Дата и место рождения, семья

Байазид Вистами - знаменитый суфий и отшельник (захид) - был известен как святой и крупный представитель ирфана и суфизма.

Известный суфий Джунайд Багдади сказал о нем: «Байазид среди нас подобен Джебраилу среди ангелов». Его место и положение среди суфиев и арифов можно понять по прозвищу, которое ему дали. Арифы называют его «султан ул-арифин» т.е. «султан арифов» и «Фазел Бистами», т.е. «ученый Бистами».

О жизни Байазида Бистами отсутствуют подробные сведения. Это может быть по той причине, что были в истории люди - тезки, биографические сведения которых смешивались с сообщениями из биографии Байазида Бистами. Авторы обычно, чтобы отличить от других, называли его «Байазид-е акбар» т.е. «самый великий Байазид».

Имя Байазида было Тайфур, а имя отца-Иса. Байазид-сокращенная форма от Аба Йазид. Он родился примерно в 99/717-18 или 100/718-19, или 101/719-20 году. Местом его рождения был квартал/местность/ Муаййидан в городе Бистам, который находится в шести километрах от современного Шахруда в Иране. Бистам в то время был последним городом Хорасана, который отделял эту обширную область от области Кумес (нынешний Семнан, центр одного из останов в Иране). Он происходил из известной семьи. Деда его называли Сорушан, он был зороастрийцем и в последние годы правления Сасанидов был правителем области Кумес. Он считался одним из знатных и уважаемых людей той области. После завоевания мусульманами этих областей в конце VII века Сорушан стал мусульманином, и его семья также приняла ислам. Иса, отец Байазида, был сыном Сорушана.

В ПОИСКАХ ИСТИНЫ

Байазид с детства думал и размышлял об откровениях /чудесах/ творения и символах Всевышнего. В молодости он изучал Коран и религиозные положения. Однако спустя некоторое время начал изучать ирфан и откровения истины. Получив разрешение от матери, которую он сильно уважал, начал путешествовать в поиске истины. Поехал в Сирию (Шам), где долгие годы изучал в этих краях ирфан и суфизм. На этом пути он выбрал для себя многочисленных учителей и путеводителей, от каждого из них что-то слышал и чему-то учился. Затем отправился в Медину и поступил на службу имаму Джафар Садику.

НА СЛУЖБЕ У ИМАМА ДЖАФАР САДИКА

Имам Джафар Садик в те времена вел в Медине занятия, и многочисленные любители науки присутствовали на его занятиях. Байазид Вистами кроме учебы у имама Джафар Садика, стал работать у него в доме водоносом. Рассказывают, что имам Садик называл его «Тайфур Сака» и «Байазид Сака». После долгих лет учебы у имама Садика, которая, по мнению некоторых, продлилась до тридцати лет, имам понял, что Байазид смог открыть истину. Поэтому он разрешил ему возвратиться в Бистам и начать там напутствовать людей. Рассказывают, что имам Садик подарил ему свою джуббу (джубба - широкая верхняя одежда) и вместе с ним отправил своего сына Мухаммеда, чтобы он помог ему. Таким образом, Байазид отправился в родной город Бистам.

Некоторые считают неверными сведения об учебе и службе Байазида у имама Джафар Садика. Однако большинство историков, религиозных ученых указали на это и считали Байазида шиитом ввиду того, что он учился и работал у имама Джафар Садика. Мухаммед ибн Мунаввар в книге «Асрар ут-тоухид фи макамат иш-шейх Аби Саид» рассказывает:

«Байазид - был мюридом и водоносом Джафар Садика (да помилует его Аллах!), и он называл его «Байазид Сака». Байазид был последователем толка Джафара - имама семейства Мустафы».

ВОЗВРАЩЕНИЕ В БИСТАМ

Байазид вместе с Мухаммедом, сыном имама Садика приехал в Бистам. Однако вскоре Мухаммед скончался в этом городе и был там же похоронен. Ныне его могила находится в городе, поблизости от могилы Байазида.

Возможно, примерно в эти годы Байазид женился на Хурра (Азаде), и от нее родился сын, который, как говорят, умер еще при жизни отца.

У Байазида в Бистаме был масджид (мечеть) и ханках, и, несмотря на то, что большую часть своего времени он проводил в уединении, мудрецы и известные суфии приезжали в Бистам, чтобы встретиться с ним. Байазид пользовался большим уважением среди простого народа и даже среди немусульман города. Рассказывают, что его соседом был зороастриец. Однажды вечером, когда родителей не было дома, ребенок встал, испугался темноты и начал плакать. Байазид взял лампу и держал ее у окна соседнего дома, чтобы ребенок успокоился. Когда муж и жена пришли домой и увидели, что случилось, они оставили свою религию и приняли ислам.

