Произведения наджм уд-дина кубра

Братство, которое действовало и после Наджм уд-Дина Кубра, было очень важным в истории суфизма. Таким образом, произведения шейх Наджм уд-Дина и его преемников и последователей оставили важный след в истории суфийской литературы. Наджм уд-Дин Кубра оставил после себя многочисленные трактаты на персидском и арабском языках. Некоторые из них следующие:

1. «Адаб ус-суфиййа» ("Поведение суфиев") - «Эстелахат-е суфийе» ("Суфийские термины"). Эта книга на-персидском языке, состоит из 7 глав: о правилах ношения хирки, о том как сидеть, как вставать, о приеме пищи, о приглашении, о сема' и т. п.

2. «Усул ул-ашара» ("Десять принципов"). Эта книга на арабском языке и поясняет 10 макамов (стоянок) и понятий ирфана.

3. «Ресалат ул-хаэф ул-хаэм ан лоумат ил-лаэм» ("Важнейший трактат о порицании упреков"). Эта книга также на арабском языке о 10-и условиях солук (странствия).

4. «Шарх-е хадис-е «Кунта каизаи махфийан» ("Комментарий хадиса" "Кунта канзан махфипан").

5. «Фаваих ул-джамал ва фаватих ул-джалал» ("Прекрасные ароматы и великолепные откровения"). Эта книга на персидском языке является самым важным произведением Наджм уд-Дина Кубра и поясняет многие стороны его жизни и мыслей.

6. «Исламийе». Поэтическое произведение об ирфане, написанное Наджм уд-Дином Кубра.

У шейха Наджм уд-Дина Кубра имеются четверостишия, которые встречаются в разбросанном виде в различных книгах, посвященных жизни ученых. Некоторые его четверостишия встречаются среди четверостиший Хаййама, а некоторые принадлежат Наджм уд-Дину Рази. Его четверостишия изданы в Ташкенте.[51]

БРАТСТВО КУБРАВИЙЕ

Некоторые авторы писали: «Кубревийе или кубравийе - хорасанская ветвь, отделившаяся от джунайдийе, основанная шейхом Наджм уд-Дином Кубра (убит в 1221 г.) и ее ветви: хамаданипе, нурбахшийе, нурийе, рукнийе».[52]

Как видно из произведений самого Надждм уд-Дина Кубра, братство кубравийе, склонное к суфизму, который действует в западных исламских странах, основывается на методе Мухйи уд-Дин Араби. В книге «Фаваих ул-джамал» приведены такие образцы этого сходства, как воображение людей, мистика, появление божественных образов, тайны букв. Таким образом, нам кажется, что Наджм уд-Дин эти мысли привез с собой из Египта и западных исламских стран и преобразовал восточный суфизм.[53]

Таким образом, многочисленные путешествия Наджм уд-Дина Кубра, в особенности, в такие мусульманские страны, как Египет, и его женитьба на дочери шейх Рузбихана Казеруни в Египте, его проживание там недолгое время подготовили почву для его знакомства с суфизмом западных мусульманских стран. Он смог обогатить новыми размышлениями ирфан и суфизм Востока. Конечно, все эти тенденции были в рамках ислама, и можно откровенно сказать, что мысли Наджм уд-Дина Кубра взяты из наставлений самого великодушного Посланника (да благословит Аллах его и род его!). Пример его внимания к словам самого великодушного Посланника (да благословит Аллах его и род его!) приводим ниже:

«Шейх ариф Наджм уд-Дин Кубра сказал: «Бедность бывает трех видов: нужда /потребность/ в боге без нужды другому, нужда в боге с другим и нужда другому без бога. Посланник (да благословит Аллах его и род его!), указывая на первую, сказал: «Бедность - моя гордость», и когда он сказал: «Очень скоро бедность кончиться богохульством» имел в виду вторую, и о третьей сказал: «Бедность - причина позора этого и загробного мира».[54]

КОНЧИНА ШЕЙХНАДЖМ УД-ДИНА КУБРА

Датой кончины шейха Наджм уд-Дина Кубра считают 618 г. хиджры камари, соответственно 1220-21г. О его смерти существуют различные предания, ниже приводим самое распространенное из них: «Чингиз-хан слышал о шейх Наджм уд-Дине и послал человека к нему, чтобы он передал: «Я буду убивать в Хорезме. Такой великий человек, как вы, должен уйти оттуда и перейти к нам». Шейх (да помилует его бог) ответил: «70 лет в Хорезме живу с этими людьми, с горькими и сладкими. Сейчас, когда приближается горе, если убегу, буду далек от великодушия».[55]

Его могила находится в современном Ургенче на севере Туркменистана, она является местом паломничества народа.

МОУЛАНА ДЖАЛАЛ УД-ДИН

Имя Моуланы, по сообщению многочисленных авторов тазкире - Мухаммед, а почетное прозвище (лакаб) - Джалал уд-Дин. Все историки упоминают его под этим именем и прозвищем.

