Духовный руководитель города

Кушайри в результате посещения собраний-маджлисов видных и великих суфиев и ученых Нишаггура достиг высокого научного и духовного положения. Он был известным суфием и арифом и в то же время занимался такими религиозными науками, как тафсир (комментирование Корана), хадис и др. По этой причине его взгляды были умеренными согласно положениям религии и шариата.

Он не делал, как другие суфии, резких высказываний и не

совершал необычных поступков и всегда подтверждал свою приверженность к фикху.

Кушайри был знаменитым проповедником, и его проповеди постепенно были встречены в Нишапуре с большим восторгом. Через некоторое время его собрания стали знаменитыми во всем большом Хорасане того времени. О его проповедях говорили:

«Расплавил камень и наставил на путь истинный сатану». Он стал популярным среди населения и стал духовным руководителем большого города Нишапур. Ему дали прозвище «Зайн ул-ислам» ("Красота ислама'1) и «Имам» ("Предводитель").

Интересно, что он очень хорошо владел еще и искусством верховой езды и умел обращаться с различными орудиями.

КУШАЙРИ

И АБУ САЙД АБУ-Л-ХАЙР

Одним из важных событий в жизни Кушайри был приезд Абу Сайд Абу-л-Хайра в Нишапур. Шейх Абу Сайд был знаменитым арифом и суфием, мировоззрение и поступки которого были очень удивительными и скандальными и не были совместимы с воззрениями Кушайри.

Когда Абу Сайд приехал в Нишапур, Кушайри как духовный руководитель города почувствовал опасность. Он боялся того, что люди, особенно молодежь, соберутся вокруг него. Поэтому он запретил своим ученикам и последователям ходить на его собрания. Однако некоторые из его последователей, несмотря на запрет учителя, все-таки пошли на собрание Абу Сайда. Собрание Абу Сайда прославилось на весь Нишапур, и в нем участвовали как мужчины, так и женщины. Дело дошло до того, что даже Фатима, жена Кушайри, также попросила его, чтобы он разрешил ей участвовать в маджлисе Абу Сайда. Число участников в маджлисах Абу Сайда день за днем увеличивалось. Поэтому Кушайри однажды поднялся на трибуну и сказал: «Кто пойдет на мадждис Абу Сайда, тот является покинутым и брошенным нами».

Но в ту же ночь случилось удивительное событие. Аттар Нишапури в своей книге «Тазкират ул-оулийа» пишет, что Кушайри «... в ту ночь видел во сне Мустафу (Великодушного Пророка, да благословит Аллах его и род его!), который шел. Учитель спросил: «О Пророк Аллаха! Куда идешь?» Он сказал: «Иду на собрание Абу Сайда. Кто не пойдет на его мадждис, тот является покинутым и брошенным нами».

Когда учитель проснулся, он удивился и отправился на маджлис Абу Сайда. По дороге он увидел группу собак, которые грызутся друг с другом. Учитель спросил причину./Ему/ответили: «Среди них чужая собака, /потому и дерутся/. Местные собаки напали на нее и начали драться». Учитель сказал про себя: «Не следует быть собакой и нападать на чужого, /наоборот/ надо уважать чужого». И он пошел на маджлис Шейха. И, как пишет Аттар, «не стал отрицать его». Но он никогда не смог оправдать взгляды и скандальное поведение Абу Сайда. Наверное, поэтому он в своей книге «Трактат Кушайри», где описывается жизнь великих суфиев и арифов, нигде не упомянул имя Абу Сайда.

БУНТ В ХОРАСАНЕ

Во времена Абу-л-Касим Кушайри сельджукиды постепенно взяли в свои руки власть в Хорасане и в других областях Ирана. Хорасан был одним из важных центров власти. Отношения Кушайри с сельджукидами были хорошими, он даже участвовал в некоторых походах Тогрула. Однако это продолжалось не долго. Через некоторое время поднялся бунт в Хорасане, который испортил эти отношения. Известный визирь сельджукидов Амид ул-Молк Кундури, который был суннитом и фанатиком, выступал против шиитов и ашьаритов (одна из групп суннитов). Он и приказал, чтобы с трибуны проклинали последователей шиитов и ашьаритов. Противоречия усилились настолько, что произошли столкновения. Кушайри был ашъаритом, поэтому было опасно дальше оставаться в Нишапуре. Он оставил родной город и отправился в столицу исламского мира Багдад. В Багдаде его собрания были встречены с одобрением, и даже аббасидский халиф участвовал в его маджлисах. Он на некоторое время остался в Багдаде, вдали от шума в Хорасане. В это время умер Тогрул, и власть взял в свои руки Алп Арслан.

