Дата рождения и смерти аттара
Дата рождения и смерти Аттара точно неизвестна. Авторы антологий называют разные даты по этому вопросу.
На основании различных мнений можно заключить, что Аттар родился около 540/1145-46 года и погиб мученической смертью во время нападения монголов на Нишапур в 618/1221-22 году. Таким образом, шейх Аттар прожил примерно 80 лет, и это соответствует высказываниям самого поэта.
Аттар в своих стихотворениях упоминает о своем возрасте, начиная с тридцати до семидесяти и более лет.
Сколько будешь спать под землей, о Аттар!
Счет дошел, как и жизнь твоя, до половины, шестидесяти.
О горе! О горе! Как только достиг шестидесяти.
Из дырок пуговицы рассыпались мои тридцать жемчугов.
Ты ничего не знаешь, когда я достиг семидесяти,
/спина стала как лук,
Ты спишь спокойно, а стрела жизни ушла из рук.
Смерть поставила столетнего в начале пустыни,
В семьдесят и более лет твоя жизнь испортилась.
Шейх Аттар просил бога, чтобы он погиб, кровоточащими слезами и с загрязненным лбом:
О Боже! Возьми мою душу, когда я буду на поклоне
во время молитвы,
Чтобы я рыдал кровоточащими слезами и с загрязненным лбом.
И может быть случайным совпадением то обстоятельство, что он погиб мученической смертью, т.е. рыдая кровоточащими слезами и с загрязненным лбом.
Шейх Аттар родился в городе Нишапур или в селении Кадкан, в одном из больших селений Хорасана (в Иране), находящемся поблизости от Нишапура. По-видимому, до начала событий огузских турок Аттар жил в древнем городе Нишапур и последние годы жизни до самой смерти жил в новом Нишапуре или Шадйахе и похоронен там же.
В настоящее время мавзолей Аттара в Нишапуре является местом паломничества любителей его творчества.
ЖИЗНЬ АТТАРА
У шейха Аттара была аптека, в которой он вылечивал больных, и ежедневно большое количество больных обращалось к нему.
В нашем городе заболел скупой человек.
Который /не/ хотел отдавать из кошелька динары.
Один из благородных людей попросил меня,
Чтобы я ему дал микстуру.
В аптеке бывали пятьсот человек,
Которые каждый день мне показывали свой пульс.
Аттар две свои известные книги «Мосибат-наме» ("Книга о бедствии") и «Илахи-наме» ("Книга о богословии") начал писать в аптеке.
«Мосибат-наме» - печаль /всего/мира,
«Илахи-наме» - известная /всем/ тайна.
В аптеке начал /писать/ обе /книги/,
Что мне сказать, я освободился и от этого, и от того.
Шейх Аттар имел не только аптеку, в которой ежедневно к нему обращалось около пятисот пациентов и показывали ему свой пульс, он, по-видимому, был обеспеченным человеком. Как пишет сам шейх, он был независимым и имел все, что надо:
Слава богу, я совершенен в религии.
В мире не нуждаюсь ни в ком.
То, что надо, имеется больше, чем нужно.
Зачем мне пачкать руки этим и другим.
Именно в связи с материальным благополучием шейх Аттар сохранил благородство, не писал хвалебные оды и тем самым смог уберечь себя от различных унижений.
Какой грех, что сегодня слово продается,
Ода запретна, а время - мысль.
Я устал от запрета и восхваляемого,
Мрак восхваляемого надоел мне.
Навеки мной восхваляема - мысль!
Для моей души достаточно этого усердия!
ПРОИЗВЕДЕНИЯ АТТАРА
Среди многочисленных книг, которые приписывают Аттару, есть произведения, написанные им - это те книги, о которых Аттар упоминает в своем произведении «Хосроу-наме»:
«Мосибат-наме» - провизия путников,
«Илахи-наме» - сокровищница правителей.
Этапы наших птиц таковы:
Для птиц любви восхождение - это душа.
Так как «Хосроу-наме» удивительный стиль,
Из стиля этой книги время и месяц получают свое.
Был у меня товарищ с великолепной звездой,
Сердце как солнце, стихи относительные.
Из моих высказываний характер его стал прекрасным,
Знал наизусть более ста касыд.
Газелей - примерно тысячи, кыта также.
Из каждого вида знал более и менее.
Мою «Джавахир-наме» повторял всегда,
Комментировал мои прозвища неустанно.
Таким образом, произведения, безусловно, относящиеся к Аттару, следующие:
1. «Мосибат-наме» ("Книга о бедствии").
2. «Илахи-наме» ("Книга о богословии").
3. «Асрар-наме» ("Книга тайн").
4. «Мухтар-наме» ("Книга о полномочности").
5. «Макамат-е тойур» ("Этапы птиц"), («Мантык ут-тайр» "Язык птиц").
6. «Хосроу-наме» ("Книга о правителе").
7. Диван-е газалипйат ва косайед.
8. «Джавахир-наме» ("Книга о ювелирных изделиях").
9. «Шарх-е алгаб» ("Комментарий прозвищ").
Если добавим к этому списку еще и книгу «Тазкират ул-оулийа» ("Антология святых"), написанную прозой, то количество его произведений достигает десяти.
Книги Аттара «Джавахир-наме» и «Шарх-е алгаб» не дошли до наших дней.
Вышеуказанные шесть маснави, «Диван» газелей и касыд поэта составляют 50 тысяч бейтов.
В его «Диване» имеется 822 газели и 30 касыд. Таким образом, утеряны 128 газелей и 70 касыд шейха Аттара.
Среди других многочисленных книг, приписываемых Аттару, некоторые из них, как это доказано, не могут принадлежать перу шейха Фарид уд-Дин Мухаммед Аттар Нишапури, а принадлежность некоторых Аттару очень сомнительна, точно нельзя сказать, принадлежат ли они Аттару. Исследователи должны выяснить это на основании изучения рукописей.