Предмет философии: история и современность
Уже древние мыслители пытались найти ответы на вопросы, волнующие и современных людей:
- Что есть мир? Что в основе его?
- Что есть человек? Каково его предназначение?
- Может ли человек познать окружающий его мир?
- Если человек способен познать действительность, то как протекает этот процесс познания?
- Что есть общество, и как оно взаимодействует с природой?
- Как взаимодействуют человек и общество? и др.
Уже сама постановка этих вопросов показывает специфику философского подхода к изучению и природы, и общества, и человека.
Философа, главным образом, интересуют не какие-то конкретные процессы и явления природы, а она сама, в своей целостности и многогранности; не конкретный человек, а человек вообще; не какое-то конкретное общество с уровнем его культурного и цивилизационного развития, а общество как самость, как исторически возникший и функционирующий феномен.
Подобно религии, философия, как это уже было подчеркнуто, вырастает из мифологии. В мифе налицо первые попытки систематизации зачаточных форм эмпирических (почерпнутых из опыта) знаний, гениальных догадок наших далеких предков, которые, проверенные практикой многих поколений, пополняли багаж знаний, а также домыслов, человеческих фантазий о причинах непонятных явлений и их влиянии на природу и судьбы людей.
Лежавший в основе мировоззрения людей доклассового общества, разделенных на базе родоплеменных отношений, миф (древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев) носил, как правило, региональный характер: у разных племен или их союзов имелись свои мифы, которые выполняли и мировоззренческую, и регулятивную, и коммуникативную (связь поколений), и воспитательную функции. Но главной, пожалуй, была функция связи с потусторонними силами, от которых, по мнению наших далеких предков, зависела их судьба. Именно этим силам и посвящались ритуальные танцы, песнопения и жертвоприношения. Цель при этом преследовалась одна — вызвать у этих сил снисхождение к себе, позволив успешно заниматься любимым и жизненно необходимым делом: охотой, рыболовством, а затем и земледелием.
Именно из мифа со временем и вырастают две новые формы мировоззрения: философское и религиозное, а еще позднее — научное. При этом если первая базируется, главным образом, на знании, то вторая — на домыслах. Конечно, философы и до наших дней нередко допускают существование каких-либо надприродных сил, например объективный идеализм. Но и сторонники религиозного мировоззрения используют научные знания для «доказательства» истинности религиозных догматов.
В отличие от религии, философия ориентирована на познание природы, общества и человека в их развитии и взаимосвязи, а не на зависимость от потусторонних сил и слепое следование их воле. При этом человек, общество и природа рассматриваются в самых предельных основаниях.
Поэтому в качестве мировоззрения философия выступает как особая форма сознания общества и человека, являясь не столько общей теорией развития, сколько системой знаний, формирующей целостное и ценностное представление о мире и месте человека в нем. Вырабатывая идеальные модели развития общества и человека, пути их формирования, философия раскрывает смысл человеческого бытия, намечает наиболее эффективные ценностные критерии политического, правового, этического, эстетического, научного, религиозного или атеистического отношения человека к миру.
В отличие от религии, претендующей на владение окончательными, т. е. абсолютными, истинами, философское знание обосновывает принци- пиальную незавершенность человеческого познания и полученного в ходе него знания, рассматривая мир, общество и человека как открытые саморазвивающиеся системы.
Если наука, научное познание стремятся к выяснению сущности каких-то специфических фрагментов действительности, включая и самого человека, то философия ориентирует человека на познание действительности и самопознание через преодоление сомнения и догм. Философ не признает вечных истин. Он стремится разрушить те из них, которые претендуют на всеобщность и всезначимость. Философ — ищущий субъект. Его никогда не устраивает достигнутое. Он всегда в пути, всегда в поиске. Это роднит его с подлинными естествоиспытателями. Но философ не ставит перед собой задачу открыть тот или иной закон, лежащий в основе конкретного явления действительности. Это — задача ученого. Философа интересуют самые общие законы, вскрывающие причины, ход и тенденции развития всех природных, общественных и мыслительных процессов. Поэтому-то и нельзя сводить философию к науке, хотя с последней ее роднит то, что в философии, как и в науке, есть свои законы, понятия и категории. Но в то же время философии сродни и метафорические определения, что роднит ее с искусством.
Более того, многие естествоиспытатели просто не видели иного пути постижения научных истин, кроме как через философское осмысление изучаемых фрагментов действительности1.
Так, С. И. Вавилов, А. Эйнштейн, И. П. Павлов и многие другие неоднократно подчеркивали, что без философии нельзя глубоко проникнуть в суть научных проблем и разрешить эти проблемы.
С. И. Вавилов, например, отмечал, что «...даже поверхностный разбор конкретной научной работы всегда открывает тот философский (сознательный или незаметно для автора существующий) фон, на основе которого работа осуществлена и сделаны выводы. Самое важное при этом то, что философские предпосылки далеко не безразличны для выводов и для направления дальнейшей работы: они могут служить и тормозом и стимулом развития науки»2.
