Философия по Сократу - учение о том, как следует жить.
Сократ выступает против натурфилософии, эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познавательное значение органов чувств.
Главная задача познания – познать самого себя (самопознание) Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей. Таким образом, знание есть понятие о предмете, и достигается посредством определения понятия. Должна существовать единая общая и высшая цель, которой подчиняются все частные цели и которые есть безусловное высшее благо.
В этике Сократа отождествляется добродетель со знанием. Нет человека, который зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание.
Познать самого себя – найти общие для всех людей нравственные качества.
Главной задачей философии он полагал рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения.
Считал излишним и принципиально невозможным изучении природы и объяснение природных явлении. Согласно Сократу, мир является творением божества "великого и всемогущего, вездесущего и обо всем пекущегося", а основой, сущностью мира - "духовный принцип" как в логическом, так и в историческом смысле слова. Говоря современными терминами, основной вопрос философии Сократ решает идеалистически.
Сократ подчеркивал значение совести, "внутреннего голоса", который он называл даймониономи который был гарантией постижения подлинной истины. Даймонион, согласно Сократу, имел божественное происхождение. Именно посредством этого "даймониона" боги выделяют человека и сообщают смысл всему мирозданию. Сократ обращал основное внимание на познание сути добродетели.Так, для Сократа мораль сливается со знанием.
Основными добродетелями Сократ считает сдержанность (как укрощать страсти), мужество (как преодолеть опасность) и справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы). Эти добродетели человек приобретает путем познания и самопознания.
Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискуссиях. В них же сформировался философский метод Сократа. Его целью было достичь истину обнаружением противоречий в утверждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов выяснялись слабые места в знаниях противника. В этом и состоит так называемая сократовская ирония.
Целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы они нашли "сами себя". Поэтому с иронией (сомнением) тесно связана маевтика(повивальное искусство). Главной целью метода Сократа было обнаружить нравственную основу отдельных случаев человеческого поведения. Достижению этой цели служила специфическая индукция. Она должна была на основе выявления общих черт различных случаев человеческого поведения достичь того общего, которое можно было бы считать общей (нравственной) основой человеческого поведения вообще. Весь процесс заканчивался дефиницией. Целью дефиниции была понятийная фиксация общего, полученного при помощи индукции. Дефиницию, по Сократу, следует подвергнуть новой иронии, а если общее еще содержало противоречия, сформировать таким же путем (через маевтику и индукцию) новую дефиницию. Дефиниция в Сократовом понимании служит понятийным упорядочением достигнутого знания, установлением его видов и родов и их взаимных отношений.
Тенденция постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому (более надежному) знанию становится источником развития понятийной (субъективной) диалектики. Именно поэтому метод Сократа был воспринят и разработан последовательнейшим идеалистическим философом античности Платоном и высоко оценен виднейшим представителем идеалистической диалектической философии Нового времени Гегелем.
Если прежде принципы постулировались, то Сократ критически обсуждал различные подходы. По словам Аристотеля, Сократ впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения, обсуждая такие понятия как благо, мудрость. Эта стало вкладом в формирование логики. Он совершил переворот в развитии философии, поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения (Я знаю, что я ничего не знаю) к рождению истины посредством самопознания (Познай самого себя). Рассматривая феномен души, он исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.
В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма: добродетель проистекает из знания. Человек, знающий, что такое добро, не станет творить зло. Политические взгляды базировались на убеждении, что власть в государстве должна принадлежать лучшим, т.е. опытным, честным, справедливым. «Худшее – это большинство!»
Философия Платона
Платон стал первым греч философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей приз в качестве первичного по отношению к миру вещей.
Существует сверхчувственный мир, который представляет собой идеальную целостность и постиг только умом. Этот мир есть идеи в себе или для себя, которые находятся поверх физического космоса. Мир идей вечен, то есть непорожден и неизменен, т.е. неразложим.
Материальное создается Творцом, Мастером (Демиургом) наподобие того, как человек делает конкретную вещь. Этим Демиургом является разум, творческий ум, который и формирует материальный мир как гармоническую систему. Он создает мир по образцам идей, идея – чистая форма Прекрасного в себе, гармонический и совершенный мир. Материальный мир создается из хаоса, бесформенное движение, которое противопоставлено идеям и самому Демиургу. Космос представляется в виде шара, в центре которого наша планета, а вокруг нее другие планеты и звезды, приводим в движение их душами. Бессмертной душой сотворен и человек, у него она соединена со смертным телом, душа – основа разумности человека, дает ему возможность познавать окружающий мир.
Теория познания: человек имеет врожденные идеи, припоминая которые, он открывает для себя мир. Прежде чем познать вещь во всех ее проявлениях, следует знать смысл вещи, нужно умом созерцать идеи. Стимулом к знанию является любовь (к красивому телу, к душе, к знанию). Знание не может быть ощущением, должно быть знание со смыслом.
Теория познания связана с учением о душе. Платон говорит, что знание возможно не для всякого: оно невозможно для всеведущего Бога и для невежды, непонимающего, что он не знает ничего. Знание возможно для того, кто между ними, для философа. Знание – это не ощущение, его нельзя получить эмпирическим путём, оно ограничено от чувственного опыта. Истинное знание уже содержится в нас. В познании необходима интуиция (например, интуиция прекрасного). В земной жизни душа проходит через испытания, и если она их вынесла, то возвращается в мир Абсолюта, если же оскверняется – следует в мир материи.
Познание – процесс созерцания разумом высших сущностей, делится на 2 этапа. Сначала познание осуществляется чистой душой, ибо до рождения тела она это видела. Вселившись в тело, душа сохраняется, но не осознает свои знания, в процессе развит душа вспоминает знания, которые видела раньше. Основным средством воспоминания является метод диалектики - беседа.
