Знаменитый и влиятельный философ

Ибн Сина - знаменитый и известный философ. В истории ислама его считают самым влиятельным философом, который повлиял на исламскую и арабскую философию. Сам он находился под влиянием известного греческого философа Аристотеля и шел по пути перипатетиков - последователей Аристотеля. Перипатетики основывались на разуме, фактах и аргументах. Самой известной книгой Ибн Сины по философии является «Шафа» ("Исцеление").

ВЕЛИКИЙ ВРАЧ ИСТОРИИ

Ибн Сина - один из великих врачей в истории человечества. Он так же, как и многие врачи в истории ислама, находился под влиянием греческой медицинской науки. Однако он мог самостоятельно размышлять и иногда критиковал греческую медицину. Ввиду того, что он придавал большое значение опыту и практике в медицине, смог систематизировать мысли греческих медиков и соединить их со своими взглядами и с взглядами практической медицины. Возможно, он тайно делал вскрытия человеческого тела.

В принципе медицина по Ибн Сине – это охрана здоровья, а не лечение болезни. Он придавал особое значение физической культуре и предлагал для каждого возраста определенные физические упражнения.

Рассказывают, что ему принадлежит деление болезней на внутренние и внешние. Считают также, что Ибн Сина является основоположником педиатрии. Впервые Ибн Сина правильно описал мышцы глаз. Он имел авторитет и в психологии и был убежден в том, что между душевным и физическим состоянием человека имеется связь. Он иногда лечил некоторых больных с помощью психотерапии.

Самой важной его книгой по медицине является «Канон». Абу Али одну главу этой книги написал в Гургане, другую- в Рее, а остальные - в Хамадане и Исфахане. В этой книге можно найти удивительные лекарства и рецепты лечения, имеющие большое значение.

«Канон» состоит из пяти книг, каждая из них посвящена одной теме. Пятая книга - это отдельная книга по фармакологии. Книга «Канон» прославилась до такой степени, что оказала влияние на славу книги «Ал-хави» Рази и «Камил ус-санае» Али ибн Аббас Маджуси. Эта книга в течение долгих веков служила авторитетным учебником в медицинских учебных заведениях и университетах Востока и Запада. На эту книгу написано очень много комментариев и подготовлены сокращенные варианты. Абу Али Сина сам однажды вкратце изложил в стихах свою книгу «Канон» и называл ее «Арджузе фи-т-тибб» ("Касыда о медицине").

ИБН СИНА И ДРУГИЕ НАУКИ

Ибн Сина был авторитетом в математике и астрономии, и некоторые главы книги «Шафа» ("Исцеление") посвящены этим отраслям науки. Он так же разбирался в музыке и об этом написал книгу. Ибн Сина занимался еще и литературой. Он жил в эпоху, в которую постепенно усиливалось внимание к персидскому языку. Поэтому для обозначения иностранных медицинских терминов он подготовил персидские варианты и использовал их в своей книге.

ИБН СИНА И ПОЭЗИЯ

Рассказывают, что Ибн Сина был талантлив в поэзии и стихотворчестве.

Ему принадлежат арабские и персидские стихотворения. Его важным арабским стихотворением является «Касыда айныйе рухиййа» (В связи с тем, что последней буквой каждого бейта является буква "айн", этот стих называли "айныпе"). Эта касыда, состоящая из двадцати бейтов, описывает дарование души человеку.

Ему также приписывают некоторые персидские четверостишия. Некоторые из них очень известны:

Хотя и сердце сильно торопилось в этой пустыне,

Не знал одного волоска, но был дотошным.

В моем сердце сияло тысячи солнц,

Однако ни одна частица не дошла до совершенства.

Известно также другое четверостишие, где он отвечает тем, кто назвал его неверным:

Мое неверие - не игра, не слов пустых убранство.

Я верю в истину одну- вот веры постоянство!

Сейчас таких, как я - один, и если я неверный,

То, значит, правоверных нет, нет в мире мусульманства!

/Перевод С.Липкина/

Рассказывают, что он сочинил экспромтом следующее четверостишие:

Это мы /в надежде/ помилования твоего

стремились к дружбе с тобой/,

Отказались от исполнения обрядов и грехов.

Там, где твоя милость, пусть будет:

Не сделанное - как сделанное,

а сделанное - как не сделанное.

Другой поэт, который слышал это стихотворение из уст поэта, возражая ему, сочинил с той же рифмой:

О совершивший хороший поступок и плохие тоже!

Теперь просишь своего освобождения?7

Не надейся на помилование, /так как/ никогда не будет

Не сделанное как сделанное, а сделанное как несделанное.

ВИДЕТЬ И ЗНАТЬ

Рассказывают, что Ибн Сина был знаком с идеями ирфана, переписывался и беседовал с некоторыми известными арифами, в том числе и с Абу Сайд Абу-л-Хайром. Мухаммед ибн Мунаввар в книге «Асрар ут-тоухид» привел рассказ о встрече Абу Сайд Абу-л-Хайра с Ибн Сина:

«Однажды наш шейх, да освятит Аллах его могилу, в Нишапуре устроил маджлис. Ходжа Абу Али Сина, да помилует его Аллах, вошел в ханках шейха, они до этого не видели друг друга... /Абу Сайд сказал:/ «Пришел знаток мудростей». /Затем/ ходжа Абу Али с шейхом вошли в дом, закрыли дверь и в течение трех суток беседовали вдвоем...Через три дня и ночи ходжа Абу Али уехал. Ученики спросили у ходжа Абу Али, как нашли шейха? Сказал: «Все, что я знаю, он видит». Суфии и мюриды... спросили у шейха... «Как нашли Абу Али?» Сказал: «Все, что мы видим, он знает».