Моулана родился в городе Балхе 6 раби ул-аввала 604/ 26 сентября 1207 года. В связи с тем, что он долгое время жил в городе Конье и там же похоронен, прославился как Руми и «Моулана Руми» (''Наш покровитель из Рума"). Однако он всю жизнь считал себя хорасанцем и любил своих земляков, постоянно вспоминал о них.

По утверждению некоторых авторов, его родство со стороны отца восходит к Абу Бакр Сиддик, и это подтверждает высказывание Моуланы о своем духовном сыне Хисам уд-Дин Челеби: «Правильно сказал Ибн ус-Сиддик (да помилует его Аллах!) о них, что он выходец из Рума, а относится к уважаемому шейху, который сказал: «Вечером /ты был/ курдом, а утром стал говорить по-арабски». Потому что «Сиддик» у верующих ислама обозначает прозвище Абу Бакр.

Отец Моуланы был проповедником, читающим хутбу (хатибом), и прославился как Баха уд-Дин Велед, и ему дали прозвище «султан ул-улама» ("султан ученых"), а его отец Хусейн ибн Ахмед Хатиби, по преданию Афлаки, был ученым и мыслителем своего времени, и Рази уд-Дин Нишапури учился у него.

Как известно мать Баха уд-Дина была из семейства хорезм-шахов. Однако неизвестно, к какой династии она относится. Ахмед Афлаки и Амин Ахмед Рази считают ее дочерью Ала уд-Дин Мохаммед Хорезм-шаха, брата отца Джалал уд-Дина Хорезм-шаха, а Джами - дочерью Ала уд-Дин Мухаммед ибн Хорезм-шаха. Но следует отметить, что все эти высказывания вызывают сомнение, так как Ала уд-Дин Мухаммед Хорезм-шах является отцом Джалал уд-Дина, а не братом отца, и у султана Текеша не было другого сына с таким именем и прозвищем, кроме Ала уд-Дина Мухаммеда, известного падишаха, умершего в 617/1220-21 году, а также среди детей Ил Арслана ибн Атсыза не было никого с именем Ала уд-Дин Мохаммед. Безусловно, Баха Веледу было 85 лет, когда он 628/1230-31 году умер. Таким образом, дата его рождениясовпадает с 543/1148-49 годом, а в это время еще не родился Ала уд-дин Мухаммед Хорезм-шах, и даже его отец Текеш Хорезм-шах также еще не появился на свет.

Баха уд-Дин Велед был одним из великих суфиев, и, как пишет Афлаки, преемственность получения им хирки доходила до Ахмеда Газали. Он прославился как набожный, живущий своим трудом человек.

По словам Ахмеда Афлаки и по единому мнению авторов тазкире, Баха Велед в результате обиды, нанесенной Хорезм-шахом, был вынужден оставить Балх. Говорят, Хорезм-шах больше всего боялся того, что Баха Велед выступал против философов и ученых и называл их еретиками. Это не понравилось главе ученых того периода и учителю Хорезм-шаха Фахр Рази, поэтому он натравил Хорезм-шаха против Баха Веледа и постарался испортить отношения между ними. Баха Велед был вынужден оставить родные края и поклялся, что, пока Мухаммед Хорезм-шах будет сидеть на троне не вернется в этот город.

Он со своей семьей отправился в Багдад, чтобы оттуда отправится в паломничество. Когда он приехал в Нишапур, встретился с шейхом Фарид уд-Дин Аттаром. Как пишет Доулат-шах Самарканди, он сам пришел на встречу с Моулана Баха уд-дином. В то время Джалал уд-Дин был еще ребенком. Шейх Аттар подарил свою книгу «Асрар-наме» маленькому Джалал уд-Дину и сказал: «Пройдет немного времени, как твой сын зажжет пламя в душах, жаждущих истины».

Другие авторы также приводили этот рассказ и отмечали, что Моулана постоянно держал при себе «Асрар-наме». Шейх Фарид уд-Дин Аттар был одним из воспитанников шейха Наджм уд-Дин Кубра и Маджд уд-Дин Багдади. Как было упомянуто выше, Баха Велед также имел связь с этим дервишеским орденом и считался одним из великих суфиев тариката кубравийе. И то, что Фарид уд-Дин Аттар пошел к нему на встречу, если иметь в виду единство и сплоченность дервишеского ордена, ближе к истине. Так как до 618/1221-22 года Аттар, несомненно, был жив, и с исторической точки зрения такая встреча не исключается.

Когда умер Баха Велед, двадцатичетырехлетний Моулана по завещанию отца или по просьбе султана Ала уд-Дина, согласно преданию, приведенному в «Велед-наме», по просьбе мюридов (последователей) был избран на место отца и приступил к проповеди. Он выносил решения, основанные на шариате (фатва), и в течение года, когда работал толкователем шариата (муфтий), был далек от тариката. Однако после того, как Бурхан уд-Дин Мухаггак Термизи стал его духовным наставником и Джалал уд-Дин проходил у него ступени достижения истины, он получил от него разрешение напутствовать людей. Днем он преподавал в медресе, обучал жаждущих знаний и дискуссий, которые собирались вокруг него. Таким образом, он занимался вынесением решений и преподаванием в медресе. Но суфийские идеи поразили его сердце, и та бесподобная жемчужина запачкалась различными вопросами, и то спокойное море стало бушующим, пламя страсти сожгло его бытие, и тот влюбленный, ищущий доказательства, стал искать со всей душой возлюбленную, а дальше оно вынудило его забыть преподавание и встать на путь ищущих истины.

