Инцидент между абу райханом и

СУЛТАН МАХМУДОМ

Хотя Абу Райхан и оставался у султана Махмуда около 15 лет, но между ними никогда не исчезали вражда и недоверие. Абу Райхан, который был свидетелем убийства своего учителя Абд ус-Самад Хакима в Хорезме, совершенного султан Махмудом, сам тоже был напуган и опасался султан Махмуда.

Султан Махмуд постоянно проявлял недоверие в отношении Абу Райхана Бируни.

Иногда султан Махмуд вынуждал Абу Райхана делать то, чего он не хотел. Абу Райхан как видный астроном был противником астрологии, но по желанию султана иногда вынужден был заниматься астрологией.

В книге «Чахар макале» приводятся следующие строки:

«/Однажды/ султан Махмуд... сидел /как-то/ в павильоне с четырьмя дверьми на крыше дворца города Газна.

Он обратился к Абу Райхану и спросил: "В которую из этих четырех дверей я выйду? Предскажи". Абу Райхан попросил астролябию ... написал что-то на листке бумаги... Махмуд приказал... в стене, обращенный на восток пробили пятую дверь, и через эту дверь он вышел.

И сказал, чтобы ему подали тот листок бумаги. А у Абу Райхана было на нем написано: "Не выйдет ни в одну из этих четырех дверей. В восточной стене пробьют еще одну дверь, и он выйдет через нее".

Султан Махмуд, видимо, искал повод, чтобы расправиться с ним. Он разгневался и приказал его сбросить с крыши двора на землю, но Абу Райхан упал на натянутый у средней крыши тент, тихонько опустился на землю и спасся.

Потом стало ясно, что он предвидел и это происшествие, и это было написано в его записке. Султан Махмуд разгневался еще больше и приказал отвести Абу Райхана в крепость Газны, где он шесть месяцев провел в заточении».

Низами Арузи продолжает:

«В эти шесть месяцев никто не смел напомнить Махмуду о случае с Абу Райханом... Великий ходжа Ахмед Хасан Мейманди все эти шесть месяцев искал удобного случая, чтобы заговорить /с Махмудом/ об Абу Райхане.

Наконец, /как-то/ на охоте он увидел султана в хорошем настроении и слово за словом навел речь на науку астрологию. /И/ тогда сказал: "Несчастный Абу Райхан! Он так прекрасно сделал два предсказания - и вместо халата и почетного двора получил оковы и тюрьму!"

Махмуд сказал: "Ходжа понимает, что я сам это знаю. И говорят, что этому человеку нет в мире равного, разве что Али ибн Сина. Однако оба его предсказания шли наперекор моему желанию.

А цари что малые дети: надо говорить слово сообразно их желаниям, чтобы быть угодным..."

После этого султан Махмуд приказал освободить его и сказал ему, чтобы он не говорил ничего против его желаний.

Несмотря на то, что Абу Райхану не нравилось находиться рядом с султан Махмудом, его присутствие в походах в Индию стало причиной того, что он долгие годы жил в этой удивительной стране и путешествовал в ее различных районах.

В северной Индии он общался с учеными и изучал санскрит и другие индийские науки, изучал культуру, историю этой страны и написал книгу «Ат-тахкык ма-ли-л-хинд» ("Разъяснения учений, принадлежащих индусам").

СПАСЕНИЕ ОТ СУЛТАН

МАХМУДА

Наконец, в 421/1030-31 году умер султан Махмуд, и АбуРайхан избавился от его преследований. Преемником султан Махмуда стал его сын Масуд, который имел хорошие отношения с Абу Райханом. Абу Райхан посвятил ему книгу «Масудовский канон». Эта книга является энциклопедией по астрономии.

Рассказывают, что, когда Бируни сочинил книгу «Масудовский канон», султан посылал ему вьюк серебра, одного слона. А он вернул это богатство в казну и сказал: «Мне это не нужно, я жил в бережливости, и мне не подобает оставлять эту привычку».

Султан Масуд умер после двенадцатилетнего правления, и на престол сел его сын Моудуд. Моудуд также хорошо относился к Абу Райхану. Абу Райхан посвятил ему книгу «Aл-джамахир фи марафат ил-джавахир» ("Книга по определению драгоценных камней"), которая была каталогом ювелирных изделий и драгоценных камней. Абу Райхан находился в Газнс до конца правления Моудуда, и, таким образом, он долгие годы своей жизни провел рядом с газнавидами.

