Билет №1 Литературное направление: история и теория вопроса. Спорные аспекты изучения.
ГОСы
Билет №1 Литературное направление: история и теория вопроса. Спорные аспекты изучения.
1. Литературное направление возникает в конкретный исторический период развития. Группа писателей, объединенных общностью творческих принципов, творческого метода, эстетических установок. ЛН возникает в определенный исторический момент, развивается и может сходить на нет в силу определенных обстоятельств. Литературное направление – категория конкретно-историческая. Лит. Направление – явление типологического ряда. Лит. Направление наполняется конкретно-историческим содержанием, когда мы обращаемся к произведениям. Это абстрактное понятие.
2. Разновидности:
· Классицизм
· Романтизм
· Реализм
· Сентиментализм
У каждого из этих направлений сложилась своя система жанров и принципов. Ведущая роль в возникновении формы литературного направления принадлежит художественному методу – системе творческих принципов.
3. Структура ЛН
Внутри ЛН могут возникать стилевые течения, стилевые потоки внутри течения, а может возникнуть школа. Стилевое течение – стилевая тенденция (психологическое, социологическое).
У школы (например, натуральная школа) есть учитель, авторитет – Гоголь. Теоретик – Белинский.
4. Стилевые течения романтизма: элегический, философский,
5. Спорные аспекты изучения.
1957 год Б.Г. Ризов – нет такой категории. На исходе XX века попытка отказаться от данной категории как стереотипа. Маркович «О литературных направлениях и построении русской литературы» (2-хтомник). Исследователь считает, что ЛН – это стереотип, который необходимо преодолеть. Аргументы:
1. Отдельное произведение может существовать вне какого-либо направления (Удодов синтез романтизма и реализма у Лермонтова в романе «ГНВ»). Он думал ,что они, романтизм и реализм, возникли в одно время.
2. Внутри одного и того же ЛН сосуществуют различные методы. Реализм, но в то же время возникают неоромантики (Мережковский, Фадюков и др.). Маркович заблуждается, так как романтизма как ЛН нет в этот период, возникает потребность в принципах изображения, которые уже были выработаны романтизмом.
3. Великие произведения литературы могут принадлежать всем направлениям сразу или находиться вне литературных направлений. ЛН – это категория для писателей второго ряда. Для произведений, которые порождены своим временем, и когда время проходит, произведение забывается. Творчество писателей второго ряда дает возможность увидеть общность миропонимания, уже сложившиеся эстетические установки.
4. Лейдерман не согласился с данной точкой зрения. ЛН – это художественная структура большого масштаба, претендующая на охват всех тенденций, сложившихся в литературном процессе. Дает увидеть главное, закономерное, то, что определяет движение лит. Процесса. Маркович же считал, что нельзя рассматривать литературный процесс как смену лит. Направлений. Он предлагал принцип картинности при описании лит.процесса.
Билет №17. Психологическая школа и ее представители. Теория внутренней формы слова, выдвинутая А.А. Потебней: ее сущность и функции.
1. Западная школа.
2. Научная деятельность Потебни.
3. Научная деятельность Овсяннико-Куликовского.
Психологическая школа складывается в 70-80 годы XIX века. Генетически она связана с культурно-исторической школой.
Физиология и психология. Представители французские – Поль Лакомб: историко-литературные явления определяются психологическими свойствами писателя.
Эмиль Энекен выступил с формулировкой задач псих.анализа: «Кто хочет изучить личность художника, то нужно в самом произведении искать указания на психологию художника, необходимо знание законов психологии».
Отвергнув биографизмСент-Бева. Энекен говорит, что можно откинуть биографию. Вводит понятие эстопсихологии – метод исследования эстетических эмоций. Нет такой эстетической особенности, которая нашла бы себе психологическую особенность. Тройному анализу подвергать произведение: эстетическому, социологическому и психологическому.
Художественное произведение действует только на тех, чьим выражением оно служит. Вильгельм Вундт.
Теория ВФ слова
Основные функции ВФ:
1. ВФ есть источник рождения новых слов. Источник образования.
2. Источник образности языка.
3. Утрата ВФ делает слово из образной речи в необразную, деловую ,научную.
4. ВФ неотъемлемый элемент структуры художественного произведения.
5. ВФ – основа преемственности литературного и языкового развития.
Сущность ВФ:
Он приводит перечни слов, в которых наглядны следы поэтического образа. Например: окно-око, медведь – ведает, где мед – ведуны – едят мед.
Голубь – голубой как небо. Стол – быть простланным, расстилаться, стлать.
Вывод: именно образный признак становится символом, замещающим все явления и значения слова в целом.