Несмотря на это, необыкновенные речи, которые произносил Байазид, постепенно создавали для него трудности. Некоторые из арифов и суфиев произносят такие речи, которые называют «шатхийпат» ('"экстатические изречения"). В суфийской терминологии «шатх» обозначает речь, которую говорят в состоянии восторга, радости и страсти победы над внутренним миром. Подобные речи, не имеющие ничего общего с разумом и понятием лицемеров, на протяжении истории создавали трудности для таких арифов и суфиев и даже стали причиной смерти некоторых из них. Байазид тоже говорил такую речь. Однажды он сказал: «Я разбивал свой шатер на небесах Всевышнего». Другой раз сказал: «Преславен я, преславен я, сколь велик мой сан!».

Как пишет Аттар Нишапури: «Лицемеры не могли терпеть его слова. Он сам говорил людям: «Если я скрываю свое истинное состояние от вас, то вы начинаете упрекать меня, если вам открываюсь, вы не можете терпеть меня». По этой причине некоторые факихи /законоведы/ выступали против него. Один из ярых противников Байазида был Давуд Захири. Наконец, факихи подстрекнули своих последователей, чтобы они выгнали Байазида из города. Аттар Нишапури рассказывает: «Семь раз его выгоняли из города. Шейх спросил: «Почему меня выгоняете?» Сказали: «Ты плохой человек». Шейх сказал: «А кто в городе лучше, чтобы можно было сравнить меня с ним?».

Несмотря на необычные высказывания Байазида и на странные поступки, приписываемые ему, которые суфии называли чудом, Байазид придерживался религиозных положений. Он говорил: «Если увидите кого-то, летающего в небе, не удивляйтесь. Только тогда можете удивляться, когда увидите, что он действует на основании религиозных правил и оставляет то, что запрещено религией».

От Байазида дошло до наших дней около пятисот экстатических изречений, которые в свое время собрал его ученик (мюрид) и племянник Абу Муса. Вместе с тем Абу Муса говорил: «Я уношу с собой в могилу четыреста изречений Байазида, так как не вижу человека, достойного выслушать их».

Изречения Байазида собраны в книге «Ан-нур мин калимати Аби-т-Тапфур»? автором которой является Абу-л-Фазл Мухаммед ибн Али Сохлги. Некоторые из этих изречений отражены в произведениях персидских поэтов, в том числе Аттара Нишапури и Моулави. На основании некоторых его изречений они сочинили стихотворения. Кроме того, Аттар многие из этих изречений привел в «Тазкират ул-оулипа».

Байазид имел талант поэта, и ему приписывают некоторые стихотворения, в том числе и эти два четверостишия (рубай):

О любовь! Ты убила арифа и простых людей,

В результате страсти к тебе потеряли свое доброе имя.

Страсть твоих багровых губ вынес на улицу

Из кельи (соумаа) Байазида Бистами!

* * * * *

Если хочешь стать ближе к богу, будь приветливым,

До и после (встречи) с народом скажи добрые слова.

Хочешь быть верным обещаниям, как утро?!

Будь, как солнце, со всеми одинаковым!

СМЕРТЬ

Байазид, кроме нескольких паломничеств и коротких путешествий, никуда больше не ездил и до конца жизни оставался в Бистаме.

Он скончался около 184/800-01 года, когда ему было примерно восемьдесят лет. Его похоронили в центре города, рядом с базаром и могилой Мухаммеда, сына имама Джафар Садика. Мавзолей Байазида с первых дней стал местом паломничества простых и знатных людей. Абу-л-Хасан Харакани и Абу Сайд посетили мавзолей Байазида. Во времена ильханов, которые правили с 654/1256-57 года до 750/1349-50 года, во многих областях Ирана обращали большое внимание на мавзолей Байазида Бистами и Мухаммед ибн Джафар Садика. За это время не только провели реставрационные работы, но и построили рядом новые здания. Среди них выделяются келья и мечеть Байазида, которые были построены на месте прежней мечети и ханкаха Байазида.

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ

У Байазида Бистами среди суфиев было много последователей. Через одно-два столетия появилась группа суфиев, которые продолжали его учение, считали себя относящимися к нему и называли себя «тайфурипе».