Когда «наш господин» (Моулана) ходил на дискуссии Бу-л-Маали, народ считал его себе подобным и слушал его речь.

Однако солнце любви и истины так освещало его чистую душу и так засветило ее, что ослепли глаза от сияния, а слепые противники, которые недопонимали его, стали отрицать все. Поэтому Моулана изменил свой тарикат и путь, а народ изменил свое отношение к нему. То сияющее солнце утопило в свете и сиянии эту драгоценную жемчужину и скрыло с глаз возлюбленных, и тот сильный ураган вызвал бушующие волнения в тихом океане, бросил его корабль мыслей в круговорот событий. Неоткрытой тайной и новой главой жизни Моуланы были его отношения с Шамс уд-Дин Тебризи.

Шамс уд-Дин Мухаммед ибн Али ибн Мухаммед был из жителей Тебриза, и семья также была оттуда. Доулат-шах Самарканди считает его сыном Хаванд Джалал уд-Дин Хасана, известного как Hoy-мусульман из великих потомков Омида, который правил в Аламоуте в 607/1210-11 - 618/1221-22 гг., и пишет: «Джалал уд-Дин «отправил шейх Шамс уд-Дина усовершенствоваться по литературе и другим наукам в Тебриз, и он некоторое время учился там». Однако такое утверждение ошибочно, так как, с одной стороны, этот факт не упоминается в других, более ранних источниках, а с другой стороны, у Джалал уд-Дин Хасана Ноумусульман, согласно тексту Ата Малик Джувсйни, не было другого сына, кроме Ала уд-Дин Мухаммеда (618/1221-22 - 653/1254-55 гг.). По некоторым сведениям, Шамсу было 60 лет, когда он приехал в Коньс, т.е. в 642/1245 году. Таким образом, можно заключить, что Шамс родился в 582/1185-86 году. Некоторые утверждают, что Шамс уд-Дин Тебризи был последователем и воспитанником Рукн уд-Дина Саджаси, и шейх Оухад уд-Дин Кермани также считал его своим пиром. Это сведение с исторической точки зрения ближе к истине, и возможно, вышеупомянутый Оухад уд-Дин и Шамс уд-Дин оба встречались с Рукн уд-Дином. Однако противоречия в тарикате между ними в определенной степени уменьшают достоверность этого факта, не упомянутого в других более ранних источниках.

До того времени, как Шамс уд-Дин появился на горизонте Конье и в собрании /маджлис/ Моуланы, он ходил по городам, встречался со знатными людьми, иногда занимался обучением и другой работой. «И когда ему давали деньги за работу, он собирал /их/ и не торопился тратить, говорил: «Пока соберу. У меня есть долг, я должен отдать, а то неожиданно потрачу, и они исчезнут». Он в течение четырнадцати месяцев жил в Алеппо в келье медресе и вел аскетический образ жизни. Постоянно надевал одежды из черной кошмы, и пиры тарикатов называли его «Камел Тебризи» ("'Совершенный /человек/ из Тебриза").

Шамс уд-Дин приехал в Конье в субботу утром 26 джумади-л-ахер 642/8 декабря 1245 года. По материалам, приведенным в книге «Велед-наме» Султан Веледа, сына Моуланы, любовь Моуланы к Шамсу подобна поиску Мусы Хизра, который, несмотря на то, что был посланником и «Калим ул-лах» ("Собеседником Аллаха"), просил народ прислушиваться к Аллаху.

Моулана также, несмотря на совершенство и знаменитость, просил, чтобы Шамс весь день находился рядом и стал его последователем, положил голову под его ноги, и Моулана сразу растворялся в его сиянии.

То, что считается наивысшей степенью в науке,

Будет достойно /только/ шейхов!

В конце своей жизни Моулана, корифей поэтического слова, заболел лихорадкой. Врачи не смогли вылечить его. Он скончался в воскресенье 5 джумади-л-ахер 672/ 17 декабря 1273 года.

Когда солнце собирается заходить, желтеет, и то солнце знания убрало свое сияние из тела, и он перенесся из этого мира в потусторонний мир.

ХАФИЗ

Шамс уд-Дин Мухаммед Хафиз, которого прозвали «Лисан ул-гэйб» ("Язык сокровенного") родился в начале XIV века, т.е. около 726/1325-26 года в Ширазе (в Иране). Отца его звали Баха уд-Дин, он якобы во время правления сулгуридских атабеков в Фарсе переехал из Исфахана в Шираз, а мать его была из Казеруна.