ЭПОХА БИРУНИ

Абу Райхана Бируни считают величайшим ученым-энциклопедистом в истории человечества. Он был талантливым ученым, имел критичный и всесторонний ум, сильно преуспел в анализе научных проблем. То, что отличает его от других ученых, это его научные взгляды, являющиеся результатом его работы, стараний и исследований. Его место в истории исламской цивилизации настолько высоко, что Джордж Сартон, автор книги «Введение в историю науки», семь эпох развития науки назвал именами мусульманских ученых, а шестую эпоху из них назвал - «эпохой Бируни».

Абу Райхан Бируни в основном был математиком, астрономом и великим ученым своего времени. Он самостоятельно построил угол треугольника и составил тригонометрические таблицы. Он точно установил плотность восемнадцати драгоценных камней и металлов. Он также открыл геометрическую прогрессию в клетке шахматной доски.

Еще он открыл тайну чисел лепестков роз и пришел к выводу, что число лепестков у всех цветков бывает 3,4,5,6 или 8, и никак нельзя найти цветок, имеющий 7 или 9 лепестков.

Абу Райхан очень интересовался вопросами возможности движения земного шара вокруг солнца. Хотя он не пришел в этом вопросе к правильному выводу, но он сказал: «За всю мою жизнь это был единственный вопрос, на который очень трудно было ответить утвердительно или отрицательно».

Он глубоко изучал и философию. Он не воспринимал некоторые идеи Аристотеля, распространившиеся среди мусульман, и об этом писал Абу Али Сина. Однако переписка закончилась ссорой.

Рассказывают, что в исламском мире ни у кого не было таких обширных сведений по географии, как у него, особенно математической географии, по календарям и летоисчислению разных народов. Его книга «Тахдид нахайат ул-амакен» ("Определение границ местностей") включает в себя его наблюдения, расчеты по математической географии.

Абу Райхан был специалистом и по геологии, и во время своих путешествий очень внимательно рассматривал и исследовал формы земель и гор. Он был внимательным путешественником, который изучал обычаи и нравы народов и анализировал их. Он исследовал жизнь индусов /индийцев/, евреев, сабеитов, христиан и других. В результате общения с представителями разных народов, кроме персидского и арабского языка он владел и многими другими языками, такими как согди, тюркский, сирийский и иврит.

ТРУДЫ

Абу Райхан Бируни написал много книг. Ему принадлежат 152 названия книг, трактатов и статей, 115 из которых относится к математике и астрономии. Из всех трудов Абу Райхана до наших дней дошло только 35 сочинений. Научная глубина и точность этих трудов среди сочинений других ученых того периода безупречна.

Абу-л-Фазл Бейхаки, автор известной книги «Тарих-е Бепхаки», который тоже был ученым и мыслителем, писал об Абу Райхане так:

«Видел книгу, написанную учителем Абу Райханом. Он был человеком, которому не было равных среди современников в литературе, философии и геометрии, и он ничего не писал безосновательно».

Одной из известных книг Абу Райхана является «Ат-тафхим ли-аваел санаат ат-танджим» ("Начальные разъяснения в искусстве распознавания звезд").

Абу Райхан писал свои труды на языке науки того времени, т.е. на арабском языке. Но эту книгу он написал и на арабском и на персидском языках. «Ат-тафхим - ценная сокровищница математических и астрономических научных терминов. Эта книга в течение долгих веков служила учебником для студентов математиков.

Из других известных книг Абу Райхана следует упомянуть «Асар ал-бакыя аи ил-корун ил-халия» ("Следы, оставшиеся от прошлых поколений"). Тема этой большой книги - календари и летоисчисление различных народов.

Книга «Ал-канун ал-Масуди» ("Масудовский канон"), посвященная султан Масуду Газнави, на самом деле является энциклопедией, включающей в себя исчерпывающие сведения об астрономии, тригонометрии и астрономической географии. Авторитетные ученые считают эту книгу самой совершенной книгой по астрономии в истории ислама.

Другая важная книга Абу Райхана «Ал-джамахир фи марафат ил-джавахир» (''Книга по определению драгоценных камней"), посвящена султан Моудуду Газнави. Это книга о драгоценных камнях и металлах.

Последняя книга, написанная Абу Райханом, называется «Ас-саййид лаху фи-т-тибб» ("Фармакология"). Эта книга посвящена фармакологии и была написана в последние дни жизни ученого.

Абу Райхан был ученым-энциклопедистом и всю жизнь занимался наукой и сочинением. Он делал перерыв в работе только в праздничные дни Ноуруза и Мехрегана или когда ему надо было заниматься своими личными делами. Остальное время он целиком занимался изучением, исследованием и сочинением. В конце своей жизни, ввиду того, что ослабли зрение и слух, он работал с помощником.