Учение этой группы отличается от учений таких великих арифов, как Джунайд и Шибли Багдади и даже ходжа Абдаллах Ансари.

МУХАММЕД ИБН МУСА ХОРЕЗМИ

ДАТА И МЕСТО РОЖДЕНИЯ

Великий астроном и географ Мухаммед, сын Муса ибн Шакир, известный как Мухаммед ибн Муса Хорезми, родился около 180/797-98 года в Хорезме.

О раннем периоде жизни Хорезми у нас нет никаких сведений. Однако он, по-видимому, провел свое детство и юношество в родных местах, где и учился. В молодости его внимание так же, как и других жаждущих знаний и науки, привлек Багдад который в то время был столицей государства аббасидов и крупным центром науки. В этом городе проживало много людей из восточного Ирана, так как между аббасидами и иранцами, особенно хорасанцами сложились хорошие отношения.

Хорезми также оставил родные места и отправился в Багдад. Дата прибытия его в Багдад совпадает со временем правления Мамуна Аббаси, который управлял исламским миром в течение двадцати лет, т.е. с 198/813-14 года по 218/833-34 год.

ХОРЕЗМИ В БАГДАДЕ

В это время в столице аббасидов был важный и известный центр науки, который называли «Байт ул-хикма» ("Дом науки"). «Байт ул-хикма» был местом сбора известных ученых, писателей, переводчиков исламского мира. Этот центр имел очень большую научную библиотеку, где было собрано большое количество научных произведений греков, иранцев, индийцев, и ученые постоянно пользовались услугами этой библиотеки.

Большинство из книг было переведено на арабский язык такими известными переводчиками, как Хунайн ибн Исхак и его сын Исхак ибн Хунайн, Сабет ибн Кара, и многими другими. Хорезми также несмотря на молодость доказал свое величие в науке и ходил в «Байт ул-хикма». Кроме общения с видными учеными и участия в научных собраниях, которые проводились здесь, он пользовался огромной библиотекой. Он начал переводить некоторые книги, имеющиеся в этой библиотеке. Хорезми специализировался в различных отраслях науки, но в первую очередь он был известен как математик, астроном и географ.

ИЗВЕСТНЫЙ АСТРОНОМ

Хорезми является одним из замечательных астрономов в истории исламской цивилизации. Емупринадлежат важные исследования и научные труды по астрономии. В то время усилилось внимание к наукам о звездах и исследованиям о небесных телах. Поэтому вблизи Багдада была построена обсерватория, которая была известна как «обсерватория Шамасие». Эту обсерваторию можно считать первой обсерваторией в истории ислама.

Хорезми начал работать в этой обсерватории и некоторое время был руководителем астрономов. Он знал доисламскую астрономию Ирана.

Хорезми соединил эти сведения со сведениями индийской и греческой астрономии, которые были собраны в исламских научных центрах.

Таким образом, он проделал большую работу в плане формирования исламской астрономии. Одним из важных трудов, написанных Хорезми по астрономии, была подготовка известной таблицы «Зидж» (астрономической таблицы), которая прославилась под названием «Синд хинд сагир». Значение этой астрономической таблицы необходимо объяснить более подробно:

В 155/771-72 году группа индийских ученых приехала в Багдад, чтобы обучать мусульман некоторым наукам и помочь мусульманским переводчикам переводить индийские книги. Эта группа привезла с собой книгу под названием «Сидхант» ("Правильная книга о науке астрономии").

Аббасидский халиф приказал перевести эту книгу на арабский язык. Ученый по имени Ибрахим ибн Хабиб Фазази взялся за это дело и перевел книгу.

Однако скоро арабы изменили слово «Сидхант» на «Синдхинд», в котором было название страны, где была написана эта книга. Книга «Синдхинд», имеющая астрономические таблицы, стала полезным пособием для астрономов. Однако через полвека, во времена правления Мамуна, Хорезми сократил и дополнил эту книгу. Он добавил в текст «Синдхинд» сведения об иранской и индийской астрономии, а также написал «Предисловие» об астрономии. Таким образом, он создал книгу, которую называли «Зидж-е Хорезми». Для того чтобы не перепутать эту книгу с «Зидж-е Фазази», «Зидж-е Фазази» называли «Синдхинд кабир» ("Большой Синдхинд"), а «Зидж-е Хорезми» - «Синдхинд Сагир» ("Маленький Синдхинд"). «Синдхинд кабир» в отличие от «Синдхинд сагир» написан на основании только индийской астрономии, а «Синдхинд сагир» включает в себя иранские, греческие, индийские сведения по астрономии и поэтому этот труд считался более полным, чем «Зидж-е Фазази». Через некоторое время Хорезми пересмотрел книгу «Синдхинд сагир» и написал заново. Новый труд Хорезми также был использован астрономами при астрономических расчетах. Ряд видных исламских ученых, в том числе известный философ и астроном Иакуб ибн Исхак Кинди, знаменитый математик и географ Абу Рейхан Бируни, а также такие ученые, как Масламе ибн Ахмед Маджрити (Маджрит - город в Испании, который ныне называется Мадрид), написали о нем книги и трактаты.

