Диалектика как теория и методология познания. Принципы, категории и законы диалектики
В древнегр общ-ве под диалектикой понимали ведение учен беседы, иск-во спора, в ходе кот путем разлстолкн-нийрожд-ся истина. Так понимдиал-ку элеаты, софисты, Сократ и др. Так понимали ее и в Среднев. В этом значдиал-капредст собой теорию аргумент-ции, в словарях объясн-ся как иск-во аргум-ции, наука логики. В др. значдиал-ка – учение о связи и развит, о противореч и ед-вепротивоп-тей. Оно также имеет свои корни в античности. Это учение Гераклита о текучести. Это был стихийно диалект взгляд на мир, ее принято назывстихийндиал-кой (первистор форма). Наиб круп вклад внесли представ нем класс ф-фии, прежде всего Гегель. Г. Разрабдиал-ку как универс теорию и всеобщий метод познания. Противлпост диалект метафиз. В его сист весь матер и духов мир представл в виде процесса – в беспрерывдвиж, изменен, развит в рез-те борьбы противоп-тей. В основе этого процесса положено духов начало – абсолют идея. Т.о. это была идеалист диал-ка (вторая истор ф). В марксист ф-фии диалект Гегеля получ материалист инетерпр. Она основывалась на признан диалект объект мира, отраж кот явл субъект диалект – диалект-кое мышление (3 истор ф).
Диалектика – это и теория, и метод. Как теория, концеп она обосновдинамичконцеп мира, представляя его как процесс, где все явлен нах-ся во взаимосвязи и взаимообусл-ти, измен и развит. Как метод она ориентир чел-ка в его познаватдеят-ти, в кот использ диалект принципы.
Основными (исходн) принципами явл-ся:
1) принц всеобщей связи: связь, возник в рез-те воздейств предм др на др и вызывающ взаимн изменен назыв-ся взаимодействием. Общ-во и природа, теория и практика, субъект и объект познан не просто взаимосв, они взаимод-т, это вызыв изменен кажд из сторон. Любое измен есть не что иное, как движение.
2) принцип развития: главнвним диалект концеп удел развитию, кот поним-ся как необратимое, направл-е, качествен изменение сист-мы.
3) принцип противореч: противореч - источсамодвиж, противоречие движет миром (Гегель); закон единства и борьбы противопзаним центр место в материалист диалектике.
Выступая в методолог ф-ции,диал-ка формулир ряд принципов, кот рассм-ся как принципы диалект логики:
1) принцип всесторонности: если предм нах-свя в разнообобраз связях с др, то и рассма его надо с разных сторон, во всех его связях и отношениях.
2) принцип историзма: нельзя понять объект, не принимая во внимания его изменения, истор подход помогает выявить закономерности и сделать прогнозы.
3) принцип противоречия: познание раздваив объект на противоп стороны (внутр и внеш, кач-во и кол-во, единич и общее), устан связь м/д ними, т.о. движ от явлен к сущн самого объекта раскрыв противореч в сущн, являющисточ его саморазвития.
Главные законы:
1) превращение количест-в в качество
2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращени их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство иборьб противоположностей) диалектичпротиречие есть взаимод-е противоп, взаимоискл сторон и тенденций предметов и явлений, кот наход во внутр единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития.
3) развитие путем проти-воречия, или отрицание отрицания. спиральная форма развития Осуществление диалектич синтеза. Осущ преемственность во внутр форме, в структуре, к-рая имелась до второго отрицания.
Категории.
_Единичное - характеризует отдельный предмет, явление, процесс отличающийся по своим пространственным, временным и другим св-вам от иных, том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов
_Общее - объективн существующее сх-во характеристик единичных предме-тов, их однотипность в нек-ры отношениях, принадлеж-ность к одной и той же группе явлений или единой систем связей
_Сущность_ - внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчива сторона того или иного предмета, явления, процесса, определ. его природу совокупность черт и др. хар-ки.
_Явление_ - внешние, наблюдаемые, обычно боле подвижные, из-менчивыехар-ки того или иногопредмета.
