Бодрствование по ночам и одиночество
Абу Сайд возвратился в Мехне и выбрал для себя на длительное время бодрствование по ночам и одиночество. Все это время он избегал встречи с людьми, одевался скромно, мало спал и держал пост, ходил в пустыню, питался растениями и творил молитвы. Иногда, когда он долго находился в пустыне, отец шел за ним, приводил его в город и присматривал, чтобы он опять не ушел в пустыню.
Через некоторое время он снова поехал в Серахс и прибыл к наставнику Абу-л-Фазлу Хасану. На этот раз наставник отправил его в Нишапур к Абдаллаху Сулами для получения хиркы (суфийская одежда). Абу Сайд после получения хиркы вернулся в Серахс, и наставник сказал ему, чтобы он поехал на родину для наставления и напутствия людей.
СТАРЕЙШИНА ИЗ МЕХНЕ
Когда шейх Абу Сайд Абу-л-Хайр возвратился в Мехне, его встречали толпы людей. Рассказывают, что, когда шейх возвратился в Мехне, многие раскаялись, а соседи шейха даже вылили спиртные напитки (вина). Однако такое поклонение людей продолжалось недолго и через некоторое время, когда они увидели, что поведение и вероучение шейха отличается от поведения других суфиев и отшельников (захид), они отвернулись от него. Дело дошло даже до того, что пошли к судье (кази) и засвидетельствовали его богохульство, начали досаждать ему и беспокоить. Сам шейх об этом сказал так: «Однажды /я/ сидел в мечети. Женщины поднялись на крышу и рассыпали на мою голову пепел /золу/... дело дошло до того, что каждый, у кого была горсть пепла, ожидал, пока я пройду, чтобы рассыпать его на мою голову».
Примерно в это время у шейха умерли отец и мать, и он опять ушел в пустыню, и это продолжалось семь лет. Он иногда приходил в Серахс, чтобы повидаться с наставником Абу-л-Фазлом. Однажды он на год уехал в Амул и остался там у известного суфия Абу-л-Аббаса Кассаба, затем возвратился в Мехне и начал напутствовать людей в своем ханкахе. На этот раз проблем не возникло, и он жил в Мехне. Но летом ежегодно уезжал в Нишапур и оставался там.
АБУ САЙД В ТУСЕ
Когда он впервые поехал в Нишапур, по дороге заехал в Тус. Народ Туса встретил его и попросил, чтобы он выступил перед ними. Пришло очень много людей, поэтому даже не хватило всем места. Кто-то закричал: «Да помилует бог каждого, кто сумеет сделать шаг вперед с того места, где он находится». Абу Сайд, который находился на трибуне, сказал: «Да благословит Аллах Мухаммеда и приветствует!» и сошел с трибуны. Спросили: «Что случилось?». Ответил: «Все, что мы хотели сказать, сказал этот человек».
ШЕЙХ В НИШАПУРЕ
Нишапур был в то время одним из самых крупных и благоустроенных городов исламского мира. В этом городе жили многие ученые, последователи различных течений и религий, поэтому там часто организовывались научные и религиозные диспуты. Последователи каждой религии и каждого течения обвиняли в ереси своих противников. В такой атмосфере шейх Абу Сайд приехал в Нишапур и наперекор другим пошел по иному пути, стал проповедовать среди народа, и вокруг него собралось несколько человек. Постепенно число его последователей увеличилось, а подражающие святым рассердились, сидели и думали о том, как навредить Абу Сайду. Наконец, они обратились с письмом к кровожадному газнавидскому султану Махмуду: «Приехал сюда какой-то человек из Мехне и называет себя суфием, выступает на собраниях-маджлисах, на трибуне читает стихи, не говорит комментарии и постоянно посылает своим последователям изощренные призывы, занимается радением (сема) молодые танцуют, едят лузине (род миндальной халвы) и жареных кур и говорят: "Я -аскет (захид)...", и народ сразу собирается вокруг него и сбивается с истинного пути. Главным образом, он занимается подстрекательством простого народа. Если не примете меры, то очень скоро народ поднимет бунт».
Султан Махмуд дал право своим законоведам (фогаха) и судьям (казн) города поступить, как они думают, и вынести решение о шейхе. Они решили повесить его и всех его последователей (мюридов) и даже обещали назначить день исполнения этого приговора. Однако в это время шейх сотворил чудо и, заранее сказав, какое решение они примут, тем самым очень удивил их. После этого противники Абу Сайда отказались от своих решений.
Таким образом, он остался в Нишапуре и продолжал свою деятельность, и со всего Хорасана приезжали люди в Нишапур, чтобы увидеть его и услышать его выступления. Его проповеди были обращены не только к мусульманам, но также к евреям и зороастрийцам, из которых несколько человек с его помощью приняли ислам.
НЕЗАВЕРШЕННОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО
Шейх Абу Сайд через десять лет после того, как приехал в Нишапур, отправился в паломничество в Мекку. По пути он заехал в Харакан (один из подчиненных районов Бистама области Кумес, нынешний остан Семнан в Иране) и там встретился с известным арифом Абу-л-Хасан Харакани, остался у него на три дня, но эти три дня ничего не говорил и молчал. Когда его попросили, чтобы он что-нибудь сказал, он ответил: «Нас привели сюда, чтобы слушать». Он по совету шейха Абу-л-Хасана Харакани отказался от паломничества и возвратился в Нишапур. По пути в Нишапур в Бистаме посетил гробницу знаменитого арифа Байазида Вистами. Почему он отказался от паломничества, для некоторых остается открытым вопросом. Ответ на этот вопрос скрывается в учении и мыслях самого шейха Абу Сайда.