Алп Арслан по подстрекательству ходжа Низам ул-Молка схватил Амид ул-Молк Кундури и бросил в зиндан, а через некоторое время казнил его. После этого события Кушайри вновь возвратился в Хорасан и приступил к своей работе.

«ТРАКТАТ КУШАЙРИ»

Кушайри был автором нескольких книг об ирфане. Некоторые из этих книг следующие: «Тартиб ус-сулук» ("Порядок /прохождения/ путей"). «Наху ул-кулуб» ("Состояние сердец"). «Латаиф ул-маариф» ("Известные рассказы маарафата") - о комментарии Корана. Самой известной его книгой считается «Рисале-е Кушайрийе» ("Трактат Кушайри"), которую он завершил в 438/1046-47 году.

«Трактат Кушайри» имеет многочисленные комментарии и переводы. Самый известный перевод этого трактата осуществлен его учеником Абу Али Османи.

Шейх Абу-л-Касим Кушайри умер в 465/1072-73 году в Нишапуре, прожив более 90 лет. Он похоронен возле могилы своего учителя Абу Али Даккака. Старый Нишапур в последующие годы в результате нападения монголов был разрушен, а современный город был построен рядом с развалинами старого города, поэтому мы в настоящее время не знаем, где находится могила Кушайри.

АБУ-Л-ФАЗЛ БЕЙХАКИ

ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ

Мухаммед, сын Хусейна по прозвищу Абу-л-Фазл, родился в 385/995-96 году в селении Харесабад вблизи Бейхак и поэтому стал известен как Абу-л-Фазл Беихаки. Бейхак - название обширного района на западе Хорасана, который тянется с одной стороны до Нишапура, а с другой - до Кумес (современная область Семнан в Иране). В те времена в Бейхаке было два важных города: Сабзевар и Хосровгард. Хосровгард в наши дни - это селение вблизи Сабзевара. Из Бейхака вышли известные деятели науки, культуры и политики.

«СЕКРЕТАРЬ ГАЗНИЙСКОГО ДВОРА»

Абу-л-Фазл Бейхаки провел свою молодость в Нишапуре и там же учился. Нишапур в то время был одним из больших и благоустроенных городов Ирана, и там собиралось большое количество ученых. Бейхаки смог воспользоваться занятиями великих учителей, которые находились в этом городе. Бейхаки в молодости стал дабиром (секретарем) и работал во дворе султан Махмуда Газнави. Вначале он работал под руководством начальника канцелярии ходжа Абу Наср Машкан и переписывал на чистовик письма, которые он писал. После смерти султан Махмуда на престол сел его сын Масуд, но Абу Наср Машкан так и остался начальником канцелярии, и Бейхаки продолжал работать на прежнем месте. Наконец, Абу Наср Машкан умер в конце правления Масуда Газнави. На его место был назначен Бу Сахл Зузани, и между ними начались конфликты. Для того чтобы познакомиться с личностью Абу Сахл Зузани, приводим слова Бейхаки о нем;

«Абу Сахл был человеком имамзаде (потомок одного из двенадцати имамов), величественным, начитанным, литератором и вместе с тем был со злобным и вредным характером».

Как видно из дальнейшего описания Бейхаки личности Абу Сахл Зузани, он был заговорщиком и приспособленцем, противником великих людей. Но пока был жив султан Масуд, Бейхаки считался уважаемым человеком, и у него не было проблем, он продолжал работать на прежнем месте. Но после смерти султан Масуда, обстоятельства во дворе газнавидов изменились, и началась борьба служителей двора за власть, и Бейхаки также попал в водоворот этих конфликтов.

«ПОВЫШЕНИЕ И ПОНИЖЕНИЕ»

В результате борьбы между группировками служителей двора, в которой побеждала то одна сторона, то другая, в 441/1049-1050 году власть взял в свои руки Абд ур-Рашид. Он почитал Бейхаки и назначил его руководителем отдела переписки канцелярии. Однако по прошествии некоторого времени в результате заговора и интриг, его стали подозревать и выгнали с работы. Но события на этом не закончились.