_Содержание_совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основно тип, ха-рактер того или иного предмета, явления, процесса.
_Форма_ - принциупорядоченности,способ существования того или иного содержания Причина-следствие (simple).
_Качество_ - целостная, инте-гральнаяхар-к предмета (единство его св-в) в систе-ме его связей и отношений с другим предметами.
_Кол-во_ - хар-ка явлений, предметов, процессов по степени развити или интенсивности присущих им св-в, выражаемая в величинах и числах.
_Мера_диалектич. единство кач-ва и кол-ва или такой интервал кол-ных измерений, пределах к-рого сохраняется качественная определенность предмета.
_Скачок_переходколиче-ственных измерений в качественные или переходизодног качественного состояния в другое (в рез-те превышения меры).
Категори системного исследова-ния:
_система_ - упорядоченное мн-вовзаимосвя-занны эл-тов, обладающее структурой и организацией;
_эл-т_ - неразложимый дале компонент сложных предметов, явлений, процессов;
_структура_ - отно-сительн устойчивый способ (закон) связи эл-тов того или иного сложного целого
12. Наука как знание, деятельность, социальный институт. Роль и значение науки в культуре.
Вообще наука – это вся сфера человеч деят-сти, ф-цией кот явл выработка и теоретич систематизация объективн знаний о действ-ти, строго упоряд система знаний о действ-ти. Признаки науки: объективность, рац-ть, нацеленность на воспр-е законом-стей объекта, системность знаний, проверяемость.
Формы научного познания:
1) Парадигма - теория (или модель постановки проблем) применяется в качестве образца решения исследуемой задачи
2) Проблема - преграда, трудность объективно возникающий в ходе познания вопрос, решение которого представляет существенный практический или теоретический интерес
3) Гипотеза - допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно
4) Теория - в широком смысле - комплекс взглядов, идей, представлений, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений; в более узком и специальном смысле - высшая форма организации научного знания.
Наука является основной формой человеческого познания. Говоря о современной науке в её взаимодействиями с различными сферами жизни человека и общества, можно выделить три группы выполняемых её социальных функций:
1) культурно-мировоззренческие,
2) наука как непосредственная производительная сила,
3) как социальная сила (используется при решении различных проблем, возникающих в ходе общественного развития), связанной с тем, что научные знания и методы ныне всё шире используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе общественного развития
В современную эпоху наука выступает также в качестве социальной силы.
Для научного знания характерно наличие 2 уровней: эмпирический и теоретический.
Для эмпирического знания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое знание - это сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков.
Теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Наблюдение и эксперимент - важнейшие методы исследования в научном знании. Эмпирический и теоретический уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически, эмпирическое предшествовало теоретическому. В процессе научного познания применяется мысленный эксперимент, когда ученый в уме оперирует образами и понятиями, мысленно создает нужные условия.
Теория - это высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, и. т. д. Теория - развивающаяся система верных, проверенных практикой научных знаний. Сердцевину научной теории составляют входящие в нее законы. Многообразию форм современного теоретического знания соответствует и многообразие типов теорий, а также многообразие их классификаций.
Научное знание, как и другие виды, необходимо для того, чтобы направлять и регулировать практику. Но сущ-ют особенности, отличающие науку от других форм познавательной деятельности:
_ В науке, в отличие от искусства, особенности жизнедеятельности личности, создающей знания, ее оценочные суждения не входят непосредственно в состав порождаемого знания, т.е. наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности
_Воздействие на науку социокультурных факторов (при изменении типа культуры при переходе от одной формации к другой меняются стандарты изложения научного знания, стили мышления и т.д..
_Научное познание в целом обусловлено не только непосредственными запросами сегодняшней практики, но и потребностью об-ва в прогнозировании будущих способов и форм практического освоения мира.
Как и всякая деятельностьть, научное познание регулируется идеалами и нормами, которые выражают ценностные и целевые установки науки. Это:
· доказательность и обоснование знания
· объяснение и описание
· построение и организация знания
Современную науку можно определить как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении, включающую в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, или средства, или результата научных исследований. Эти результаты могут выступать как одна из форм общественного сознания.