Человек – единство души и тела, в основе которого лежит душа, тело – тюрьма для души, от которой душа может погибнуть, нужно очищать душу путем рацион познания.
3 типа души – разум, страсть, вожделение, соответственно, 3 типа людей в государстве – мудрецы; стражники; крестьяне, торговцы.
Так как чувственные вещи преходящие, то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя (область непрекращающегося движения, возникновения и изменения). Материя принимает на себя идеи и превращение их во множество чувственных вещей, разделенных пространством. Область идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея блага.
Идея блага является не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология - учение о целесообразности). Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зависят от условий пространства и времени. Мир чувственных вещей - мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены условиями пространства и времени.
Знание есть припоминание.Идеи познаются путем интуиции, независимой от чувственного восприятия, чувственные вещи отражаются лишь во мнениях, которые не дают подлинного знания. Человеческая душа независима от тела и бессмертна.
Душа состоит из 3 частей: разумной, которая создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, которые создаются низшими богами.
Государство основано на разделении труда между разрядами свободных граждан. Платон Перенял у Сократа идею о том, что задача философии – действительное делание блага. Миру идей противостоит мир небытия, материи. Материя – это начало и условие пространственной разделённости, множественности вещей чувственного мира. Чувственный мир есть нечто среднее между бытием и небытием, он порождение этих двух миров.
Космос – цельность единичностей, он живет, дышит, пульсирует. Он полон божественного смысла, являющего собой царство идей (эйдосов), вечных и нетленных. Мир по природе двойственен: видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. До Платона греческая мысль не знала понятие «идеальное». Он же приписал идеям отдельное от чувственного мира, самостоятельное бытие. А это явл-ся удвоения бытия, что составляет суть объективного идеализма.
Философия Аристотеля
Учение Аристотеля - объективный идеализм.
Оно сложилось в результате критики учения Платона об идеях. Эта теория (об идеях) несостоятельна по ряду причин:
1. Идеи Платона суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию.
2. Так как Платон отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать существованию вещей. И хотя Платон утверждает, будто вещи причастны к идеям, эта их причастность просто метафора. Учение Платона не может объяснить отношение идей к вещам еще и потому, что Платон отрицает способность идей быть непосредственно сущностями вещей.
3. Утверждая, будто идеи относятся к другим идеям, как общее к частному Платон впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и несущность, так как сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более общей идее, которая и будет ее сущностью.
4. Платоновское учение о сущности идей независимых по отношению к вещам чувств мира приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и так как по Платону, для всего сходного должна существовать идея, то кроме идеи, например человек и кроме соответствующих ей вещей, должна существовать идея того сходного, что существует между ними. Далее для этой новой идеи человека и для находящейся под нею первой идеи и ее вещей должна существовать еще одна - третья - идея...
5. Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувственного мира, Платон лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и движения.
По Аристотелю каждая единичная вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Форма есть действительность того возможностью чего является материя. Например, если кирпич, является формой глины, рассматриваемой как материю, то формой этой материи будет дом. Предельной формой является перводвигатель или Бог.
Идеализм. Исходная точка - существование независимой от субъекта объективной действительности. Ощущения человека являются отражениями, копиями предметов внешнего мира. Таким образом источником познания является чувственный опыт, а ощущение предполагает независимый от сознания предмет восприятия.
Логика по Аристотелю - наука о доказательстве, а также о формах мышления, необходимых для познания.
Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник движения - Бог (перводвигатель).
Одним из важнейших принципов является учение о целесообразном в природе. Этот принцип распространяется на все бытие и даже на Бога. Эта целесообразность является внутренней и бессознательной целесообразности природы.
Аристотель перенял у Платона идею о том, что подлинное знание содержится в понятиях, так как это знание логическое. Но, по Аристотелю, оно находится не только в сверхчувственном мире, но и в мире чувственном. Таким образом, Аристотель признаёт необходимость явлений чувственного мира для знания → реализм.
Аристотель эмпирик, он сначала исследует частные явления, а затем переходит к общему. Аристотелю принадлежит теория о научном доказательстве:
В основе всех наук лежит начало, которое познаётся непосредственно разумом, без участия эмпирических чувств – это аксиома. С Аристотеля начинается разработка формальной логики. Познание направлено на постижение сущности вещей, но, по Аристотелю, общее познаётся из частного.
Источник знания – в способности разума усматривать всеобщее.
Всякое развитие – переход от возможности к реализации.
Материя – пассивное начало, материал для формы, бытие как потенция (возможность бытия).
Форма – это сумма свойств, отличающих один предмет от другого. Сущность и вещь, также как материя и форма, не существуют в отрыве друг от друга (как у Платона). Форма является конечной целью, к которой стремится всё существующее.
Душа человека дает смысл и направленность жизни. Душа есть причина и начало живого тела, ведь душа – причина как источника движения, как сущность одушевленного тела. Тело – материя органического вещества. Как форма господствует над материей, так и душа над телом, разум над чувствами.
Теория познаниястроится с позиции эмпиризма, суть вещей познается с помощью ощущений.
Под диалектикойАристотель понимал средство разрешения противоречий, с которыми сталкивается знание на уровне единичного. Сущность не может быть противоречивой, поэтому на уровне сущностной диалектика исчезает. Диалектика – низший уровень логики, она связана с движением от знания единичного к знанию общего. Формами истинно научного знания явл-ся понятия, постигающие сущность вещи. Сформулировал логические законы: з-н тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждения); з-н противоречия (не противоречь сам себе) и з-н исключенного третьего (А или не-А истинно, третьего не дано).
Этика.Добродетель – то, что служит интересам об-ва, что укрепляет социальный порядок.