Книга «Синдхинд сагир» была использована мусульманскими астрономами до XVII века. К сожалению, полный текст этой книги потерян, остались лишь некоторые ее части.

Другим научным трудом Хорезми была карта небесных светил и звезд, составленная по просьбе Мамуна.

Хорезми также написал книги о способе расчетов и использовании астрономических инструментов. Он написал две книги об астролябии, важнейшем астрономическом инструменте того времени, которые по праву считаются инструкцией по использованию.

Хорезми после Мамуна также смог сохранить свою репутацию видного астронома в столице аббасидов.

Известный историк Мухаммед ибн Джарир Табари рассказывает случай, показывающий известность Хорезми как астронома в научном центре исламского мира того времени:

«Васиг сказал, чтобы позвали астрологов. И среди приглашенных были и Хасан ибн Сахл и Фазл ибн Исхак Хашими и Исмаил ибн Ноубахт, и Мухаммед ибн Муса Хорезми... В основном были люди, которые знали астрономию. Затем изучили его болезнь, его звезду, дату рождения и сказали: «Долго будет жить», и будущее его определили 50 лет. Однако не прошло и десяти дней, и он скончался».

Конечно, можно предположить, что астрологи хотели поднять дух правителя, который был еще очень молодым. Поэтому такое неправильное предсказание, которое не имеет связи с научными законами, нельзя представлять как подтверждение малообразованности этой группы, в том числе и Хорезми.

ИЗВЕСТНЫЙ МАТЕМАТИК

Хорезми, несомненно, является одним из известных математиков в истории этой науки. В то же время Хорезми был одним из самых первых авторов книг по арифметике и алгебре в истории ислама. Можно даже сказать, что он самый древний математик исламского мира, произведения которого дошли и до наших дней. «Книга о сложении и вычитании» Хорезми - это первая книга о счете, которую мусульмане написали с индийскими цифрами. И знакомство европейцев с этой наукой произошла также через перевод этой книги. Перевод книги Хорезми, которая по латыни называется «Liber Algorismi» ("Книга Хорезми"), продолжает свое влияние на эту науку и до наших дней. Слова «Алгоритм» и «Алгорисм» являются видоизмененной формой имени Хорезми, и, конечно, нельзя их путать со словом «логарифм».

До XIII века милади, общепринятый счет с индийскими цифрами, носил вышеуказанные названия. Эти термины и в настоящее время употребляются в значении «особый способ счета в решении особых видов математических задач», как дифференциальный логарифм и употребляется в европейских языках в значении «счет» и «расчет».

Хорезми был первым человеком, который подверг исследованию алгебру отдельно от геометрии и ввел доказанные законы для этой отрасли математики. Его знаменитая книга называется «Алгебра и мукабала», она переведена на европейские языки.

Это самая древняя книга по математике в исламской цивилизации, которая дошла и до наших дней. Она не только стала причиной образования алгебры как отдельной отрасли математики среди мусульман, но и ее латинский перевод также стал точкой начала этой науки в европейских странах. Слово «джабр» в европейских языках (Algebre-Algebra), без сомнения, взято из названия книги Хорезми «Алгебра и мукабала». Эта книга в течение многих столетий служила основным источником научных исследований для европейцев в этой области, и об этой книге написаны многочисленные труды.

Хорезми в мире математики выступал с многочисленными инициативами. Он упорядочил и решил уравнения первой и второй степени и разработал способ нахождения ответа таким уравнением. Он также обратил внимание на тот факт, что уравнения второй степени имеют два ответа.

ИСКУСНЫЙ ГЕОГРАФ

Хорезми перевел на арабский язык известную книгу «География Птолемея», греческий или сирийский текст которой находился в библиотеке «Дома науки».