Хафиз получил образование в Ширазе, участвовал в собраниях великих ученых и мыслителей, особенно на собраниях Кавам уд-Дин Абдаллаха (ум. в 772/1370-71 г.) и достиг высокого уровня.

По свидетельству Мухаммеда Гуландама, современника Хафиза и продолжателя занятий Кавам уд-Дина Абдаллаха, поэт «начал комментировать «Кашшаф» и «Мисбах», изучать «Матале», «Мифmax», а также закономерности литературы и диванов на арабском языке».

По-видимому, здесь имеются в виду комментарий Замахшари (ум. в 538/1143-44 г.) под названием «Кашшаф», книга Мутарзи (ум. в 610/1213-14 г.) по синтаксису «Мисбах», книга Байзави по философии «Тавале ул-анвар мин матале ил-анзар» или комментарий Кутб уд-Дина Рази по логике «Матале» и книга Саккаки (ум. в 626/1228-29 г.) по литературе «Мифтахул-улум».

Хафиз долго изучал священный Коран и выучил наизусть, поэтому выбрал для себя тахаллус «Хафиз» ("Знающий Коран наизусть"). Некоторые стихотворения Хафиза подтверждают эту мысль. Он пишет:

Не видел более приятного /ничего/, чем твои стихи, Хафиз!

Клянусь Кораном, который имеешь в груди!

Поэт смешивал мистические мысли и философские учения со стихами Корана, как он говорил:

Из знающих Коран наизусть никто, как, я, не собрал

Философские рассказы с книгой Коран!

Молодость Хафиза совпадает с тем временем, когда правление потомков салгуридских атабеков Фарса пало и Фарсом стали управлять монгольские ставленники. Махмуд-шах Инджу был назначен правителем Фарса, затем он был покорен амиром Пир Хусейн из семейства чупанийан.

В 742/1341-42 году Шах шейх Джамал уд-Дин Абу Исхак Инджу сын Махмуд-шаха, выгнал из Шираза Пир Хусейна и Малик Ашраф Чупани и стал правителем Фарса и управлял этой областью до 754/1353-54 года. Абу Исхак был справедливым человеком и занимался благоустройством Шираза.

Он любил литературу и поэтому уважал и оказывал почести Хафизу. Абу Исхак - первый правитель, который смог привлечь к себе внимание Хафиза, и неоднократно называл его такими словами, как «красота ислама, щит науки и чести».

Хафиз в отличие от Саади много не путешествовал: однажды он доехал до порта Хормоз (в Иране), а в другой раз поехал в Иезд.

Он всю жизнь провел в Ширазе, радуясь красоте города и восхищаясь цветами и берегами Рукнабада. Он пишет:

Не разрешают мне путешествовать,

Ветер, дующий со стороны Мусалла и воды Рукнабада!

Для Хафиза потеря дорогого сына была большим ударом, и сердце его стало опечаленным:

О сердце! Видело, как то умное дитя,

Что видело под этим цветным небосводом!

Вместо серебряной доски для письма рядом

Судьба положила над головой каменную плиту.

Хафиз - мастер сочинения газелей. Он довел мистические газели до высокой степени художественности и поэтичности и, тем не менее, сохранил простоту языка стихотворений. Вместе с тем его газелям свойствен глубокий смысл, лиризм, лаконичность. К тому же в каждом бейте стихотворения Хафиза отражена жизнерадостность и искренность.

Чувствуется, что газели Хафиза выходят из глубин сердца, и каждая газель отражает душевное состояние поэта.

Поэтому поэт резко критикует и отрицает любую поверхностность (захир парасти), рвет сеть хитростей и интриг, отрицает приукрашивание различных религиозных толков, порицает лицемерных суфиев, шейхов, захидов.

Ходжа Хафиз умер в 791/1389-90 году в Ширазе. Его захоронили там же, где он любил гулять и отдыхать - на Мусалле. В настоящее время мавзолей поэта находится там же - в Ширазе (Иран).

ДЖАМИ

Абд ур-Рахман Джами, величайший поэт XV века, считается великим арифом и известным ученым. У него были прозвища Hyp уд-Дин или Имад уд-Дин. И еще он прославился как Дашти, по той причине, что был выходцем из квартала Дашт Исфахана (в Иране). Однако поэт некоторое время жил в Джаме и, возможно, что он родился в Джаме, и поэтому получил тахаллус (литературное прозвище) Джами. Некоторые авторы тазкире пишут, что его предки во времена хорезм-шахов переселились из Исфахана в Хорасан и поселились в селении Джам.

Джами родился в ночь на 23 шаабана 817/ 3 ноября 1414 года. Через некоторое время он с отцом уехал в Герат и приступил к учебе. Затем поехал в Самарканд и жил там. Через некоторое время вернулся в Герат и был удостоен почестей султана Хусейна Байкара, имел тесные отношения с амиром Али-Шир Навои и до конца своей жизни прожил в почете, и славе.

Джами после изучения известных наук своего времени и достижения совершенства приступил к духовному совершенствованию и стал последователем дервишеского ордена накшбандийе.

