Девушка знатного происхождения
Рабиа, дочь Кааб Коздари, считается первой поэтессой, писавшей на языке фарси. Дата ее рождения точно не известна. По всей вероятности, она родилась в конце IX века. Семья Рабий вообще была арабской, и ее отец Кааб, был одним из амиров и военачальником Саманидов, который правил вокруг Балха и Коздар (город поблизости Бост в современном Афганистане), и поэтому она прославилась как Коздари и Балхи. Как видно из некоторых рассказов, Рабиа была современницей Рудаки. Часть ее жизни прошла в годы правления амира Наср Саманида.
Нет никаких сведений о детстве, учебе и жизни Рабии. Однако ясно, что она росла в благополучной аристократической семье и имела условия для учебы и всестороннего развития.
ПОЭЗИЯ И КРАСОТА
Рабиа вскоре добилась значительных успехов в поэзии и литературе. Она обладала редкой красотой. Современники в своих сочинениях отмечали ее редкую красоту, мудрость и совершенство. Она хорошо знала персидский и арабский языки и писала стихи на этих языках.
Рабиа смогла занять значительное место в истории персидской литературы. Мухаммед Оуфи в «Лубаб ул-албаб» пишет о ней: «Дочь Кааб, хотя и была женщиной, однако своей мудростью высмеивала мужчин мира. Была всадником обоих поприщ арен и властелином обоих слов - могущественной в арабском стихотворении и искусным мастером в персидской поэзии».
Она сочиняла изящные стихотворения, глубокие по содержанию, ее слова звучали нежно и проникновенно.
У этой девушки знатного происхождения, поэтессы, была удивительная судьба.
КРОВАВАЯ ЛЮБОВЬ
Когда умер отец Рабии, ее брат Харис получил в наследство положение отца и занял его место. Среди рабов Хариса был раб по имени Бекташ, турок по происхождению, очень красивый и с хорошими манерами. Рабиа, молодая и доброжелательная, влюбилась в раба своего брата. Однако на пути этой любви было два препятствия: первое - семейное и общественное положение обоих: Рабиа была девушкой свободной и из уважаемой семьи, а Бекташ был рабом. Другим препятствием было то, что обычно мужчина первым признается в любви, а признание в любви женщины к мужчине в некоторых культурах не одобряется. Поэтому Рабиа молчала, но день за днем становилась печальной. Наконец, одна из близких ей женщин разгодала ее тайну. Рабиа передала через нее свои любовные стихотворения, и Бекташ ответил ей взаимностью.
О любви и страсти этих двух людей рассказывают дастаны и рассказы. В том числе пишут, что через некоторое время началась война. Харис отправился на войну, и Бекташ также участвовал в этом походе. Рабиа тоже была вместе с войском. Во время сражения Бекташ получил ранение и чуть не попал в плен. Когда Рабиа узнала об этом, она надела военные доспехи, накрыла свое лицо маской, села на коня и поскакала воевать, разгромила врагов и спасла Бекташа. Это событие, с одной стороны, показывает чистую и сильную любовь Рабии к Бекташу, а с друтой стороны, подтверждает, что Рабиа владела военным искусством.
Несмотря на это событие, любовь Рабии и Бекташа не стала общеизвестной, никто не обратил на это внимания. Эта тайна стала явью с помощью великого поэта Рудаки. Как было отмечено выше, Рудаки и Рабиа были современниками, и, по-видимому, Рудаки был знаком со стихотворениями Рабии, и они иногда читали свои стихи друг другу. Рассказывают, что однажды Рудаки проездом видел Рабию и читал ей свои стихи. Рабиа также читала ему свои стихи о любви к Бекташу, и Рудаки переписал и выучил наизусть эти стихи. Через некоторое время амир Наср ибн Ахмед устроил большое пиршество, в котором участвовали знатные люди страны и двора, в том числе Харрис, брат Рабии. Рудаки на этом пиршестве читал те стихи, которые слышал от Рабии. Саманидский амир, удивленный красотой стихотворения, спросил у Рудаки: «Чьи это стихотворения?». Рудаки ответил, что эти стихи сочинила Рабиа, дочь Коздара, о любви к рабу. Харис очень рассердился и решил наказать Рабию и Бекташа. По его приказу Бекташа бросили в колодец, а Рабию заточили в баню. Вскрыли ей вену, заперли дверь, заштукатурив ее. Таким образом, обрекли ее на медленную смерть.
Рассказывают, что Рабиа писала стихотворения своей кровью на стенах бани и, наконец, умерла став жертвой своей любви. Дата смерти Рабии так же, как и дата ее рождения, неизвестна. Но на основании вышеизложенного рассказа о ее смерти можно утверждать,что она умерла до Рудаки (т.е. в 329/940-41 или 343/954-55 году).
ПРАВДА ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?
Некоторые авторы и в том числе арифы считали Рабию суфием, и любовь ее также признали настоящей, а не абстрактной. Известный ариф Абу Сайд Абу-л-Хайр говорил о Рабии: «Дочь Кааба была влюблена в раба. Однако се любовь не была абстрактной любовью». Поэтому газели Рабии широко распространились среди суфиев.
Для благополучного окончания рассказа о судьбе Рабии, ниже приводим одно из ее дошедших до нас немногочисленных стихотворений:
Кругом цветы, цветы, цветы - бесчисленны они!
Как многоцветен ныне сад, он - как Аржанг Мани!
Не туча над землей висит - глаза Меджнуна
Недаром розы алый цвет щекам Лейлы сродни!
В траве агатовой тюльпан на кубок свадебный похож:
На дне - прозрачная слеза, внимательно взгляни!
С короной Кисры схож нарцисс: посередине - золотой,
А лепестки - из серебра, не помни!
Как будто веруя в Христа, наряд монашеский надев,
Фиалка синяя - смотри, скрывается в тени..
/Перевод Д.Виноградова/
АБУ-Л-КАСИМ
ФЕРДОУСИ
РОЖДЕНИЕ В ПАЖЕ
Мансур сын Хасана, который потом прославился как Хаким Абу-л-Касим Фердоуси, родился в 329/940-41 году в Паже - одном из исторических селений Туса. Низами Арузи в своей книге «Чахар макале» пишет: «Великий поэт Абу-л-Касим Фердоуси был из дехкан (землевладелец) Туса, из деревни, которую называют Баж (Паж). Это большая деревня, из нее набирают тысячи воинов».
Отец Фердоуси был из землевладельцев Туса. Дехкане были богатыми землевладельцами, которые даже после прихода арабов в Иран смогли сохранить свое положение и величие. Амир той области имел сад под названием «Фердоус», в котором отец Мансура был садовником, поэтому его семья прославилась под именем Фердоуси.
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
О детстве и молодости Фердоуси в наших руках почти нет сведений. Рассказывают, что он также вначале работал с отцом, занимался земледелием и накопил богатство. Низами Арузи пишет: «Фердоуси пользовался в этой деревне полным достатком и благодаря доходам от своих земельных участков ни от кого из себе подобных не зависел».
Об учебе и учителях Фердоуси также ничего не известно. Но судя по результатам его трудов «Шах-намс», он получил хорошее образование и многие годы своей жизни посвятил изучению мудрости и истории.