Абу Райхан был последователем ислама шиитского толка, но не был религиозным фанатиком и был свободомыслящим человеком. Он сам говорил:

«От принятия правдивых слов, из какого источника бы ни было, если найду - не воздержусь». Таким образом, шиизм его был сознательным. Он жил во времена распространения шуубизма (шуубиты - группа, которая была против завоевания арабами земли и культуры Ирана), поэтому находился под влиянием этого течения и имел шуубитские взгляды.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ

Абу Райхан жил относительно долго и прожил примерно 80 лет. Однажды астрологи предсказали, что он умрет в 60 лет. Однако, несмотря на различные болезни, которыми он болел в этом возрасте, он избежал смерти и прожил еще 20 лет. Он скончался в 442/1050-51 году. До конца своих дней он интересовался наукой.

Рассказывают, что факих Абу-л-Хасан Али сказал: «Когда у него замедлилось дыхание, я подошел к его постели. В таком состоянии он попросил меня: "Расскажи мне о счете, который говорил когда-то". Я сказал: "Разве сейчас время для такого вопроса?" Он сказал: "O достойный человек, что из двух лучше: умереть, зная, или умереть, не зная, как дурак?" Я рассказал ту задачу. Он выучил. Я вышел от него, еще не прошел и половины пути, как за моей спиной из дома поднялось рыдание».

ИБН СИНА

СЫН ЗВЕЗДЫ

Хусейн, сын Абдаллаха, имя деда которого было Сина, и поэтому ставший знаменитым в последующие времена как Ибн Сина и Абу Али Сина, родился в 370/980-81 году в деревне Афшане вблизи Бухары. Его отец был правителем от саманидского государства в селении Хоррамсин в том же районе. Его мать называли Сетарой (Звезда), она была местной девушкой. Когда отец женился на Сетаре, она осталась жить в деревне Афшане. Их сын Хусейн родился в этой же деревне и там жил до десятилетнего возраста.

МИЛЫЙ РЕБЕНОК ИЗ БУХАРЫ

Хусейну было 10 лет, когда его отец поехал в Бухару. В те времена Бухара был одним из важных городов Мавераннахра и местом посещения представителей различных иранских, арабских и тюркских народностей, местом пересечения различных культур и обычаев. В Бухаре Хусейн начал изучать Коран и литературу. Рассказывают, что он был очень милым и умным ребенком, и когда ходил в мечеть, люди останавливаясь, смотрели на него.

УЧЕБА

Абдаллах, отец Хусейна, был последователем ислама исмаилитского толка. Исмаилиты - группа шиитов, которая в то время смогла собрать вокруг себя многочисленных сторонников. Они создали государство в Египте, прославившееся как Фатимидское. Исмаилиты имели большое влияние во время правления саманидов в Мавераннахре и Бухаре. Абдаллах находился под влиянием исмаилитов и познакомил своего сына Хусейна с взглядами этой группы. Он отправил сына к бакалейщику, чтобы изучать индийский счет. Затем Хусейн учился фикху у Исмаила Захида. Через некоторое время один из пропагандистов исмаилизма по имени Абдаллах Натили (Натил - местность близ города Амул) приехал в Бухару и жил у них. В это время Хусейн начал читать книги по логике и геометрии, и Абдаллах Натили помогал ему. За это время Хусейн проявил большие способности к науке. Хотя и нельзя сказать, что Натили был его учителем, но можно предположить, что он был его научным консультантом.

Через некоторое время Натили оставил Бухару и перед отъездом посоветовал отцу Хусейна, чтобы его сын занимался только наукой, а не другой работой.

Затем Хусейн приступил к изучению медицины и читал всю литературу по медицине находившуюся под рукой, и добился успехов. Уже в шестнадцатилетнем возрасте он начал преподавать медицину. В юношестве он начал изучать гуманитарные науки и в течение полутора лет занимался этим. Он почти не спал по ночам, занимаясь учебой.

Когда Хусейн начал изучать гуманитарные науки, сначала не все понимал. Однажды он сорок раз подряд читал книгу «Метафизика» Аристотеля, даже выучил наизусть, но ничего не понял до того, пока продавец книг на базаре не предложил ему другую книгу. Он не хотел покупать эту книгу. Но по настоянию продавца приобрел ее и принес домой. Эта была книга Фараби «Цели метафизики». Когда Ибн Сина прочитал эту книгу, то очень удивился, так как только с помощью этого трактата он смог понять книгу Аристотеля.

Таким образом, еще в молодости Ибн Сина глубоко изучил такие науки, как математика, природоведение, логика, философия, медицина и др.

Наши рекомендации