Русская философия ХIХ–ХХ веков

Философская мысль в России начинает зарождаться в XI в. под влия­нием процесса христианизации.

Оригинальные поиски русской философской мысли продолжались на протяжении ХVI–ХVIII вв. Эти поиски проходили в атмосфере противоборст­ва двух тенденций. Первая – акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобытность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вторая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже других стран Евро­пы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь. Наи­более четко теоретическое и общественно-политическое оформление эти две тенденции получили в 40–60-х гг. XIX в. Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую – западники. Идеологию западников представляли В. Г. Белинский, И. Г. Чернышевский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев и др.

Оригинальным русским философско-идеологическим течением является славянофильство – А. С. Хомяков (1804–1860), И. В. Киреевский (1806–1856), К. С. Аксаков (1817–1860), Ю. Ф. Самарин (1819–1876).

Славянофилы верили, что по мере распространения «общинного принципа» в российском обществе будет все более укрепляться «дух соборности». Ведущим принципом социальных отношений станет «самоотречение каждого в пользу всех». Благодаря этому в единый поток сольются религиозные и со­циальные устремления людей.

В середине XIX в. в России сформировалось материалистическое течение в философии, представленное А. И. Герценом, Н. П. Огаревым, В. Г. Белинским, Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым, М. А. Антоновичем и др. В социально-политическом плане эти мыслители принадле­жали к революционной демократии. Многие из них прославились как публи­цисты и литературные критики.

Некоторые революционные демократы и, прежде всего, Герцен и Черны­шевский создали труды, вошедшие в историю философской мысли.

Русская философия ХIХ–ХХ веков - student2.ru Соловьев В. С.(1853–1900) — крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. В. С. Соловьев попытался соз­дать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино за­просы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззре­ния, по замыслам Соловьева, должно стать христианство. Он попытался вклю­чить в христианское мировоззрение новейшие достижения естествознания, создать синтез науки и религии.

Центральная идея философии Соловьева – идея всеединства. Всеединство – это, прежде всего, единство творца и творения.

В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, представляющего собой взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философ­ского) и мистического (созерцательно-религиозного), что является основанием для выводов о необходимости единства науки, философии и религии.

Интеллектуализму В. С. Соловьева (разум на службе веры) в русской религиозной философии противостояла антиинтеллектуалистическая тенденция, которая наиболее последовательно выражена у Л. Шестова(1886–1938), для которого вера – высшая сторона бытия человека. С идеей о существовании особой, внелогиче­ской способности постижения человеческого бытия солидаризируется видный православный философ С. Н. Булгаков (1871–1944).

Русская философия характеризовалась рядом основных черт.

1. Судьба России, ее сущность и будущеебыли основным вопросом русской философской мысли. Так как вся история, судьба России осмысливалась в философских категориях (случайность – необходимость, божественная предо­пределенность и свободная воля), русская философия как бы возвращается к византийской традиции.

2. Этический характер и направленность. Вслед за античными философами русские философы полагают, что истинное назначение человека – де­лать человека лучше, показать пути к счастью, оберегать от пороков и греха и реализовать христианство.

3. Культурологическая направленность. В основном акцент делается на исследование гуманитарных вопросов, в меньшей степени уделяется внимание естественным наукам и вообще проблемам научного познания мира. Выдающийся лидер этого антисциентистского направления – Вл. Соловьев1.

4. Народ – одна из главных категорий. Она вырастает до космических масштабов. В русской философии, как и в литературе, никогда не было презрения к народу; она одухотворена сочувствием к народу, состраданием.

Русская философия составляет важнейший элемент национального самосознания россиян. Как любое крупное явление, она самобытна и занимает почетное место в мировой культуре.

Контрольные вопросы

1. Как объясняют первоначало мира Гераклит и Демокрит, что общего в их концепциях, а что различается?

2. Каким образом в Средние века решался вопрос о соотношении веры и знания?

3. Как решает философия Возрождения проблему соотношения конечного и бесконечного?

4. От каких «идолов» предостерегает Ф. Бэкон исследователя?

Логические задачи по теме

1. К какой эпохе в развитии философии может быть отнесено следующее высказывание: «Философия как союзница веры не делает веру более сильной, но делает бессильными атаки противников истины, а крепостной бастион веры неприступным». (Реали Д., Антисерии Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. М., 1997. Т.2. С. 135.)

2. Западники или славянофилы оценивали как прогрессивные реформы Петра I?

Библиографический список

Августин Аврелий. Исповедь / Аврелий Августин. – СПб.: АСТ, 2003.

Антология мировой философии. – М.: Мысль, 1969. – Т.1. – Ч.2.

Аристотель. Категории / Аристотель // Соч.: в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1978. – С. 51–90.

Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. — М.: Высш. шк., 2001.

Беркли, Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом / Дж. Беркли // Мир философии: в 2 ч. – М.: Политиздат, 1991. – Ч. 1. – С. 628–632.

Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма / О. Ф. Больнов; под ред. Ю. А. Сандулова. – СПб.: Лань, 1999.

Бэкон, Ф. О достоинстве и приумножении наук / Бэкон Ф. // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1971. – Т. 1.

Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук. Соч.: в 3 т. – М.: Мысль, 1974. – Т. 1.

Горфункель, А. Х. Философия эпохи Возрождения. / А. Х. Горфункель. – М.: Высш. шк., 1980.

Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия. / А. В. Гулыга. – М.: Рольф, 2001.

Гуссерль, Э. Философия как строгая наука / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука. – Новочеркасск: САГУНА, 1994. – С. 127–175.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречения великих философов / Лаэртский Диоген. – М.: Мысль, 1979.

Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии / А. Л. Доброхотов. – М.: Изд-во МГУ, 1986.

Зотов, А. Ф. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века / А. Ф. Зотов, Ю. К. Мельвиль. – М.: Высш. школа, 1988.

Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука / И. Кант // Соч.: в 8 т. – М.: Чоро, 1994. – Т. 4.

Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант // Соч.: в 8 т. – М.: Чоро, 1994. – Т. 3.

Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – М.: Республика, 1993.

Маркс, К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

Николай Кузанский. Об ученом незнании / Николай Кузанский // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1979. – Т. 1.

Очерки истории западного протестантизма / РАН. ИВИ. – М., 1995.

Платон. Соч.: в 4 т. / Платон. – М.: Мысль, 1990–1995 (диалоги: «Федон», «Федр», «Теэтет», «Государство», «Тимей»).

Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1: Античность / Д. Реале, Д. Антисери / пер. с ит. С. А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.

Соколов, В. В. Европейская философия XV–XVII веков / В. В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1984.

Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М.: Высш. шк., 1979.

Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. – М.: Политиздат, 1989.

Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Просвещение, 1989.

Фрейд, З. Лекции по введению в психоанализ / З. Фрейд. – СПб.: Азбука, 2003.

Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии / А. Н. Чанышев. – М.: Мысль, 1981.

Шашкевич, П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени / П. Д. Шашкевич. – М.: Мысль, 1976.

Шеллинг, Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма / Ф. В. Й. Шеллинг // Соч.: в 2 т. – М.: Мысль, 1987. – Т. 1.

Юм, Д. Исследование о человеческом разумении / Д. Юм. – М.: Прогресс, 1995.

Тема 3

Наши рекомендации