Путник, идущий в сторону киблы
Насир Хосроу в 437/1045-46 году, когда ему было 43 года, отправился в путешествие. Он вместе со своим старшим братом Абу Саидом и слугой индусом начал семилетнее странствие.
Во время этого путешествия Насир Хосроу побывал в северовосточном, северо-западном, юго-западном и центральном Иране, а также в городах Армении, Малой Азии, в Алеппо, в Триполи, Сирии. Палестине, Египте, Судане и в Аравии. За это время он четырежды совершил паломничество в Каабу и три года жил в Египте.
Египет в этот период находился под властью исмаилитского государства Фатимидов (исмаилиты - группа шиитов, которые были сторонниками предводительства Исмаила, сына имама Джафара Садик, и его детей).
Когда Насир Хосроу увидел благополучие, процветание и стабильность Египта под властью Фатимидов, он был восхищен властью и религией этого государства. Насир Хосроу принял веру исмаилитов и постепенно стал уважаемым человеком во дворце Фатимидов. Наконец, имам Фатимидов возвел его в ранг «Худжджат-е Хорасан» ("Доказательство Хорасана") и уполномочил его после возвращения пропагандировать эту религию в Хорасане.
Насир Хосроу за время семилетнего путешествия был свидетелем удивительных событий, в Египте он изучил много нового, некоторое время преподавал геометрию и арифметику в Изабе (один из портов в Судане на берегу Красного моря), недолго работал проповедником города. Однажды в Аравии ради зароботка даже рисовал, несколько раз спасался от смерти.
Наконец, после долгих лет путешествий он возвратился в Хорасан и в 444/1052-53 году его встретил брат в Балхе. Спустя некоторое время он писал о своем долгом путешествии:
Мучения и страдания /этого/мира, хотя и /продолжаются/долго,
Закончатся, несомненно, с плохим и/ли/с хорошим концом.
Небосвод днем и ночью вращается ради нас,
Когда уходит одно, за ним приходит другое.
Мы путешествие /свое/провели с проходящим,
Чтобы подошло не проходящее путешествие.
Насир Хосроу то, что видел во время путешествия, описал в книге под названием «Софар-наме» ("Книга о путешествии"). Путевые записи Насира Хосрова являются одними из знаменитых путевых записей на персидском языке. Язык и стиль этой книги очень интересны. Она издана несколько раз. Чтобы познакомить читателя с языком и содержанием «Сафар-наме», ниже приводим воспоминание Насира Хосрова о поездке в Харзавил:
«12 мухаррама438/ 17 июля 1046 года из Казвина поехал в Рахбил и Гапан, которые являются деревнями Казвина, а оттуда - в деревню, называемую Харзавил. Мой брат, а также слуга индус были со мной. Провизии было мало. Брат пошел в деревню, чтобы купить что-нибудь у бакалейщика. Кто-то спросил: «Что хочешь? Я - бакалейщик». /Брат/ сказал: «Что бы ни было, подойдет для нас, мы чужие, уступи». /Бакалейщик/ ответил: «Нет у меня ничего». После /того/ случая, где бы ни было и кто бы ни сказал такое, я говорил «как бакалейщик Харзавила».
Несмотря на большую значимость и известность путевых записей Насира Хосрова, об оригинальности этой книги и правдивости рассказов имеются различные мнения. Некоторые авторитетные люди уверены в том, что если у Насира Хосрова и была книга под названием «Сафар-наме», то эта книга, ставшая известной под таким названием, является фальшивкой. Она написана некоторыми злоумышленниками и стала известной под названием «Сафар-наме» Насира Хосрова.
БЕГСТВО ИЗ БАЛХА
После возвращения в Хорасан Насир Хосроу постепенно приступил к пропаганде религии исмаилитов. В то время в Хорасане было мало шиитов, и особенно исмаилитов, а противников этого толка было много и сил у них было больше.
И сельджукские правители, и правители прошлых династий - газнавиды, называли шиитов «рафизи» и «карматы» и относились к ним отрицательно и непримеримо. В исторических сочинениях говорится, что газнавиды повесили своего известного визиря Хасанака, обвинив его в связях с исмаилитами. Амид ул-Молк Кундури, знаменитый визирь сельджукидов, приказал, чтобы везде и всюду проклинали их. Другой известный визирь сельджукидов Низам ул-Молк Туси также сильно враждовал с шиитами. Поэтому когда распространилось известие о том, что Насир Хосроу отвернулся от ислама ханифитского толка и хочет пропагандировать эту религию в Хорасане, сразу началась вражда и противодействие. Сельджукские амиры и факихи городов Хорасана начали подстрекать людей против них.