ВФ– есть центральный образ, преобладающий признак над всеми остальными.
Образность как главнейшее качество. ВФ арбуз – ребенок «абажур» - шаровидность.
Отношение представления к значению во ВФ. Язык напоминает человеческий организм. Как любому организму присуще изменение, изменение присуще и языку.
Человек, солнце стакан – слова, утратившее ВФ.
Итак, ВФ представляет значение слова образно, иносказательно, наглядно. Он анализирует слово Иван-да-Марья. Растение состоит из 5 лепестков, 2 лилового цвета и 3 желтого. Брат и сестра – по-украински. Восходит название к старинным народным песням, сказаниям о кровосмешении. Проезжий молодец женится на сестре, с которой судьба его разделила. Узнав, что они брат и сестра превращаются в цветок.
Выводы: образность – главное свойство ВФ слова.
Типизирующая функция ВФ слова: внешний мир безграничен, а человек ограничен.
ВФ замещает единичным множественное. ВФ как средство сгущения мысли. Сгущает всю совокупность признаков. ВФ заменяет все его стихии одним представлением (образом). Она не упрощает, а представляет всю совокупность признаков в одном.
Формула слова с ВФ троичная:
Слово с потерянной ВФ
Слово мифическое
Если поэтическое слово трехчленно: х аА, т.е. в нем есть значение, внутренняя форма (представление) и звук (внешняя форма), то в мифическом слове первые два элемента практически сливаются: а (х) А, причем «а» (образ, внутренняя форма) здесь не указывает на «х», а принимается за «х» (т.е. значение), отождествляется с «х». Эта кажущаяся мифическая «двучленность» принципиально отлична от двучленности «прозаического» (научного) слова: х А (в нем исчезает представление, внутренняя форма – «а»). В мифическом слове представление, внутренняя форма «а» не исчезает, но подменяет собой «х», отождествляется с «х», т.е. образ понимается буквально.
ГОСы
Билет №1 Литературное направление: история и теория вопроса. Спорные аспекты изучения.
1. Литературное направление возникает в конкретный исторический период развития. Группа писателей, объединенных общностью творческих принципов, творческого метода, эстетических установок. ЛН возникает в определенный исторический момент, развивается и может сходить на нет в силу определенных обстоятельств. Литературное направление – категория конкретно-историческая. Лит. Направление – явление типологического ряда. Лит. Направление наполняется конкретно-историческим содержанием, когда мы обращаемся к произведениям. Это абстрактное понятие.
2. Разновидности:
· Классицизм
· Романтизм
· Реализм
· Сентиментализм
У каждого из этих направлений сложилась своя система жанров и принципов. Ведущая роль в возникновении формы литературного направления принадлежит художественному методу – системе творческих принципов.
3. Структура ЛН
Внутри ЛН могут возникать стилевые течения, стилевые потоки внутри течения, а может возникнуть школа. Стилевое течение – стилевая тенденция (психологическое, социологическое).
У школы (например, натуральная школа) есть учитель, авторитет – Гоголь. Теоретик – Белинский.
4. Стилевые течения романтизма: элегический, философский,
5. Спорные аспекты изучения.
1957 год Б.Г. Ризов – нет такой категории. На исходе XX века попытка отказаться от данной категории как стереотипа. Маркович «О литературных направлениях и построении русской литературы» (2-хтомник). Исследователь считает, что ЛН – это стереотип, который необходимо преодолеть. Аргументы:
1. Отдельное произведение может существовать вне какого-либо направления (Удодов синтез романтизма и реализма у Лермонтова в романе «ГНВ»). Он думал ,что они, романтизм и реализм, возникли в одно время.
2. Внутри одного и того же ЛН сосуществуют различные методы. Реализм, но в то же время возникают неоромантики (Мережковский, Фадюков и др.). Маркович заблуждается, так как романтизма как ЛН нет в этот период, возникает потребность в принципах изображения, которые уже были выработаны романтизмом.
3. Великие произведения литературы могут принадлежать всем направлениям сразу или находиться вне литературных направлений. ЛН – это категория для писателей второго ряда. Для произведений, которые порождены своим временем, и когда время проходит, произведение забывается. Творчество писателей второго ряда дает возможность увидеть общность миропонимания, уже сложившиеся эстетические установки.
4. Лейдерман не согласился с данной точкой зрения. ЛН – это художественная структура большого масштаба, претендующая на охват всех тенденций, сложившихся в литературном процессе. Дает увидеть главное, закономерное, то, что определяет движение лит. Процесса. Маркович же считал, что нельзя рассматривать литературный процесс как смену лит. Направлений. Он предлагал принцип картинности при описании лит.процесса.