Дата рождения и смерти аттара

Дата рождения и смерти Аттара точно неизвестна. Авторы антологий называют разные даты по этому вопросу.

На основании различных мнений можно заключить, что Аттар родился около 540/1145-46 года и погиб мученической смертью во время нападения монголов на Нишапур в 618/1221-22 году. Таким образом, шейх Аттар прожил примерно 80 лет, и это соответствует высказываниям самого поэта.

Аттар в своих стихотворениях упоминает о своем возрасте, начиная с тридцати до семидесяти и более лет.

Сколько будешь спать под землей, о Аттар!

Счет дошел, как и жизнь твоя, до половины, шестидесяти.

О горе! О горе! Как только достиг шестидесяти.

Из дырок пуговицы рассыпались мои тридцать жемчугов.

Ты ничего не знаешь, когда я достиг семидесяти,

/спина стала как лук,

Ты спишь спокойно, а стрела жизни ушла из рук.

Смерть поставила столетнего в начале пустыни,

В семьдесят и более лет твоя жизнь испортилась.

Шейх Аттар просил бога, чтобы он погиб, кровоточащими слезами и с загрязненным лбом:

О Боже! Возьми мою душу, когда я буду на поклоне

во время молитвы,

Чтобы я рыдал кровоточащими слезами и с загрязненным лбом.

И может быть случайным совпадением то обстоятельство, что он погиб мученической смертью, т.е. рыдая кровоточащими слезами и с загрязненным лбом.

Шейх Аттар родился в городе Нишапур или в селении Кадкан, в одном из больших селений Хорасана (в Иране), находящемся поблизости от Нишапура. По-видимому, до начала событий огузских турок Аттар жил в древнем городе Нишапур и последние годы жизни до самой смерти жил в новом Нишапуре или Шадйахе и похоронен там же.

В настоящее время мавзолей Аттара в Нишапуре является местом паломничества любителей его творчества.

ЖИЗНЬ АТТАРА

У шейха Аттара была аптека, в которой он вылечивал больных, и ежедневно большое количество больных обращалось к нему.

В нашем городе заболел скупой человек.

Который /не/ хотел отдавать из кошелька динары.

Один из благородных людей попросил меня,

Чтобы я ему дал микстуру.

В аптеке бывали пятьсот человек,

Которые каждый день мне показывали свой пульс.

Аттар две свои известные книги «Мосибат-наме» ("Книга о бедствии") и «Илахи-наме» ("Книга о богословии") начал писать в аптеке.

«Мосибат-наме» - печаль /всего/мира,

«Илахи-наме» - известная /всем/ тайна.

В аптеке начал /писать/ обе /книги/,

Что мне сказать, я освободился и от этого, и от того.

Шейх Аттар имел не только аптеку, в которой ежедневно к нему обращалось около пятисот пациентов и показывали ему свой пульс, он, по-видимому, был обеспеченным человеком. Как пишет сам шейх, он был независимым и имел все, что надо:

Слава богу, я совершенен в религии.

В мире не нуждаюсь ни в ком.

То, что надо, имеется больше, чем нужно.

Зачем мне пачкать руки этим и другим.

Именно в связи с материальным благополучием шейх Аттар сохранил благородство, не писал хвалебные оды и тем самым смог уберечь себя от различных унижений.

Какой грех, что сегодня слово продается,

Ода запретна, а время - мысль.

Я устал от запрета и восхваляемого,

Мрак восхваляемого надоел мне.

Навеки мной восхваляема - мысль!

Для моей души достаточно этого усердия!

ПРОИЗВЕДЕНИЯ АТТАРА

Среди многочисленных книг, которые приписывают Аттару, есть произведения, написанные им - это те книги, о которых Аттар упоминает в своем произведении «Хосроу-наме»:

«Мосибат-наме» - провизия путников,

«Илахи-наме» - сокровищница правителей.

Этапы наших птиц таковы:

Для птиц любви восхождение - это душа.

Так как «Хосроу-наме» удивительный стиль,

Из стиля этой книги время и месяц получают свое.

Был у меня товарищ с великолепной звездой,

Сердце как солнце, стихи относительные.

Из моих высказываний характер его стал прекрасным,

Знал наизусть более ста касыд.

Газелей - примерно тысячи, кыта также.

Из каждого вида знал более и менее.

Мою «Джавахир-наме» повторял всегда,

Комментировал мои прозвища неустанно.

Таким образом, произведения, безусловно, относящиеся к Аттару, следующие:

1. «Мосибат-наме» ("Книга о бедствии").

2. «Илахи-наме» ("Книга о богословии").

3. «Асрар-наме» ("Книга тайн").

4. «Мухтар-наме» ("Книга о полномочности").

5. «Макамат-е тойур» ("Этапы птиц"), («Мантык ут-тайр» "Язык птиц").

6. «Хосроу-наме» ("Книга о правителе").

7. Диван-е газалипйат ва косайед.

8. «Джавахир-наме» ("Книга о ювелирных изделиях").

9. «Шарх-е алгаб» ("Комментарий прозвищ").

Если добавим к этому списку еще и книгу «Тазкират ул-оулийа» ("Антология святых"), написанную прозой, то количество его произведений достигает десяти.

Книги Аттара «Джавахир-наме» и «Шарх-е алгаб» не дошли до наших дней.

Вышеуказанные шесть маснави, «Диван» газелей и касыд поэта составляют 50 тысяч бейтов.

В его «Диване» имеется 822 газели и 30 касыд. Таким образом, утеряны 128 газелей и 70 касыд шейха Аттара.

Среди других многочисленных книг, приписываемых Аттару, некоторые из них, как это доказано, не могут принадлежать перу шейха Фарид уд-Дин Мухаммед Аттар Нишапури, а принадлежность некоторых Аттару очень сомнительна, точно нельзя сказать, принадлежат ли они Аттару. Исследователи должны выяснить это на основании изучения рукописей.

Наши рекомендации