Проповедники проклинали его на минбарах и называли его еретиком, карматом, безбожником, рафизитом. Факихи вынесли приговор о его убийстве, и сельджукские султаны также взялись за исполнение этого приговора. В такой атмосфере в результате подстрекательства факихов и проповедников люди напали на его дом, и он, опасаясь за свою жизнь, бежал из Балха и стал бродягой. Сам Насир Хосров в книге «Зад ул-мусаферин» об этом пишет так: «Невежественные люди называли нас «еретиками», победили нас и выгнали из дома и города».
ВДАЛИ ОТ ЛЮБИМОЙ И РОДИНЫ
Насир Хосроу после бегства из Балха скрылся на некоторое время, затем поехал в Нишапур и оттуда отправился в Табаристан (Мазендаран). Там он продолжал свою пропаганду и призыв к исмаилизму и достиг успехов, множество людей присоединилось к нему.
После недолгой остановки и пропаганды в Мазендаране он решил поехать в Йомкан. В исторических сочинениях написано, что исмаилиты обычно, спасаясь бегством от преследования государственных чиновников, укрывались в недосягаемых крепостях на высоких горах. Одна из таких крепостей была Алмоут поблизости Казвина, в которой долгие годы жил предводитель иранских исмаилитов Хасан Саббах и оттуда руководил своими последователями.
Насир Хосроу также, чтобы спастись, в преклонном возрасте скрылся в крепости в районе Йомкан (Йомкан - большое ущелье в велаяте Бадахшан, которое в настоящее время находится на севере Афганистана). Таким образом, он провел свои последние 25 лет жизни в этом горном районе и ради сохранения жизни не выезжал оттуда. Хотя в Йомкане он был в безопасности, однако разлука с женой и детьми в дали от дома и города для него была очень трудной и мучительной. В Йомкане он постоянно с горечью вспоминал свою возлюбленную и родину, и эти страдания и жалобы отразились в его стихотворениях. Он иногда проклинал своих противников и жаловался на них богу:
Жалуюсь на тебя, о старый, могущественный,
От хорасанцев, от малых и больших.
Иногда он обращался ветру, который дует со стороны Хорасана, и говорил:
Приходи, о вдохновляющий хорасанский ветер.
Через одного, который остался в долине Йомкана в заточении.
Сидит он в бедности, не спокойно.
Без блага, без воды и земли для крестьянства...
Невиновен он, но стали ему лее врагом,
Турок, араб, иракец и хорасанец.
Насир Хосроу так долго оставался в Йомкане, что сильно постарел и стал беспомощным. Постепенно он стал сутулым, его парализовало, и умер он в чужой земле в 481/1088-89 году, когда ему было 87 лет. Похоронили его там, где жил, а его могила и в настоящее время почитается народом того района. Разумеется, долголетние усилия Насира Хосрова в распространении его взглядов не были безрезультатными. Благодаря его деятельности в Хорасане, Мазендаране, Бадахшане к нему присоединилось большое число последователей, многие из которых в истории известны как «насерийе».
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Насир Хосроу хорошо знал персидскую и арабскую литературу, хорошо знал арифметику, геометрию, музыку, философию, греческие науки и комментарий к ним. Он также был знаком с различными религиями, в том числе иудаизмом, христианством, зороастризмом, религиозными толками индусов и сабетинов. Хотя некоторые и считали его еретиком, но никто не отрицал его ум и знания. От него остались многочисленные книги, в их числе можно назвать следующие: 1. «Гошайеш о рахайеш» ("Откровение и спасение") - трактат, состоящий из вопросов и ответов на религиозную темы; 2.«Джаме ул-хикматайн» ("Сборник двух философий"') - книга содержащая философию исмаилитов и греческую философию; 3. «Зад ул-мосаферин» ("Провизия путников"') - книга о божественной философии; 4.«Хан-е ахван» (''Скатерть братьев") - книга о морали, состоящая из назиданий; 5.«Ваджх-е дин» ('"Основание религии"') - трактат о правилах и требованиях шариата и описание их скрытых смыслов; 6. «Бустан ул-окул» ("Сад разумов"), «Далил ул-мутахаййерин» ('"Доказательство изумленных") и другие.