Джами в ирфане был приверженцем «единства бытия» ("вахдат-е воджуд") и как мыслитель он стоит на одном уровне с другими поэтами, так как он прославился не только как великий поэт, но и был известен как знаменитый мудрец и шейх, познавший явные и скрытые науки своего времени. Арифы и суфии считали его совершенным арифом, а ученые - крупным ученым.

Джами написал свои произведения на персидском и арабском языках, в прозе и поэзии. В их числе «Шарх-е кафийе» (''Комментарий к «Кафийе") Ибн Хаджиба по синтаксису, известный среди ученых как «Шарх-е Джами»; «Нафахат ул-унс» ("Ароматные веяния"); «Бахаристан» ("Весенний сад"); «Хафт оуранг» ("Семь престолов") Джами состоит из семи маснави. «Силсилат уз-захаб» ("Золотая цепь"), «Саламан ва Абсал», «Тухфат ул-ахрар» ("Подарок праведных"), «Субхат ул-абрар» ("Четки праведников"), «Йусуф ва Зулейха», «Лейли ва Маджнун», «Хирад-наме-е Искандари» ("Книга мудрости Искандера"). Воистину Джами после Низами показал себя мастером в сочинении маснави, и мастерство его в сочинении маснави выше, чем у Хосроу Дихлави, который, подражая Низами, сочинил «Хамса» ("Пятерицу").

В произведениях Джами основными темами являются темы морали и мистицизма.

«Диван» газелей и касыд Джами издан в Индии. Джами умер в Герате в пятницу 18 мухаррама 898/ 5 ноября 1492 года.

Среди исследователей творчества Джами существует два разных противоположных мнения. Одна группа ученых считает его великим персоязычным поэтом, несомненным ученым, а другая группа уверена в том, что Джами является поверхностным поэтом, и многие его стихотворения взяты у других поэтов.

В действительности обе группы ошибаются и не соблюдают меру в критике. Про Джами нельзя сказать, что он стоит выше, чем прежние поэты, и ниже, чем последующие поэты. Его необходимо признать мастером в сочинении газелей и маснави, некоторые его стихотворения пронизаны особыми чувствами, которые отражают его внутреннее состояние.

КОММЕНТАРИИ

Али - Али ибн Абу Талиб, праведный халиф (656-661гг.), ближайший последователь Мухаммеда (да благословит Аллах его и род его!), его двоюродный брат и зять. Был убит в 661г. своими противниками. Является первым шиитским имамом. Мусульманская традиция считает его идеалом храбрости и мужества.

Амир - титул светского властелина, феодала.

Ариф - мудрец; ведающий; познавший; мистик.

Атабек - титул местных правителей Фарса в XII-XIV вв.

Барбат - название музыкального инструмента.

Бейт - основная единица стиха в восточной поэзии, двустишие, состоящее из двух мисра, связанных единой законченной мыслью.

Бек - титул наместника правителя небольшого племени или области.

Вафир - (крупный, изобильный) - стихотворный метр аруза.

Визирь - министр, сановник, ближайший советник правителя.

Газель - лирическое стихотворение, имеющее, как правило, семь или более двустиший с системой рифмовки: аа ба ва и т. д.

Дервиш - странствующий суфий, убивший в себе страсть (нафс); бедняк, скитающийся горемыка.

Дехкан - (дихкан)- представитель родовой знати, землевладелец; позже - крестьянин.

Джафар Садик - (около 700-765гг.) Шестой имамитский имам, эпоним джафаритского (имамитского) правого толка. Родился, жил и умер в Медине.

Джейхун - арабское название реки Амударьи.

Джубба - широкая верхняя одежда.

Диван - название полного собрания лирических стихотворений поэта; канцелярия при дворах правителей.

Динар - золотая монета.

Дирхем - мелкая серебряная монета.

Захид- отшельник.

Зиндан - темница, тюрьма. Обычно зиндан имел форму глубокой ямы.

Зороастризм - дуалистическая религия древнего Ирана, основанная Заратуштрой (Зардоштом) ок. VIII в. до н. э., основные ее принципы изложены в Авесте.

Имам - букв.: стоящий впереди; священнослужитель, под руководством которого совершается богослужение в мечети; видный богослов или религиозно-политический глава мусульман; настоятель большой мечети; верховный глава общины.

Ирфан - знание; познание; мистика.

Исмаилизм - одно из течений шиизма, возникшее в VIII в. в Арабском Халифате. Название происходит от имени Исмаила, старшего сына шиитского имама Джафара.

Кааба - священный храм в Мекке (город на Аравийском полуострове), религиозный центр ислама, место паломничества мусульман; иносказательно - святилище.

Казий - религиозный судья в мусульманской общине, принимавший решения по всем вопросам: религиозным, семейным, уголовным (частично).

Калам - схоластическая теология в мусульманской философии.

Карматы - последователи одной из сект исмаилизма.

