различия в целях участников переговоров могут быть положены в основу классификации последних. В этой связи выделяют:
- переговоры о продлении действующих соглашений;
- переговоры о нормализации, под которой понимается перевод конкретных отношений сторон в русло обсуждения и принятия конструктивных решений;
- переговоры о перераспределении, когда одна из сторон требует изменения прежних соглашений в свою пользу, часто прибегая при этом к угрозам;
- переговоры о создании новых условий, смысл которых в формировании новых отношений, в заключении новых соглашений;
- переговоры по достижению побочных эффектов: в переговорах такого рода решаются второстепенные вопросы (демонстрация миролюбия, уяснение позиций, отвлечение внимания и т.п.).[75]
Переговорный процесс может быть успешным и привести к желаемым результатам при соблюдении ряда условий.
Во-первых, должно быть прекращено силовое противоборство сторон, должна быть остановлена их открытая конфронтация.
Во-вторых, как уже подчеркивалось, необходимо отказаться от негативных эмоциональных реакций на действия друг друга.
В-третьих, каждый участник конфликта должен изменить отношение к своему оппоненту, видеть в нем не врага, не противника, а партнера.
В-четвертых, конфликтующие стороны должны учитывать статусы друг друга с тем, чтобы определить возможные пределы взаимных уступок и стараться в процессе размена уступками исходить из возможностей, обусловленных их общественным положением.
В-пятых, они должны установить правила «игры» - правила и нормы поведения, соблюдение которых обеспечит их взаимодействие в ходе переговоров.
В-шестых, участники конфликта должны направить свои усилия на поиск оптимальной стратегии решения проблемы конфликта и показывать свою заинтересованность в переговорах по этому поводу.
На характер протекания переговоров и их эффективность оказывают влияние объективные и субъективные факторы. К числу объективных факторов относятся:
Фактор времени. Известно, что успеха, как правило, добивается тот участник переговоров, который располагает временем и умением ждать. В условиях временного цейтнота чаще всего принимаются непродуманные и ошибочные решения. Замечено также: сокращение времени вдвое от необходимого для достижения согласия способствует повышению вероятности выбора альтернативы, отличающейся большей агрессивностью.
Фактор времени выражается и в требовании своевременности переговоров, так как на ранней стадии развития конфликта имеется больше возможностей для его регулирования и разрешения.
Фактор кумулятивности: конфликт не должен обрастать новыми проблемами и новыми участниками, в обратном случае разрешить его будет достаточно сложно.
Фактор институциональности - это разработанность процедурных моментов переговорного процесса, их правовая обеспеченность, наличие в обществе институтов посредничества и арбитража.
Фактор исторического опыта - это существующие в общественном и индивидуальном опыте примеры удачного или неудачного (негативный опыт - тоже опыт) разрешения аналогичных конфликтов.
Фактор культуры проявляется в двух аспектах:
во-первых, чем выше уровень культуры участников конфликта, тем меньше в их поведении агрессивности и склонности к насильственным действиям;
во-вторых, конфликты значительно легче регулировать, если противоборствующие стороны обладают общей системой ценностей.
Фактор равновесия сил: если между участниками конфликта нет зависимости по работе и их социальные статусы приблизительно равны, то они будут стремиться к конструктивному решению проблемы конфликта.[76]
Исследования переговорной практики позволили конфликтологам выявить совокупность субъективных (психологических) факторов, существенно повышающих шансы на успех переговоров.
1. Важную роль в процессе переговоров играет личностный фактор. Однако значение личностных особенностей участников переговоров понимается неоднозначно:
«- чем яснее определение ролей в ситуации переговоров, тем меньше влияние личностных факторов на их ход;
- чем более неопределенны намерения оппонента, тем большее влияние оказывают личностные факторы на переговоры;
- в сложной ситуации наибольшее значение имеют те ее параметры, которые воздействуют на процессы восприятия участников переговоров или легко поддаются объяснению;
- чем выше уровень переговоров и чем самостоятельнее участники при принятии решения, т<