Султан отдал приказ, чтобы слуги конфисковали его имущество, а его самого заточили в зиндан по приговору казия Газнейн. Бейхаки сидел в заточении, но и на свободе было также смутно. Наконец, в 443/1051-1052 году один из слуг (гулам) - бунтовщиков по имени «Тогрул кафернемат» ("Тогрул-неблагодарный") выступил против султана и победил его. Султан был убит Тогрулом, и многие служители двора и власти были отправлены в зиндан.

Тогрул приказал перевести Бейхаки из зиндана в крепость, и он там остался в заключении. Однако победные дни Тогрула продолжались не долго, и через два месяца он был убит «Нуш-текином зубиндаром» ("имеющий дротик"), власть опять перешла в руки газнавидов, и Бейхаки был освобожден.

«ИСТОРИЯ БЕЙХАКИ»

После выхода из тюрьмы Бейхаки не стал работать на государственной службе, отошел от всех дел и остальную часть своей жизни провел в своем доме, где жил в уединении.

Бейхаки с давних пор думал написать книгу об истории династии газнавидов, и еще когда работал при дворе, начал собирать материал для своего сочинения. Бейхаки в годы уединении решил приступить к сочинению книги. Он намеревался написать полную историю газнавидов и зафиксировать все события времен газнавидов. Сам он об этом писал так:

«В других книгах по истории нет такой полноты, они описывали события поверхностно, а иногда упоминали только названия событий. А я, приступив к этой работе, хочу рассказать о произошедших событиях подробно и даже раскрою некоторые тайны».

Таким образом, он приступил к сочинению тридцатитомной истории и описал историю газнавидов с начала и до своего времени. Вместе с этим еще изложил события, связанные с Саманидами, Сельджукидами, Саффаридами, и другие события и на этом завершил книгу. Но судьба не улыбнулась ему, и через некоторое время была утеряна большая часть книги. Остались только книги с пятого по десятый том. То, что осталось, охватывало события, связанные с правлением султан Масуда. Поэтому его книгу иногда называют «Тарих-е Масуди» ("История Масуда").

«История Бейхаки» - один из шедевров персидской литературы и прекрасный образец персидской прозы XI века. Несмотря на то, что язык этой книги является архаичным по сравнению с современным персидским языком, чтение этой книги доставляет удовольствие современному читателю. Одной из важных и интересных частей «Истории Бейхаки» считается «Упоминание о повешении Хасанак визиря». Хасанак был известным визирем султан Махмуда. Он был против того, чтобы после смерти султан Махмуда на трон сел его сын Масуд. Поэтому когда Масуд взял в свои руки власть, обвинил Хасанака в карматстве (название одной из групп шиитов) и в связях с шиитскими Фатимидами Египта и приказал арестовать его. Затем конфисковал его имущество и, в конце концов, в результате заговора Абу Сахл Зузани приказал казнить его.

Бейхаки, который сам был свидетелем этого события, в своей книге подробно описывает процесс казни визиря Хасанака. Ниже приводим последнюю часть из книги в сокращенном виде:

«Хасанака привели к виселице. Боже храни от такой дурной судьбы! Стояли два гонца, приехавшие из Багдада. Чтецы читали Коран... Весь народ горько плакал. Принесли железный шлем для покрытия лица, специально маленький, чтобы он не закрывал лицо и голову. /Кто-то/ крикнул: "Закройте его лицо и голову, чтобы не попал камень, потому что его голову отправим в Багдад к халифу..." После этого принесли большой шлем... закрыли им его лицо и голову./Кто-то/ крикнул: "Он молчит, не бойтесь!" Присутствующие сказали: "Не стыдно ли /вам/ казнить человека через повешение!" Народ взбунтовался, но конные воины напали на людей, и усмирили их. Хасанака повели на специальное место у виселицы, посадили его на животное, на котором он никогда не сидел. Палач крепко привязал его и отпустил веревки. /Кто-то крикнул/: "'Бросайте камень!" Однако никто не бросил камень, и все горько плакали, особенно нишапурцы. Затем группе беспутных гуляк дали серебро, чтобы они бросили в него камень. Он был уже мертвым, когда палач набросил на его шею веревку и удушил. Такова была судьба Хасанака. Он ушел из жизни, и ушли те люди, которые организовали этот заговор, да помилует их Аллах!»