Касыда - монорифмическое стихотворение панегирического или дидактического содержания; ода, посвященная обычно какому-либо лицу или знаменательному событию. Наиболее крупная из малых поэтических форм с системой рифмовки: аа, ба ва и т. д.

Кафир - неверный, не уверовавший, иноверец.

Коран - букв.: чтение. Священная книга мусульман, ниспосланная Мухаммеду (да благословит его Аллах и приветствует!) через посредство архангела Джебраила (Гавриила). Коран состоит из 114 сур (глав), данных Пророку в качестве откровения Аллахом. Каждая сура в свою очередь состоит из аятов (стихов).

Коусар - название легендарного источника в раю.

Кыбла - направление в сторону Мекки, куда совершающий молитву мусульманин обращает свое лицо.

Кубравийе - суфийское братство, основанное в начале XIII в. в Хорезме Наджм уд-Дином Кубра (1145-1221 гг.).

Кунйа - прозвание по имени сына.

Кыта - букв.: фрагмент. Стихотворная форма лирического жанра с системой рифмовки: аб, вб, гб и т. д.

Лакаб - почетное прозвище.

Маджлис - букв.: собрание. Пиршество царя и вельмож.

Медресе - высшее учебное заведение на средневековом Востоке. Отдельные духовные учебные заведения под названием медресе существуют и поныне в некоторых странах востока.

Мактаб - (мектеб) - начальная школа в мусульманских странах.

Марсийе - стихотворное произведение в форме касыды, траурная элегия.

Маснави - стихотворная строфа, а также крупное произведение, состоящее из двустиший с определенной рифмовкой: аа, бб, вв и т. д. или аб, вб, гб и т. д.

Мекка - священный город у мусульман в Аравии, где находится Кааба, куда совершают паломничество.

Мехне - Мейхене, Маане, селение в современном Туркменистане.

Минбар - возвышенное место в мечети, род кафедры, с которой произносятся проповеди.

Мисра - стихотворная строфа, половина бейта.

Михраб - ниша в мечети, ориентированная в сторону Мекки. Во время молитвы все молящиеся обращаются лицом к михрабу, и там же стоит имам.

Мостоуфи - чиновник, определяющий количество налога (харадж) в данной местности (X-XVI вв.).

Мюрид - последователь, ученик духовного наставника (муршида); покорный.

Муса - коранический персонаж, пророк и посланник Аллаха, библейский Моисей. Коранические рассказы о Мусе весьма подробны. С его именем связывается множество легенд.

Мусаддас - стихотворная форма, состоит из шести строчных строф.

Мусалла - название загородных садов Шираза.

Мусаллас - стихотворная форма, состоящая из трехстиший, в которых рифмуются последние строки : абв, гдв, ежв и т. д.

Мусаммат - строфическая форма с рифмовкой по схеме: аааааб, вввввб, гггггб и т. д.

Муфтий - муфтий, толкователь шариата; законовед; главный судья, выносящий решения, называемые фатва, на основе шариата.

Мухаммас - стихотворная форма из пяти строк, рифмующихся по системе: ааааа, бббба, вввва и т. д.

Намаз - обязательный мусульманский ритуал.

Насиб - вступительная часть касыды, в которой, как правило, воспевается любовь, молодость, красота природы и т. п.

Нисба - прозвище, добавляемое к имени, образованное от названия местности, указывающее на происхождение человека, например: Сарахси (из Сарахса), Бухари (из Бухары), Мервези (из Мерва).

Нишапур - город в Иране.

Падишах - царь, государь, правитель.

Пери - райская дева. В поэзии: символ женской красоты.

Пир - наставник; духовный вождь; глава религиозной секты; умудренный опытом; старец.

Рафизи - (рафизит) - эпитет, данный суннитами шиитам, отвергающим первых трех халифов и признающих Али первым халифом.

Рубаи - четверостишие; малая форма лирического стихотворения, состоящая из четырех стихов (мисра). Система рифм: аааа или ааба.

Рум - Византия, иногда - страна западнее Византии. Так называли Малую Азию, которая образовала большую часть территории Византии. Позже - Турции (Османское государство).

Саки - кравчий, виночерпий. Саки в персидской поэзии постоянный лирический персонаж.

Салават - произнесение формулы благословения пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует!) Аллахом.

Сема'- музыка и танец суфиев.

Сеййид - букв. господин; сеййидами также называли людей, происхождение которых возводилось к пророку Мухаммеду.

Султан - букв.: повелитель, правитель, титул правителей.

Сурьма - черный порошок, которым женщины на Востоке подводят глаза. Считается, что сурьма обладает целебным свойством.

Суфизм - религиозно-мистическое течение в исламе, в основе которого лежит пантеистическое представление о мире как проявлении всеобщей божественной сущности - истины. Суфизм утверждал возможность для суфия (т.е. последователя суфизма) личного общения и слияния с божеством, которое достигается полным отречением от своей личности и служением богу под руководством наставника (шейха или пира).Суфизм вызвал к жизни целое направление в персоязычнои литературе, развивавшееся на продолжении нескольких столетий.