ТРУДЫ

Количество книг и трактатов Ибн Сины насчитывает около 250 наименований. Однако можно сказать, что примерно 130 произведений, несомненно, принадлежат ему, по поводу остальных произведений есть сомнения. Он был плодовитым ученым и писал в очень трудных условиях войны, бегства, заточения и скитания.

Выше мы упомянули две его известные книги «Канон» и «Шафа».

Одной из выдающихся книг Ибн Сины, которая считается его последним произведением, называется «Ишарат ва танбихат» ("Книга указаний и наставлений"). Эта книга написана очень изящной арабской прозой. Другое важное и известное его произведение - «Данешнаме-е Алайи» ('"Книга знаний"), написанная в Исфахане. Шах-мердан ибн Аби-л-Хайр в своей книге «Нузхат-наме-е Алайи» ("Книга чистоты") излагает причину написания этой философской богословской книги так:

«Слышал, что прежний правитель Ала уд-Доуле, да освятит Аллах его душу, сказал ходжа раису Абу Али Сине: «Если греческие науки были бы на персидском языке, я мог бы изучать их». По этой причине Абу Али Сина по велению /правителя/ сочинил «Книгу знаний». Когда он написал /книгу/ и преподнес /ее Ала уд-Доуле/, тот так ничего и не понял из этой книги».

Из остальных его произведений можно назвать «Уйун ул-хикма» ("'Источники мудрости"), «Тааликат» ('"Дополнения"), «Хайй ибн йакзан» ("'Живой сын бодрствующего") и другие произведения. Абу Али Сина воспитал известных учеников, из которых самым прославленным был Абу Обейд Джузджани, который последние 25 лет жизни Абу Али, находился всегда рядом с ним. Он считается научным сотрудником Абу Али Сины. Это он написал «Трактат об истории жизни великого ученого». Из других учеников Абу Али следует упомянуть Кийа Райис Бахманяра, который позднее считался одним из мудрецов XI века.

Рассказ об Абу Али Сина завершаем одним известным четверостишием, которое считали доказательством того, что он был шиитом:

До того, как вино любви разлили в бокал,

Заставили всколыхнуть за любовь влюбленного.

Смешивали с душой Абу Али и любовью Али,

Как молоко и сахарный песок.

АБУ-Л-КАСИМ КУШАЙРИ

СЕМЬЯ

Абд-ул-Карим сын Хавазан, известный как Абу-л-Касим, родился в 376/986-87 году в местечке Остова вблизи современного города Кучана (в Иране).

Дедами его были арабы, эмигрировавшие c полуострова Арабистан и Ирака в Хорасан, и их племя называли «кушайр». Поэтому он стал известным как Абу-л-Касим Кушайри.

Отец его был богатым, имел обширные земли для сельскохозяйственных угодий. Он умер, когда Абу-л-Касим был еще ребенком и оставил свое имущество сыну.

МЕЧТЫ МОЛОДОСТИ

Абу-л-Касим начал учиться с раннего детства, и начальное образование получил в родных местах. Он рос в родной деревне и управлял сельскохозяйственными землями и имуществом. В те времена был обычай: земледельцы и землевладельцы ежегодно отдавали часть своего дохода как харадж (налог) чиновникам государства. Бывало, сборщики налогов притесняли земледельцев, чтобы взимать больше налога.

Молодой Абу-л-Касим, недовольный уплатой хараджа (налога) и количеством налога, понял что, чтобы освободить свои земли от хараджа, ему надо поступить на государственную службу, и он решил стать мостоуфи. Мостоуфи был чиновником, определяющим количество хараджа в данной местности.

Но для того, чтобы стать мостоуфи, надо было знать счет и математику.

Этим наукам Абу-л-Касим не мог учиться в родных местах, поэтому богатый юноша отправился для изучения математики в большой и важный город того времени - Нишапур. Однако он еще не знал, какая судьба ожидает его в этом городе.

КУШАЙРИ В НИШАПУРЕ

Абу-л-Касим начал изучать математику в Нишапуре. В этом городе, который был центром науки, жили многочисленные учителя, преподававшие разные науки. Одним из видных ученых и арифов Нишапура был Абу Али Даккак. Однажды Абу-л-Касим случайно оказался на его маджлисе-собрании. На этом маджлисе Абу-л-Касим настолько увлекся Даккаком, что сразу забыл о своем желании изучить математику, и стать мостоуфи. С этого дня он примкнул к числу учеников Абу Али Даккака и больше никогда не пропускал его собраний. Он очень уважал своего учителя и постепенно приблизился к нему, и учитель тоже уважал его за усердие. Вскоре он стал самым прилежным учеником и последователем Абу Али Даккака и посватал его дочь Фатиму. Вскоре он женился на ней.

Искренность и привязанность Кушайри в отношении своего учителя никогда не уменьшалась и продолжалось после его смерти, так как Абу Али изменил судьбу своего ученика и приобщил его к морали и ирфану.

В Нишапуре Кушайри, кроме посещения занятий Абу Али Даккака, присутствовал и на занятиях таких видных ученых, как Хаким Нишапури и Ибн Фурак Исфахани, и обучался у них науке. После смерти Абу Али Даккака некоторое время он участвовал в собраниях таких великих суфиев, как Абу Абд ур-Рахман Суллами и Абу-л-Касим Насрабади.

Примерно в эти же годы он отправился в паломничество в Мекку. Рассказывают, что, когда он доехал до Харакана (в окрестностях Бистама), пошел повидаться с известным суфием и арифом шейхом Абу-л-Хасан Харакани, эта встреча настолько повлияла на него, что потом он об этом сказал: «Когда я приехал в Харакан, стал красноречивым и не осталось у меня слов».

Наши рекомендации