Однако в процессе перевода он добавил свои сведения. Таким образом, он написал книгу, известную под названием «Сурат ул-ард» ("Книга картины земли"'). Эта книга имеет таблицы с указанием географической долготы и широты городов, гор, рек и т.д. Книга «Сурат ул-ард» Хорезми занимает особое место в исламской географической науке, и некоторые компетентные авторы считали ее основой формирования этой науки среди мусульман.

В одной из известнейших научных работ, завершенных во время правления Мамуна, по его указанию была определена долгота одного градуса меридиана, которая была вычислена группой известных ученых с такой точностью, что даже совпадает с современными расчетами. Хорезми также был среди этих ученых.

В списке произведений Хорезми называется еще одна книга по истории, которая не дошла до наших дней. Рассказывают, что, по-видимому, всеобщая история и повествование в этой книге начинались со времен Александра Македонского и продолжались до времен Хорезми. Если эта книга действительно написана Хорезми, то можно констатировать, что он был одним из первых историков, написавший общую историю в исламском мире.

Хорезми - крупный ученый, которого многие авторы представили как самого значительного ученого своего времени, который сыграл большую роль не только в истории ислама, но и в истории мировой науки. Авторы разделили историю исламской науки на девять периодов, в которой второй период известен как «период Хорезми».

СКОРОПОСТИЖНАЯ СМЕРТЬ

У нас нет сведений о точной дате смерти Хорезми, так же как и о точной дате его рождения. Несмотря на это, можно сказать, что умер он после 232/846-47 года, так как в этом году Васиг позвал к себе астрологов, в том числе и Хорезми. Некоторые считают годом его смерти 232/846-47 год, а некоторые-236/850-51 год. Если это так, то Хорезми относится к тем ученым, которые жили недолго. В тот год ему было 55 лет. Если бы он прожил дольше, то написал бы другие труды и сделал бы много других открытий.

ИМАМ МУХАММЕД БУХАРИ

ДАТА РОЖДЕНИЯ И ДЕТСТВО

Мухаммед, сын Исмаил ибн Ибрахима, прославившийся как имам Бухари, является знаменитым рассказчиком хадисов суннитского толка и автором книги хадисов «Ал-джаме ус-сахих» ("Сборник достоверных хадисов"), известной как «Сахих-е Бухари». Он родился в 194/810-11 году в одном из селений Бухары и поэтому прославился как Бухари.

Город Бухара, ныне находящийся в Узбекистане, в то время был одним из городов обширного Хорасана. Семейство Бухари до принятия ислама было зороастрийским.

После завоевания Хорасана мусульманами его дед с помощью правителя Бухары принял ислам. Дед Бухари был богатым человеком и одним из авторитетных рассказчиков хадисов. Бухари в детстве потерял отца. Но благодаря большому богатству, оставленному отцом, а также воспитанию матери он не попал в трудное положение. Самым важным событием его детства была болезнь глаз и потеря зрения. Однако благодаря лечению врачей и уходу матери он выздоровел и стал зрячим.

НАЧАЛО УЧЕБЫ

Бухари с помощью матери начал учиться с раннего детства. Когда ему было десять лет, он стал изучать хадисы. Заучивание и запоминание хадисов требовало очень хорошей памяти, которой обладал Бухари. Поэтому он скоро достиг больших успехов в этой науке. Когда ему было одиннадцать лет, он однажды на уроке исправил ошибку учителя в одном хадисе, в результате чего получил похвалу. Этот случай поднял его авторитет среди соучеников. Он до такой степени превосходил своих соучеников, что они свои хадисы исправляли на основании его замечаний.

ПУТЕШЕСТВИЕ РАДИ ЗНАНИЙ

Бухари было шестнадцать лет, когда вместе с матерью и братом он отправился в паломничество в Мекку. Бухари после паломничества остался в Хиджазе для заучивания и запоминания хадисов и проявлял больше старания в учебе. Ему было восемнадцать лет, когда он написал свою первую книгу. После нескольких лет проживания в Хиджазе с целью совершенствования своих знаний он начал путешествовать и побывал во многих городах исламского мира, начиная с Хорасана до Ирака, Египта и Сирии. Во время этих путешествий он участвовал в собраниях-маджлисах видных рассказчиков хадиса и последовательно изучал хадис. По его утверждению, он участвовал в маджлисах более одной тысячи рассказчиков хадиса, среди которых можно назвать имена таких видных ученых, как имам Ахмед ибн Ханбал, руководитель группы ханбалитского толка, и Яхья ибн Моин.

Наши рекомендации