Суфий - букв. носящий власяницу; аскет; последователь суфизма; низший служитель культа; иносказательно - святоша, ханжа.

Тарджибанд - строфическое стихотворение с рефреном из двух рифмующихся между собой полустиший.

Тарикат - путь духовного совершенствования у суфиев.

Тафсир - комментарий; толкование.

Тус - город в Иране.

Устад - мастер; учитель; наставник; искусный.

Факих - ученый; мусульманский законовед.

Фатва - официальное суждение о правовом или культовом вопросе, выносимое религиозным авторитетом (муфтием, муджтахидом); решение, основанное на шариате.

Фахлавийат - стихотворение, написанное на одном из диалектов Ирана.

Хадис - предание о Мухаммеде (да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижниках.

Хакан - государь, правитель.

Халиф - букв.: преемник; титул главы мусульманской общины после смерти пророка Мухаммеда. Впоследствии титул халифа носили правители мусульманского государства, именовавшегося халифат.

Халифа - духовный заместитель.

Хан/а/ках - дервишеский монастырь, обитель.

Ханафиты - последователи ханифитского мазхаба (от имени основателя Абу Ханифы, ум. в 767г.) возникшего в VIII в. в г. Куфа (Ирак).

Харадж - рента-налог, которая взималась в Средней Азии в пользу государства в денежной форме или в виде доли урожая.

Хатиб - оратор, проповедник, читающий хутбу.

Хиджры камари - мусульманское лунное летоисчисление, его исходная дата- бегство пророка Мухаммеда от своих политических противников из Мекки в Медину в 622 г.

Хизр (Хыдр)- мифический чудотворец, персонаж многих мусульманских легенд, восходящих к Корану. Почитается мусульманами как пророк, хранитель источника живой воды, покровитель путников.

Хирка - одежда суфиев и дервишей; власяница.

Ходжа (хадже) - уважаемый человек, господин, вельможа; служит титулом.

Хутба - проповедь имама.

Шафииты - последователи мазхаба, основанного на рубеже VIII-IX вв. имамом Мухаммедом Шафеи (ум. в 820 г.). Один из четырех мазхабов суннитского толка ислама.

Шах (падишах) - царь, государь, правитель.

Шейх - букв.: старец, глава мусульманской общины, секты, суфийского ордена, старейшина, почтенный человек.

Шербет - сладкий напиток, приготовленный из фруктового сока и сахара; лекарственное питье.

Шариат – свод мусульманских религиозно-правовых норм, включающий гражданские отношения и обрядовые предписания.

Ширван - область в Азербайджане, родина Хакани.

Шииты - последователи шиизма, одного из двух основных толков в исламе. Шииты верят в двенадцать имамов - Али и его одиннадцать прямых потомков.

[1] Бадгис - произношение на языке дари, по персидски - Бадхиз, название местности к северо-западу от Герата (в Афганистане), центром которого считается Калаи-ноу.

[2] С.м: Мухаммед Амин Рийахи, Могаддаме-е кетаб-е «Рутбат ул-хайат», 1362, нашр-с «Тус», с. 9.

[3] Тазкират уш-шуара (с.59). Цитируется по: З.Сафа, Тарих-е адабийат дар Иран, т.2. с. 556.

[4] Мухаммед Амин Рийахи, Ук. Книга, с.9.

[5] Там же. стр. 18.

[6] С.м.: Али Реза Зокавати Гарагозлу, Назари бар ахвал ва афкар хадже Йусуф Хамадани. - маджалле-е «Ираншенахт», №12, с.74.

[7] Фасл-наме-е Хамадан, табестан. 1375, Ссылка на предыдущий источник.

[8] А6д ул-Халык Гидждувани - знаменитый суфий XII века, последователь ислама ханифитского толка, родился в селении Гидждуван вблизи Бухары. Гидждувани был четвертым духовным заместителем (халифе) ходжа Йусуфа Хамадани, после ходжа Абдаллах Барки, ходжа Хасан Андагы и ходжа Ахмед Йасави. Братство хаджеган, которое в последствии прославилось как накшбандийе, возводит свою духовную цепь (силсила) к Баха уд-Дин Накшбанд. Он последователь ходжа Йусуфа, пятый в цепи руководителей накшбандийе. Таким образом, эта цепь продолжается через него к Абу Али Фармади и через него присоединяется к основным направлениям суфизма. Разумеется, истинным основателем братства хаджеган является Абд ул-Халык Гидждувани.

[9] Тадж ул-Ислам Абу Саад Абд ул-Карим ибн Мухаммед ибн Абд ул-Джаббар Самъани родился 21 шаабана 502/ 21 февраля 1109 года и умер 1 раби ул-аввала 562/ 23 декабря 1166 года. Он родился в Мерве и похоронен там же. Он путешествовал в восточные, западные, северные и южные страны, несколько раз был в Мавераннахре и Хорасане. Во время одной из поездок в Мерв. встретился с ходжа Иусуфом и слушал у него в «ханкахе хадис». Основная его книга «Ал-ансаб» состоит из 8 томов, которая сокращена и комментирована Изз уд-Дин Абу-л-Хасан Али ибн ул-Асир ул-Джарзи.

