Высказывание со скрытым смыслом. Косвенные речевые акты

Речевое произведение может содержать не только эксплицитно выра­женное содержание, но и имплицитный (скрытый) смысл. Он выявляется адресатом при ориентации на ситуативный контекстили на выраженное звено определенных логических операций /например, названо следствие, а причина подразумевается/.

Адресату приходится искать вторичные смыслы. В распоряжении адресата лишь его знания, эксплицитно выраженное высказывание, стиль автора и различные параметры коммуникативной ситуации: общие знания о типовой ситуации, коммуникативная компетенция и т.д.

Эти условия создают предпосылки, которые достаточны для интерпретации имплицитного содержания высказывания. Сигналами к этому поиску становятся реальные или кажущиеся отступления от принципов и норм общения, языка, стиля. Так, повествовательное по форме предложение может под влиянием ситуативного контекста реализовать и непрямой смысл – выполнить функцию императива. Например, фраза: Ребенку // холодно! звучит не столько как констатация, сколько как причина, обуславливающая следствие: Так что накройте его одеялом, чтобы не простудился.

Одним из наиболее изученных способов косвенного выражения смысла являются косвенные речевые акты. В таких случаях «прямое», исходное значение данного речевого акта лишь мотивирует переносное, вторичное значение и как таковое в дискурсе отсутствует: Ты почему до сих пор не спишь?» ‘иди немедленно спать’;

Косвенные речевые актыможно разделить на различные типы в зависимости от признака наличия, степени и вида идиоматизации (конвенционализации). Между этими типами нет резких границ, поскольку идиоматизация происходит не скачкообразно, а постепенно.

1) КРА, которые производятся по регулярным и продуктивным моделям. Прямое значение этих речевых актов только мотивирует их переносное значение, не более того: Вы не могли бы передать мне соль?» ‘Передайте мне, пожалуйста, соль’.

2)КРА, понимание которых в переносном смысле зависит от ситуации и контекста, и они могут в другой ситуации пониматься и в буквальном, прямом смысле:Ты почему до сих пор не спишь? » ‘иди немедленно спать и т.д.,’

Самая высокая степень косвенности наблюдается в побудительных и вопросительных по форме и структуре высказываниях.

Скрытые обратные смыслы наблюдаются в высказываниях-сообщениях, где утверждение преобразуется в негацию:Он хороший // когда спит = Он нехороший!

Встречаются и восклицательные речевые акты, в которых говорящий выражает положительную или отрицательную оценку в зависимости от конситуации (ситуативного контекста): Учёба и друзья! = И только? Учёба и друзья! = О,это немало!

Вторичные смыслы наблюдаются в речевых актах-обращениях, имеющих форму повествовательных высказываний. Ср.: Ваня! = Берегись!.

Основные текстовые категории

Грамматическая категории текста-эта признак, кот.свойственен всем текстам, типологическая особенность, отражающая двусторонний хар-р текста, т.е. един-во его формы, структуры и содержания.

Гальперин

Модальность рассматривают как выражение реальности-ирреальности высказывания. Модальность худ. текста пронизывает все его части и коэффициент модальности меняется, кот. тем выше, чем отчётливее проявляется личность автора вегохп.

Интеграция и завершённость текста - понятие теории систем, означающее состояние связанности отдельных частей в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Результат интегрирования связан с категорией завершённости.

Автосемантия отрезков текста, т.е.форма зависимости и относит.независимости отрезков текста по отношению к содержанию всего текста или его части.

Языковая личность автора и образ автора

Коммуникативная компетенция – «способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения в рамках определённой сферы деятельности. В основе коммуникативной компетенции лежит комплекс умений, которые позволяют коммуниканту участвовать в речевом общении (в его продуктивных и рецептивных видах).

Связность текста

связность – одно из основных конструктивных признаков текста – отражает структурную сущность текста.Связность – структурное свойство, проявляющееся в смысловой целостности текста и имеющее языковые способы выражения. Связность линейна, синтагматична. Различают следующие связанности текста:

· коммуникативная – заключается в взаимодействии смыслов слов и словосочетаний текста;

· структурная (логическая) – обеспечивается наличием тема-рематических связей в тексте;не тождественна связности текста вообще, т.к. текст может допускать противоречия, несоответствия и пр. реализуется на уровне последовательности текстовых смысловых блоков.на уровне организации между абзацами, предложениями, ССц. Ключевые слова в начале абзаца, авторские вставки, отступления, слова логики, союзы, производные предлоги, вводные слова и конструкции, ряды однородных членов и обобщающие слова при них.

· семантическая – обеспечивается единством темы и микротемы.

Семантическаясвязность прежде всего определяется функциональным стилем текста и практически не зависит от авторской манеры письма, а исключением художественных произведений.

Исследователи также выделяют локальную и глобальную связности.

Локальная связность – это связность линейных последовательностей (высказываний, межфразовых единств). Данный вид связности определяется межфразовыми синтаксическими связями (вводно-модальными и местоименными словами, видовременными формами глаголов, лексическими повторами, порядком слов, союзами и т.д.).

Глобальная связность – это то, что обеспечивает единство текста как смыслового целого, его внутреннюю цельность. Глобальная связность (а она приводит к содержательной целостности текста) проявляется через ключевые слова, тематически и концептуально объединяющие текст и его фрагменты.

Виды текстовой информации

Не совсем понятен вопрос..

ИНФОРМАТИВНОСТЬ ТЕКСТА — предметно-смысловое содержание тек­ста как объект восприятия, хранения и переработки в тех или иных целях; получает отражение в следующих видах информа­ции:

1. Содержательно-фактуальная информация содержит сообщения о фактах, событиях, процессах, происходящих, происходивших, которые будут происходить в окружающем нас мире, действительном или воображаемом. Эксплицитна, т.е. всегда выражена вербально. Единицы языка употребляются в прямом значении.
2. Содержательно-концептуальная информация сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, описанными средствами СФИ, понимание их причинно-следственных связей, их значимости в социальной, экономической, политической, культурной жизни народа, включая отношения между отдельными индивидуумами, их сложные психологические и эстетически-познавательные взаимодействия. Не всегда выражена ясно. СКИ = замысел автора + содержательная интерпретация.
3. Содержательно-подтекстовая информация представляет собой скрытую информацию, извлекаемую из СФИ благодаря способностям единиц языка порождать ассоциативные и коннотативные значения, а также благодаря способности предложений внутри ССЦ приращивать смыслы. СПИ – факультативная информация.

Для обозначения речевых способов передачи информации существуют термин - функционально-смысловые типы речи.

Содержательная информация, как известно, бывает фактологическая, соответствующая эмпирическому уровню познания; концептуальная и гипотетическая, соответствующая теоретическому уровню познания; методическая, заключающая в себе описание способов и приемов усвоения информации; эстетическая, связанная с категориями оценочного, эмоционального, нравственно-этического плана; инструктивная, содержащая ориентацию на определенные действия. Эти виды информации отдельно или совокупно содержатся в разных видах текста. Например, фактологическая, теоретическая и гипотетическая информация характеризует прежде всего тексты научные; фактологическая и эстетическая - тексты художественные; методическая - тексты учебные; тексты публицистические и газетные (синкретичные по своей сути) рассчитаны на два вида человеческой деятельности - познавательную и ценностно-ориентационную и потому совмещают в себе разные виды информации - фактологическую, оценочно-эмоциональную.

Наши рекомендации