Кроме того, надо учитывать, что большинство наших предубеждений по поводу неприменимости философского знания для решения каких-то конкретных задач основано на обыденном сознании, тогда как философия относится к одной из форм теоретического сознания. Когда человек не способен подняться до уровня теоретического обобщения своих эмпирических (почерпнутых из опыта) знаний, он пытается подчинять действительность своим опытам, своей практике. Так, если не только я сам, но и все люди, живущие на Земле, видят «восход» и «заход» Солнца, то им нет нужды в теоретическом обосновании данного явления, — того, что именно Земля, а не Солнце, «виновна» в восходе и заходе Светила, ибо, вращаясь вокруг своей оси, открывает те или иные участки воздействию солнечных лучей. И аналогично происходит в любом вопросе: то, что устраивает обывателя в его житейском объяснении любых проблем природного или общественного развития, не устраивает философа. Но и это происходит далеко не всегда. Было время, когда и философы считали своей задачей описать, а не объяснить те или иные процессы и явления мира. Не случайно, наверное, они и прибегали к натурфилософии (рассуждения о природе – о натуре), а чуть более поздние – к метафизике (мета та физис – то, что после природы).
В современном понимании, наверное, не случайно основным вопросом философии, делающим ее учебной дисциплиной, считаются именно предельные основания противоречивого в своей сущности взаимоотношения человека и мира, представленного в виде объективной, субъективной и трансцендентной реальностей, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в процессе исторического развития.
Но такое понимание сути философии было характерным далеко не для всех философов. Мы не будем детально рассматривать их идеи, ибо этому посвящены две последующие темы нашего курса. Остановимся лишь на понимании предмета философского освоения мира Ф. Энгельсом, памятуя о том, что это понимание базируется на изучении всей истории философской мысли до второй половины XIX в.
Ф. Энгельс считал философию наукой, изучающей наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Не случайно, наверное, и его формулировка великого, основного вопроса философии означает решение проблемы соотношения материи и сознания, бытия и мышления. Дело в том, что в истории философской мысли далеко не все философы однозначно разрешали для себя эту проблему. Те из них, кто считал материю, бытие первичными в этой проблеме, составили различные школы материализма. Те же, кто рассматривал идею, сознание, мышление в качестве первоосновы всего сущего, составили различные школы идеализма. Не малую роль в истории философии играл и вопрос о том, может ли человеческое сознание дать нам адекватное знание об объективной (т. е. не зависящей от него) реальности. Значительная часть философов отвечала на этот вопрос положительно, хотя некоторые из них и ставили преграды на пути человеческого познания. Другие — отрицали эту возможность.
Первые составили отряд философов-гностиков (гнозис — с др.- греч. – знание), а вторые — агностиков (здесь частица «а» означает — «не»), т. е. они отрицали саму возможность познания человеком объективной реальности.
Но современная философия пошла дальше разделения мира на объективную и субъективную реальности. В нем есть нечто, что несводимо к этим двум видам реальности — трансцендентная реальность, выступающая одной из основ для нахождения творческого решения волнующих человека проблем. Философ не может не учитывать наличие такой реальности, поэтому должен изучать ее влияние на поступки и поведение людей.
Возникшая во второй половине XX в. электронно-вычислительная техника, и особенно — компьютеры, позволила «погружать» человека и в виртуальную реальность, переносить в несуществующий в действительности мир. Философ не может обойти вниманием проблемы взаимосвязи человека и этого мира.
Итак, не отбрасывая понимание предмета философии марксизмом, мы не можем считать его абсолютно полным, а значит, и абсолютно истинным. В понимании предмета философии надо идти дальше. И, наверное, правы те философы, которые рассматривают философию как рационально-теоретическую форму мировоззрения, которая, выступая рефлексией предельных оснований всех видов человеческо-исторической практики, подытоживает, синтезирует ее достижения, формирует миропонимание, обозначает, обосновывает векторы индивидуального творчества, задает мироотношение.
При этом теоретическую сторону философии составляет осмысление всех видов реальности, открывающихся человеку, в ходе их духовного и практического освоения, в результате чего складывается философская картина мира. Практический же аспект философии — это использование философской картины мира (гипотез его существования, принципов и путей познания, понимания места человека в мире, его принципов, смыслов и ценностей жизни, целей развития и деятельности и т. д.) для определения настроенности эмоционально-волевой структуры человека на заданные виды созидания.
При этом надо учитывать, что философия – открытая система. Здесь нет и не должно быть истин последней инстанции. Все философские понятия – итог длительных философских размышлений, а не исходный их пункт. Они не очевидны в начале философского познания мира и человека. То же относится и к философским предпосылкам, которые не очевидны и не могут быть обоснованы методами конкретных наук. Они становятся ясными только после ознакомления со всей спецификой мышления того или иного философа, что возможно лишь при глубоком изучении истории философской мысли.