[10] Джамал уд-Дин Ибрахим ибн Али ибн Йусуф Фирузабади. Его кунйа -Абу Исхак. Он был родом из г. Гур в Фарсе (Иран), поэтому и прославился как Абу Исхак Ширази. Он родился в 393/1002-03 г. и умер в 476/1083-84 г Он был знаменитым шафиитским факихом и известным преподавателем медресе «Низамийе» в Багдаде. Он в 415/1023-24 г. приехал в Багдад и учился у Абу-т-Таййсб Табари Абу-л-Хасан Ширджи Фарзи Хасеб и у других. Он преподавал более 30 лет и более 50 лет занимался решением юридических вопросов.

[11] Большая исламская энциклопедия, т. VI, с.430.

[12] Абу Али Фазл ибн Мухаммед ибн Али Фармади один из известных мистиков и великих шейхов Хорасана XI века родился в 407/1016-17 году. Он был учеником Газали Кабир и учителем «худжджат ул-ислам» Абу Хамид Газали. Он родился в Фармаде вблизи Туса и поэтому стал известен как Фармади. В молодости он встретился с Абу Саидом Абу-л-Хайр и у него многому научился. Затем занимался у Абу-л-Касим Кушайри, после чего возвратился в Тус там познакомился с Абу-л-Касим Каррекани и стал его последователем и зятем. Абу Али ввиду того, что был красноречив, прославился как «Лисан ул-вагт» ("Язык эпохи") и «Забан-е Хорасан» ("Язык Хорасана").

[13] Мухаммед Амин Рийахи. Ук. Книга, с. 12.

[14] Большая исламская энциклопедия, т.VI, с.53.

[15] Мухаммед Амин Рийахи. Ук. книга, с.12.

[16] Большая исламская энциклопедия, т. VI, с.430.

[17] Ходжа Абдаллах Баркы, первый последователь ходжа Йусуфа Хамадани, родом из Хорезма. Его относят к городу Барак, находившемуся на севере Гурганджа (Ургенча), который расположен в 520 км. от Ашгабата, столицы Туркменистана. Некоторые уверены в том, что «Барак»- арабизированная форма слова «Барра» ("Ягненок"), и пришли к выводу, что предки Абдаллаха были пастухами и имели стадо баранов.

[18] Из «Андака» - селения, расположенного в 10 фарсахах (примерно 60 км.) от Бухары.

[19] Ходжа Ахмед Йасави сын Ибрахима, великий тюркский суфий, родом из Сайрама. родился в 437/1045-46 г. Его родословное дерево достигает Мухаммеда Ханафийс - сына хазрат-е Али (да будет мир с ним!). Он в детстве приехал в город Йасы и жил некоторое время там. Затем уехал в Бухару. Там он познакомился с ходжа Йусуф Хамадани, его личность формировалась под духовным влиянием ходжа Йусуфа. получил хирку из его рук. Ахмед Йасави имеет огромное влияние среди кочевых тюркских племен. В 799/1396-97 г. когда Тимур захватил Йасы. посетил гробницу Ахмеда Йасави и приказал, чтобы построили великолепный мавзолей. В настоящее время этот мавзолей считается одним из замечательных архитектурных памятников ислама в Средней Азии.

[20] Ходжа Абд ул-Халык Гидждувани (ум. в 575/1179-80 г.) считается главой братства хаджеган. Как отметили выше, ему приписывают трактат о ходже Йусуфе. Когда ходжа Йусуф находился в Бухаре, он стал его последователем и получил из его рук хирку.

[21] Предисловие к «Дивану» Санаи, подготовил к печати Myдаррис Разави, с.44.

[22] Предисловие Бали из-Замана Форузанфар к «Дивану» Санаи, с. 12.

[23] Большая исламская энциклопедия, там же.

[24] Мухаммед Реза Шафии Кадкани, Мусиги-е шер, Техран «Агах», с.490.

[25] Рут6ат ул-хайат. с.25.

[26] Там же, с. 53.

[27] Предисловие «Рутбат ул-хайат», с. 19.

[28] Ваххаб Вали, макале-е Йасавийе тарикати аз Асйа-е маркази, Фаслнаме-е

Ираншенахт. №6 / пайиз 76/. с. 176.

[29]Рут6ат ул-хайат, с. 48.

[30] Там же, с. 49.

[31] Там же, с. 49.

[32] Там же, с. 56.

[33] Там же, с. 56.

[34] Там же, с. 54 .

[35] Там же, с. 59.

[36] Там же.

[37] Мухаммед ибн Мунаввар Саад ибн Аби Тахср Сайд, Асрар ут-тоухид фи макамат-с шейх Аби Сайд, Подготовил к печати доктор З.Сафа, изд. «Амир Кабир», 3-е изд., 1999, Техран. с.387.

[38] Деххода Али Ак<

Наши рекомендации