Этот рассказ очень поучителен в том смысле, чтобы люди оставили на стороне всю вражду и распри за мирские блага. О глупый человек, отдавший сердце этому миру, он надеется, что этот мир отдаст ему благо, а получает неприятности!»

Бейхаки умер в 470/1077-78 году, когда ему было 85 лет. Он написал еще и книгу «Зинат ул-куттаб» ("Украшение писарей"), которая была, по-видимому, справочником для писарей и писателей. Но эта книга не дошла до наших дней.

НАСИР ХОСРОУ

ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ

Насир, сын Хосрова, который в последующие времена прославился как Насир Хосроу, родился в конце 394/1003-04 года в Губадийане. Губадийан - название маленького селения, находящегося в районе с таким же названием, который расположен на берегу реки Джейхун. Ввиду обилия приятной питьевой воды и зеленых садов Губадийан был местом отдыха и развлечений. Губадийан находится вблизи Балха, поэтому Насир Хосрова, кроме «Губадийани», называют еще и «Балхи».

Его семья была вхожа во дворец, и его брат служил во дворце сельджукидов. Насир Хосроу с детства занимался учебой и в годы юношества также продолжал учиться. В молодости он заинтересовался алхимией, но не добился успеха. Поэтому начал заниматься поэзией и сочинять лирические газели, оды, восхваляющие амиров и известных личностей двора. Таким образом, он постепенно открыл для себя дорогу во дворец.

РАБОТА В КАНЦЕЛЯРИИ ДВОРА

Насир Хосрову было 25 лет, когда он начал работать при дворе сельджукского амира в Балхе. Он работал секретарем канцелярии, и кроме того, контролировал имущество и районы, подвластные сельджукскому амиру. Спустя несколько лет, когда ссльджукиды захватили Мерв, он отправился туда и там продолжил свою канцелярскую работу. В связи с тем, что он достойно исполнял свои служебные обязанности, он стал известен как «Дабир-е фазел» ("Умный секретарь"). Он сам об этом пишет так: «Я работал секретарем и был из числа имеющих во владении имущество и несколько султанских селений и занимался канцелярской работой. Некоторое время работал на этой должности и прославился среди своих коллег».

Годы его проживания в Мерве продлились настолько, что он стал известен как Мервези. Жизнь Насира Хосрова в эти годы не была духовной жизнью. Он был занят службой при дворе, сочинением стихотворении, восхваляющих служителей двора, сочинением лирических газелей и, как и многие служащие государства, проводил свое время в развлечениях и наслаждении.

СОН И БОДРСТВОВАНИЕ

Насир Хосроу в это время последовал исламу ханифитского толка. Когда он достиг сорокалетнего возраста, у него появились вопросы об истинности религий и толков. Он несколько раз побывал в Туркестане, Синде, Индии и там познакомился с другими культурами, религиями, толками. Поэтому он начал задумываться в том, какая религия истинна.

Чтобы понять истину, он беседовал и дискутировал со старейшинами разных групп и толков. Но не смог найти ответа на свои вопросы. Он пишет так:

У шафиита, маликита и со слов ханифита,

Искали у полномочного мира, всевышнего предводителя.

Так как хотел дискуссию, серьезный довод,

Беспомощно поворачивались: этот стал слепым, а тот глухим.

Его метания продолжались, и он, не находя выхода из этой ситуации, иногда выпивал. Наконец, он получил плату за поиск истины и нашел правильный путь. Что случилось дальше, читаем у него:

«... Поехал в Джузджанан (один из районов Балха) и находился там около месяца, постоянно выпивал... однажды ночью увидел во сне, что кто-то сказал мне: «Сколько еще ты будешь выпивать, он же уничтожает разум человека?! Как хорошо, если будешь умницей... Надо хотеть то, что умножает разум и сознание».

Я сказал: «Откуда мне найти /то, что говоришь?/» Ответил: «Тот, кто ищет, находит!» и показал в сторону кибла и после этого ничего не говорил».

То, что он видел во сне, Насир Хосров считал вдохновением для руководства собою, и из Джузджанан поехал в Мерв. Там он подал в отставку с государственной службы, рассчитался, оставил имущество и сказал своим близким: «Я отправлюсь в паломничество».

Наши рекомендации